Культурная жизньПутешествия и туризм

Порт Байкал: Сдохни или Умри

Рассказ победителя конкурса рассказов о самом тяжёлом заезде, который проводило сообщество «Катальня Вело Иркутск». Автор — Язва Сибирская.

9 ноября 2021 года

Когда говорят про порт Байкал туристы обычно вспоминают отправную или финальную точку маршрута по Кругобайкальской железной дороге, но в местном велосообществе это место ассоциируется с другим сложным маршрутом. Сюда приезжают опытные МТБ-шники в тёплое время года, чтобы преодолеть пятьдесят километров леса и тридцать километров дорог от Байкала до Иркутска через Мельничный тракт по грязи, рекам, затяжным подъёмам и спускам. Маршрут на любителя и не является традиционным, поэтому катают его не все и не ежегодно. Наша задача многократно усложнялась одним главным фактором: мы поехали в начале ноября, который в нашем регионе уже можно считать началом зимы. Маршрут превратился из дневного в ночной и занял сутки, а в тёмное время суток температура упала с нуля до минус шести. Дорога же представляла из себя каток из замёрзшей грязи, луж и льда, а реки, которые приходилось форсировать ещё не успели полностью замёрзнуть.

Я проснулся 6 ноября в 5 утра от удара в стену. До подъёма оставался час, поэтому я решил не досыпать и залип в телефоне минут на сорок. Надев на себя всю заготовленную тёплую одежду, я отправился на центральный рынок к 7-ми утра, там мы должны были встретиться с Колей и попытаться уехать в Листвянку. Изначально на авантюру согласилось больше человек, но по итогу остались мы вдвоём. В этом году тёплый и сухой октябрь закончился резким похолоданием до -20 с небольшими осадками в виде снега, который не растаял и не набрал в массе больше, чем это нужно для поездки. Таким образом мы рассчитывали, что замёрзшая грязь будет преодолеваться легче, чем летом (нет).

В городе утром было холодно. Торговые площади только начали оживать, открывались киоски, на остановку начали подтягиваться люди, но маршрутки всё не было. Подозреваю, что самая ранняя маршрутка до Листвянки уехала в 6:50, прихватив всего двух пассажиров. Нам нужно было чуть больше, чем за час попасть на паромную переправу к 9-ти часам. Больше рейсов на другой берег по зимнему календарю не было. Поэтому у нас было два варианта развития событий – разобрать велосипеды и погрузиться в полупустую маршрутку, либо ехать к припаркованной неподалёку машине и добираться на ней. В 7:45 водитель на микроавтобусе всё-таки появился, но даже если учитывать, что мы погрузимся в уже полную к моменту решения вопроса маршрутку, что было нецелесообразным – мы рискуем опоздать на паром. Я сказал, что нужно ехать прямо сейчас, иначе мы просто не успеем. И мы поехали до машины, разобрали и погрузили велосипеды. И вроде бы можно уложиться за час, если постараться, но топлива, как оказалось, в баке почти нет. Откуда на заправке на выезде из города в субботу в 8:10 такая очередь из машин для меня осталось загадкой, и чтобы не терять каждую драгоценную минуту своего времени мы заправились на колонке с самообслуживанием. Летели по трассе со скоростью 120 км/ч. Первый тревожный звоночек прозвонил в момент, когда перед нами появилась маршрутка с госномером 666 ХА.

Дорога в Листвянку
Дорога в Листвянку

Ровно в 9 мы остановились у причала рогатка. Заранее договорившись о порядке действий, я выбежал к причалу, чтобы затормозить отправку парома, Коля же газанул до ближайшей парковки возле Байкальского музея и в темпе чечётки начал выгружать вещи и наш разобранный велотранспорт. Паром был на месте без опозданий, на него уже успели загрузиться люди с автомобилями. Байкал штормило, дул сильный ветер и паром нехило так раскачивало, поэтому нам дали 3 минуты на то, чтобы вернуться на борт и отправиться вместе со всеми. Пока я добежал обратно до машины одна из минут уже истекла. Мы похватали рюкзаки, баул и рамы с колёсами. Оставили машину в Листвянке и со всех ног помчались обратно к причалу. По пути Коля ронял крылья, а я задыхаясь от холодного воздуха и перегруженный вещами умудрялся подбирать их на ходу.

