ОПЕРАЦИЯ-ШЛЕМ
Что есть шлем для велосипедиста?
Это важное средство вашей защиты, подобно ремню безопасности в автомобиле, которого (ремня) на велосипеде нет и быть не может.
А скорости на велосипеде иногда бывают вполне автомобильные. Да и без скорости неожиданностей хватает. 85% черепно-мозговых травм велосипедистов можно было бы избежать или сделать менее тяжелыми, если бы у райдера на голове был шлем.
То есть, если я буду в шлеме, мне уже ничего не грозит?
Нет! Необходимость быть постоянно внимательным, трезво оценивать ситуацию, соблюдать ПДД и вообще умения ездить это никак не отменяет
Также не отменяет необходимости следить за техническим состоянием велосипеда и выезжать только на исправном байке.
Тогда какой смысл в этой скорлупе, если я опытный райдер со стажем?
«Не искушай Господа твоего напрасно»
Кроме защиты на случай чего, многие модели шлемов имеют светоотражающие элементы (а некоторые — и красные светодиоды сзади), что повышает вашу заметность на дороге в темное время. А в светлое — велосипедист в шлеме как-то больше выделяется на дороге, неоднократно отмечено более уважительное отношение водителей — типа, спортсмен.
…Хотя конечно, каждый вправе сам определять меру необходимой ему защиты. Особенно, если вы катаете в одиночку. При езде в группе возможный несчастный случай с вами будет уже не только вашей проблемой, но ваших товарищей, которым придется отскребать вас от асфальта.
Поэтому при групповой покатушке шлем лучше иметь, а при наличии особых указаний на сей счет со стороны организаторов поездки — они обязательны к исполнению.
Как это работает, и каковы стандарты безопасности?
Основные составляющие — «прочный корпус» снаружи из фибергласса или пластика, иногда армированного металлической сеткой;
ударопоглощающий слой из пенопласта или других материалов: именно в нем образуются трещины при ударе;
мягкие вставки для удобной посадки на голове.
Чаще всего шлем предназначен на один серьезный раз. Энергия удара в значительной степени поглощается шлемом, вызывая его деформацию или разрушение (трещины), при этом в идеале вы можете даже не сразу понять, что приложились головой. Большинство шлемов после этого требуют замены, о чем производители предупреждают на наклейке внутри или в прилагаемом руководстве. Некоторые шлемы (обычно
не из дешевых) допускают повторное использование (multi-impact), о чем также вас оповестит производитель.
Однако ни один шлем не может быть бесконечно прочным, чтобы после
любого удара он мог служить дальше.
Отдельного российского стандарта на велосипедные шлемы нет. Поскольку все продаваемые у нас шлемаки все равно импортные, соответствовать они могут либо европейскому стандарту
EN 1078 (
EN 1080 — дополнительный стандарт для детских шлемов), либо американскому
CPSC. Второй более жесткий, надежность в принципе должна быть выше, но обычно это даёт более тяжелую конструкцию у вас на голове. Проверить на наличие знака соответствия можно, заглянув внутрь шлема и поискав там наклеечку.
Какой выбрать шлем?
Первое — тип шлема должен соответствовать практикуемому виду катания. Самой лучшей кантрийной «корзинки» может оказаться недостаточно на жесткой фрирайдной трассе или скоростном спуске по горному серпантину. В то же время ездить по городским улицам в фуллфейсе все же тяжело и жарко. Если попросту — большинству простых катальцев достаточно шоссейного/MTB шлема типа «корзинка», при трюковой езде и прыжках актуальна защита боковой части головы, тут уже лучше подойдет «котелок», ну и в экстремальных видах, когда есть вероятность на большой скорости вылететь с трассы, актуальна защита челюсти и шлем
мотоциклетного типа, в просторечии фулфейс.
Второе — шлем должен удобно сидеть на вашей голове. Размер шлема и доступные регулировки должны обеспечить плотную посадку, чтобы он не болтался на вашей черепушке, но и не сдавливал ее до выскакивания глаз из орбит, не ограничивал обзор и нигде не мешал. Также важна удобно подгоняемая по размеру и легко функционирующая застежка на ремешке. Вам должно быть удобно.
Хотя любая защита доставляет некоторые неудобства, и с этим придется мириться, если ее отстутствие чревато «неудобствами» еще большими.
Также есть мнение, что для шлемов с козырьком — козырек должен легко отстегиваться и отлетать в случае падения лицом, иначе это увеличивает вероятность травмы шейного отдела позвоночника.
Третье — эргономика и дизайн: необходимая вам степень вентиляции, вес, цвет, наличие сеток от насекомых, общий внешний вид и разные приятные примочки. С точки зрения безопасности, фактор наименее важный, но выбор начинают все равно именно с этого
Как правильно подобрать шлем?
1. Измерьте сантиметром окружность своей головы. На внутренней поверхности шлема обычно указан интервал размеров, на который он рассчитан.
2. Проверьте понравившуюся модель: внутри должна быть наклейка о соответствии стандартам CPSC или EN 1078.
3. Наденьте шлем и проверьте, как он сидит на голове. Между надбровной дугой и нижней кромкой шлема должны помещаться два ваших пальца.
Регулировочное кольцо на КК-шлеме или мягкие проставки в котелке должны обеспечивать плотную посадку.
4. Подгонка длины ремешка: используйте регулировочную пряжку возле застежки. Между застегнутым ремешком и подбородком должен проходить палец; тесьма не должна мешать вам открыть рот. (Под ремешком детского шлема должен проходить палец ребенка.)
5. Подгонка боковых тесемок: поднимите боковые регуляторы как можно выше, но так, чтобы они находились ниже ушей и не мешали им.
Где купить приличный шлем?
Там же, где и приличный велосипед: НЕ в супермаркете или на рынке, НЕ в ларьке, торгующем инвентарем и запчастями неизвестного происхождения, но в спортивном магазине, желательно велосипедной направленности. Если приглянувшиеся модели дороговаты, есть смысл поискать что-то из прошлогодних коллекций — на них бывают неплохие скидки, особенно осенью и зимой.
Во сколько мне это обойдется?
Все очень индивидуально. Можно перемерить охапку дорогих моделей и найти «свой» среди простеньких дешевых шлемов. Все, что соответствует стандартам безопасности и подходит лично вам по указанным выше критериям, достойно занять место на вашей голове.
Шлем — это не украшение и не модный аксессуар, это — защита. Цены на котелки начинаются от 500 р, на кантрийные — от 800-900 р., топовые модели — от 3,5-4 тысяч, без учета скидок (зависит от бренда и наглости продавца). Обыкновенные фуллфейсы примерно 100-300 долл.
ПРИГЛАШЕМ ВСЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ ВЕЛОСАЙТЫ и МАГАЗИНЫ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НАШЕЙ АКЦИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ВЕЛОНАСЕЛЕНИЯ!
Совместная акция:
ФОТО СТРАШНЫХ ПАДЕНИЙ:
http://www.velomania.ru/uploads/posts/1217758705_blood.jpg
Вот что осталось от надежного фуллфейса Федора Шорина, котрый ехал со скоростью «быстрее не бывает» со склона в Красной поляне. Упал, очнулся: сотрясение мозга (легкое), перелом челюсти, рваная рана губы, многочиленные ушибы.
Присылайте в дорогую редакцию свои истории и фотграфии!