Циклокросс. Об удивительных велосипедах, созданных для всего

Дождливая погода? Непонятный климат? Грязь? Есть такие виды спорта,
где все вышеуказанное может быть в кайф. И речь идет не о каких-то
увлечениях для мазахистов, а о вещах, созданных для людей, которые
знают толк в удовольствии, и понимают – как его можно выжать из
совершенно невообразимых условий. Речь сейчас пойдет о циклокроссе и
циклокроссовых велосипедах.

Что такое дисциплина CX? Это спорт-ветеран, спорт-отец, из которого в
свое время родился горный велосипед и все его многочисленные
направления. Но похоже, что сын далеко не во всем превзошел своего
прародителя, и циклоросс, некогда потеряв локально свои позиции, снова
начинает обретать популярность и народную любовь.


Грязные ванные, сырость, пешие залеты в горы, безумный кросс-фит и
дикие скорости на прямых участках! За рубежом CX всегда жил своей
активной жизнью, в которых находилось место многочисленным соревнованиям
и хорошим информационным потоком от специализированных СМИ вроде
CXMAGAZINE и им подобным. Сегодня нечто похожее мы начинаем наблюдать и в
нашей стране. Серьезных гонок на циклокроссах немного, но они есть; а
недостаток их прекрасно компенсируется тем, что все большее количество
любительских кросс-кантри соревнований для владельцев горных велосипедов
становятся открытыми и для «адептов» направления CX.

Что такое циклокроссовый велосипед, и почему ему находится место в современном веломире




Визуально циклокроссовый велосипед напоминает шоссейный байк. Но при
детальном рассмотрении CX-байка различий найдется намного больше, чем
явных сходств. Размер колес циклокроссового велосипеда схож с шоссейным –
700C (28 дюймов), и в принципе, такой же, как на современных
маунтинбайках со стандартом 27.5 дюймов (с учетом большей толщины
покрышек получается тот же размер, и по сути, признание инженеров и
маркетологов в том, что лучший стандарт появился еще в 70е годы, и все
26-дюймовые и 29-дюймовые маунтинбайки скорее можно называть
своеобразным экспериментом, нежели проверенной классикой).


Колеса CX отличаются от шоссейных хорошим запасом прочности и резиной
с «грунтовым» протектором и более высоким кордом. Циклокроссовые колеса
не боятся грунта, выбоин, грязи – они цепляются за любую поверхность и
гребут там, где шоссейник давно бы уже переквалифицировался в ношу на
плече.



Отличия касаются и рамы с вилкой. Если на шоссе посадка лежачая со
смещением массы спортсмена ближе к передней оси, то на правильном
циклокроссовом байке сильно загружена задняя ось. Посадка на CX
вертикальна и заточена под сохранение неплохой управляемости в условиях
тяжелого грунта. Также стоит отметить и более высокий кареточный узел на
циклокроссовом байке, что сделано в пользу лучшей проходимости
велосипеда.


База на циклокроссах чаще длиннее, чем на шоссе, но достигается это
особенностями наклона рулевой колонки (на шоссе наклон рулевой меньший –
вилка расположена более вертикально к земле), а не большим размером
труб переднего треугольника. Что дает такая геометрия – лучший контроль
на спусках и устойчивость велосипеда при прохождении выбоин; велосипед с
вертикальным наклоном рулевой имеет лучший накат, но он стремится к
потере скорости и перевороту едва ли не на каждой кочке.


Рама у CX, хоть и смотрится довольно изящно, является на самом деле
прочной деталью велосипеда, вес которой, хоть и невелик, но все-таки
выше, чем у «бумажных» шоссейников.


Рулевое управление на циклокроссах часто представлено рулем-баранкой,
но не всегда. Прямой руль горных велосипедов сегодня также котируется в
CX, и на это есть ряд причин: с прямым рулем на техничных участках
велосипед все-таки ощущается намного интереснее, чем с рулем-бараном,
преимущество которого можно наблюдать только на скоростных элементах
легкого грунта, или шоссе.

Еще одна особенность циклокроссовых велосипедов – их тормоза. Наиболее
часто можно встретить на этих байках кантилеверы. Тормозное усилие у них
невысокое, но есть у этих коней один большой плюс – кантилеверные
тормоза устойчивы к грязевым ванным. Часто сегодня можно встретить на
передней оси и дисковый тормоз, причем как в формате любительского
циклокросса, так и в формате профессионального.


Шатуны циклокроссовых велосипедов часто имеют закрытую полую ось, это
делается с целью защиты элементов велосипеда от забивания грунтом.



Если подводить итог, то можно сказать следующее: CX не боится грязи и
техничных спусков по камням, корням и тяжелому грунту; но несмотря на
свою вертикальную посадку и геометрические особенности, он продолжает
прекрасно катить по прямой – да, аэродинамика будет уже не та, но он
едет, и едет неплохо!


Что же до маунтинбайка… то у него злее резина, а посадка позволяет
сохранять безупречное чувство велосипеда на сложных техничных участках,
на нем проще «вваливать» с горы, а зачастую, и на сложном подъеме, но
как только горный велосипед доезжает до ровных участков, то все его
преимущества начинают «дышать» вслед уезжающему в точку циклокроссу.


CX-велосипед – универсален, и в этом его конек


Если отойти от спортивных соревнований и поговорить о пресловутой
практичности циклокроссового велосипеда, то мы получаем идеальный
аппарат.


Как правило, в туризме много шоссейных участков , но любое шоссе в
настоящем походе сменится, сначала деревенским проселком, а потом
старой, заросшей и едва проглядывающейся тропой.

Условия совершенно противоположны, требуют разную технику, и навязывают
потребность в универсале. Пожалуй, по этой причине CX и находит себе
место, отбирая все больший кусок пирога, как у шоссейного мира, так и у
мира MTB.




Циклокросс – это весело!




Покатушки на циклокроссовом велосипеде – это когда половину пути ты
едешь на байке, а другую половину – он на тебе; это встегивание в
контактные педали на ходу; это техничное прохождение трейлов на грани;
падения, скорости, «кривые» банни-хопы через корни деревьев и
«просачивание» в тропах их тесных курумников.


В CX есть место развитию, эволюции, фану. Это не просто удобнейший
велосипед для туризма и соревновательная дисциплина… идея циклокросса
кроется в залезании по самые уши в грязь и получении от этого настоящего
удовольствия!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.