— Успели? С вас двести рублей!!!
— Подышать дайте сначала.

Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №2
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №3
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №4
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №5
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №7
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №8
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №9
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №10
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №11
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №12

Мы в порту, но самое сложное ещё впереди. Туман рассеялся и показалось солнце, стало значительно теплее. Мы установили колёса и переоделись, сняв всё лишнее, чтобы не взмокнуть при передвижении, день обещал быть жарким. Проехав по посёлку, мы повернули вверх в распадок, тем самым пересекая границу нацпарка, в который мы заблаговременно оформили себе пропуска (но их так никто и не проверил). Также Коля уведомил МЧС о прохождении туристического маршрута Порт Байкал – Иркутск, уточнил время отправления и обязался выйти на связь в 22:00. Заснеженный лес встретил нас подъёмом в гору и первыми подмёрзшими лужицами. У Коли стоял старенький шипованный «Айспикер», у меня злой «Трэйл Босс». Нужно отметить, что до этого я по снегу ездил только один раз накануне и то по городу. На раскатку времени нет, будем получать драгоценный опыт в жёстких условиях.

Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №13
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №14
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №15
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №16

Честно говоря, карту я не смотрел и маршрут заранее не составлял, думал, что маршрут будет проходить ближе к берегу Ангары, там как раз была дорога, по которой мы в далёком 2009-м году ходили на кладбище кораблей с ночёвкой в палатке. Куда шла та дорога я так и не выяснил, но поехали мы совсем в другом направлении.

https://www.strava.com/activities/6221540763

Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №17

Если летом здесь скоростной спуск станет развлечением в виде трамплина в грязь, то сейчас правила игры изменились. Дорога покрыта снегом и не совсем ясно, что именно под ним скрыто. Колея очень глубокая, грязь замёрзшая, отчего страдало управление велосипедом. Колесо проваливалось в колею, цепляясь педалями за её борта и это очень усложняло передвижение. Было не столько сложно ехать, сколько тормозить и снова трогаться. Я частенько спрыгивал с велосипеда, заваливался на бок или упирался передним колесом в провалившийся лёд. Лужи представляли из себя большие плоские круги с текстурой побеленной ДСП. Лёд на таких лужах раскатисто хрустел и трескался, иногда удавалось проехать, а иногда колесо проваливалось под лёд и смачно выплёскивало густую грязь наружу. Ехали мы, само собой, как черепахи и более того постоянно останавливались чтобы раздеться, одеться, обуться, сделать снимок, стравить давление в камерах, поесть, попить, справить нужду и так далее. Тащились до часу дня, когда была пройдена точка невозврата.

Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №18
На морозе лопнула крышка запасной фляги с водой, позже была «отремонтирована» изолентой, а ночью и вовсе исчезла после очередного падения.
На морозе лопнула крышка запасной фляги с водой, позже была «отремонтирована» изолентой, а ночью и вовсе исчезла после очередного падения.
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №20
Маршрут то и дело становился пешим.
Маршрут то и дело становился пешим.
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №22
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №23
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №24
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №25
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №26
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №27
Разлившийся замёрзший ручей.
Разлившийся замёрзший ручей.
Колёса проваливаются под лёд.
Колёса проваливаются под лёд.
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №30

Шипы не всегда спасали Колю от падений, он, как и я тоже падал. Вода и грязь налипали на обода, покрывая их коричневым слоем льда, который постоянно увеличивался в размерах и утяжелял колёса. А их было и без того сложно раскручивать даже на самых низких передачах. Кроме того, лужи становились всё больше и глубже. Я решил снять свои кроссовки до того, как они залитые грязью, полностью вымокнут и по рекомендации Коли переобулся в резиновые сапоги, надев под них дополнительно пару шерстяных носков и войлочную вставку. Проехав 18 километров, мы заметили свежие следы «Эндуро» и квадроцикла. Позже они выехали к нам на встречу, двигаясь обратно в посёлок от реки, которую не смогли преодолеть. Как я понял это были отец с сыном, у нас завязалась небольшая беседа. Сначала они не поверили, что мы собрались до Иркутска, пол дня же прошло, впереди реки, которые не понятно, как переходить, но есть зимовьё, в котором можно остаться на ночь. И с их слов это звучало максимально логично, что даже я уже начал подумывать о ночлеге и предлагать такой вариант Коле. Однако связи в лесу, само собой, не было и Колю это сильно смущало. Ведь МЧС частенько вытаскивают из леса как раз таких квадроциклистов, и, если мы им не отзвонимся нам наверняка потом выставят приличный счёт за «спасение». Первое зимовьё осталось позади, впереди нас ждали реки.

Коля не смог.
Коля не смог.
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №32
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №33
Привал. После того как были съедены хлеб колбаса и сыр – в ход пошли последние шоколадки, оставленные на позднюю ночь.
Привал. После того как были съедены хлеб колбаса и сыр – в ход пошли последние шоколадки, оставленные на позднюю ночь.
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №35
Коля вообще очень позитивный человек, сколько бы ни оставалось километров до конца маршрута – он этому рад.
Коля вообще очень позитивный человек, сколько бы ни оставалось километров до конца маршрута – он этому рад.
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №37

На 19-м километре нас встречает первая речная переправа через Аланку, замёрзшую только по краям. Течение сильное, река глубокая, по переправе не перейти. Коля доехал чуть раньше меня и провёл первую разведку на местности, уже успев вымочить одну ногу, зачерпнув воды в сапог. Пробираясь за ним по зарослям, мне в глаз прилетело веткой, да так, что в нём как будто нарушилось фокусное расстояние. Мы находим ближайшее узкое место реки вниз по течению, скованное льдом. Переход небольшой, но он успешно преодолевается. Через заросли пробираемся к дороге, она стала заметно шире и ровнее чем раньше. Но она по-прежнему ведет нас к Аланке, создавая еще две ледяных переправы на пути. После пробы льда они тоже успешно преодолеваются. Ледяных дорог на пути становится больше. У Коли начинает побаливать колено после падений.

Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №38
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №39
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №40
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №41
Обледеневшие обода.
Обледеневшие обода.

В шестом часу вечера мы добираемся до второго зимовья. 25-й километр пути, а день уже закончился! Начинает темнеть. Это наш последний шанс принять решение – остаться в лесу или выйти из игры. Связи по-прежнему нет. Я смотрел на ситуацию спокойно, пусть дорога оказалась не такой, как я себе представлял, но я знал на что шёл и был готов ехать до конца. Что ж, раз это наш последний аванпост, стоит осмотреться и подготовиться к ночной поездке.

— Здесь кто-нибудь есть? Здесь есть дол***бы??
— Здесь только два дол***ба, Коля… Только два.

Это клубное зимовье восстановил оффроад клуб «Протектор». В нём были просторные спальные места, печка-буржуйка, столовые принадлежности и два артефакта в виде велосипедных табличек, на одной из которых было написано «Порт Байкал 2017». Неподалёку была добротная баня. «Да, вот бы вернуться сюда летом» – подумал я и пошёл приматывать фонарь к рулю изолентой, а то сломанное крепление уже перестало держаться после очередного падения. Я надел вторую пару носков, куртку и мы поехали на встречу ночи.

Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №43
Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №44

Archspire

 Drain of Incarnation

4:20

Ночная дорога вела нас вверх в гору. Когда педали совсем не раскручивались – шли пешком. После длинного подъёма был длинный спуск, где приходилось нормально так оттормаживаться, прежде чем выйти на плоскач. На дороге стали появляться следы кабанчика. Позже их становилось всё больше. Разных следов, больших и маленьких. В какой-то момент на дороге их стало так много, что можно было смело предположить наличие целой стаи кабанов на местности. А потом появились и медвежьи следы… У Коли помимо колена заболело ещё и бедро, поэтому я периодически его обгонял. Колёса, продавливая снег и лёд наполняли тихий ночной лес разными звуками, которые напоминали мне звуковые галлюцинации в шахте: рычание собак, разговоры людей вдалеке. Но стоило остановиться, как лес снова замолкал. Но не в этот раз. Я отчётливо услышал громкий хруст веток слева от себя. Какое-то животное пробиралось сквозь чащу леса параллельно со мной. Я остановился.

— Коля, доставай фальшфейер!

Я испугался, что хозяин тайги проявит себя раньше, чем напарник преодолеет эти несчастные 10 метров до меня. Мы прислушались. Раздалось глухое рычание из темноты и хруст веток. До этого я никогда не слышал медведя вживую, такое тесное соседство со зверем мне совсем не понравилось.

— Не беги, медленно уходим.

Из защиты у меня был только велосипед, который делал меня визуально больше. У Коли же был в довесок охотничий нож, шокер и перцовка. Но никаких дополнительных мер принимать не пришлось. Прошагав какое-то время, мы остановились и прислушались. Тишина, животное отступило. Мы сели и потихоньку поехали дальше, оставив кирпичное производство позади.

Порт Байкал: Сдохни или Умри, изображение №45

Большой бревенчатый мост, перекрытый толстенной металлической трубой, символизировал о том, что мы добрались до границы нацпарка. За горизонтом в небе виднелось световое загрязнение, исходившее от города. Но впереди ещё долгий путь. Лужи на дороге стали больше, а лёд на них крепче, ведь температура воздуха падала. Мы заехали в болота, скакали по кочкам, время от времени теряя дорогу. Без двадцати десять появилась связь и с третьей попытки челлендж с МЧС был выполнен. Поисковый отряд на сегодня отменяется, будем спасать себя сами. 47 километров уже пройдено, еды нет, вода только из рек, ночь, мы в Хейских болотах, переходим реку Курма, теряем GPS-сигнал, возвращаемся обратно, ищем верное направление, возвращаемся на маршрут. Дальнейшую дорогу я помню смутно. Помню, как увидел первые искусственные огни вдалеке.

Где-то за болотами Хеи.
Где-то за болотами Хеи.

Наконец мы вышли к цивилизации, начали появляться следы людей и собак, заборы, частные дома, фонари и грунтовая дорога. О, эта дорога была просто великолепной по сравнению с тем, что были до неё. Коля уже был без сил, поэтому мы делали остановки на две-три минуты. Пока напарник входил и выходил из спящего режима я, одолжив его разводной ключ, сбивал лёд с ободов. Освободившись от ледяных оков велосипед стал быстрее набирать скорость. Так мы добрались до асфальта и увидели первые авто на трассе. Знакомые места определённо придавали уверенности в то, что маршрут будет завершён.

Каким-то волшебным образом уже на подъезде к городу мы наткнулись на круглосуточный супермаркет, куда и зашли погреться. Коля набрал еды и быстро стал возобновлять энергетические запасы, я же есть уже не хотел, меня тошнило. На заправке в Юбилейном мы разъехались по домам. Какой-то поддатый мужик в тапках услышав откуда мы приехали сказал, что мы психи. Ну, он, в общем-то прав. Последние километры по городу были для меня самыми тяжёлыми морально и физически, лес в сравнении казался мне очень тёплым местом. Я приехал домой 7 ноября, на часах было 5 утра.

Комментировать