Отчеты о поездках

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Итак, пропущу первую главу — о том, как это все планировалось и реализовывалось. Для краткости — ориентиром был Cape Epic, но по ряду обстоятельств мы с другом туда не попали и в итоге отправились в Португалию, на этот достаточно малоизвестный (но культовый) марафон, который проходит через всю страну с севера на юг — к морю, преимущественно по границе с Испанией.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Небольшое отступление — я обладаю не слишком выдающимися физическими данными, никогда не участвовал ни в каких гонках и марафонах — плюс 11 лет курения (бросил только в прошлом декабре) постоянный стресс на работе, плохое питание и отсутствие возможности качественно тренироваться породили оправдавшую себя на все 100% теорию, согласно которой не очень подготовленный велосипедист может частично компенсировать свою немочь благодаря крутому велосипеду. В прошлом году я съездил в одиночное семидневное путешествие \»Сергиев-Посад — Переславль-Залесский + окрестности\» и находясь в седле по 10 часов, с перекурами — не испытывал особых затруднений. Максмальная дистанция тогда была 70 км в день, без рюкзака.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

К этому марафону мы стали готовоиться, как только сошел снег и стало возможным выкатывать — я купил неопреновые наколенники и перчатки и старался выезжать как можно чаще, тренируя выносливость. Увы, получалось это делать очень нерегулярно, за что я и поплатился впоследствии.
О велосипеде. Я понимал, что никакой хардтейл не даст мне возможности длительного педалирования. Для этих целей накануне кризиса был куплен Giant Anthem S — обладатель самой прогрессивной на сегодняшний день системы подвески с маркетинговым названием Maestro. Байк предполагалось мощно проапгрейдить, так как покупался только ради рамы (она у всех моделей 2008 года одинаковая, сделана из какого-то фирменного джайнтовского aluxx 6000). В итоге проапгрейдить удалось все, кроме заднего аморта и подседельного штыря с седлом — путем компромиссов, вроде дисковой механики BB5 и руля, выноса, покрышек и вилки Marzocchi mx pro lo с моей старой Коны (участницы конкурса на лучший кастом-хардтейл
cool.gif ) и архидешевых контактов shimano 505. Друг ехал на стоковом двухподвесе Merida Trans-Mission TFS 900D, только поставил 400mm подседел WTB XTC.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Перелет компанией KLM был приятен, если не учесть высокую вероятность про*ба багажа в транзитном аэропорту Амстердама и 60 евро взноса за \»перевозку велосипеда\» в одну сторону с каждого. По правилам авиакомпании велосипед должен быть упакован в картонную коробку — что мы и сделали, запаковав велосипеды в пустые коробки из Соколей. Интересно, что у всех гонщиков велосипеды были в навороченых пластиковых кофрах — только у нас и у одного \»отца\» из Колорадо велосипеды были в коробках.

Что сказать об организаторах? Все было на высочайшем уровне — настолько, насколько это возможно при, как думается, весьма небольшом бюджете. Когда я сказал, что марафон \»культовый\» я имел ввиду вот что. Состав участников строго ограничен (в этом году было 69 человек — изначально планировалось 60 потом число увеличили, возможно кто-то не смог приехать). Кто успел зарегистрироваться и оплатить первые 50% взноса — тот и участвует в гонке. Взнос за участие — чуть меньше 1500 евро. Сумма включает ночевки в приятных сельских гостиницах, завтрак и ужин со шведским столом и вином, бесплантую настройку велосипеда после каждого стейджа. Вобщем, забот вроде никаких — приехал, принял душ, помыл байк, показал механику, если что-то беспокоит, поел и пошел спать. Никаких забот. Но проблема в том, что это действительно
гонка. У каждого гонщика на руле есть GPS фирмы Garmin (другие не катят — Garmin официальный спонсор), свой или арендованный у организаторов, и трасса размечена на нем — на самой дороге указателей практически нет. И ехать надо предельно быстро.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009


Подъем в 7 или 8, в зависимости от того, во сколько старт — в 9 или 10. Завтрак, и вперед, на старт. Все участники — тертые ребята, многим крепко за сорок. Кто проехал по нескольку раз Cape Epic, кто вообще все известные марафоны мира. TransPortugal некоторые из них считают сложнее Эпика — за счет сильных перепадов высот, в то время как Эпик более-менее плоский. Ломят все без исключения на плоскости 25-30 км/ч легко. И это после чудовищных подъемов и таких же спусков. Подъемы и спуски идут без конца, расслабиться удается очень редко. Грунт в основном — сыпучие мелкие камни, просто камни, булыжники, древние римские дороги мощеные камнем, тропинки среди кустов и т.п. Я не в состоянии забираться в гору на велосипеде и тащил его в руках (для чего специально купил ботинки Nike Kato III (за них отдельное спасибо парням из \»Зенита\», что не поленились и притащили нужный размер из кладовки — эти ботинки спасли меня от полного провала). Теория была такая — все апхмллы я тащу на руках, все даунхилы и флэты проезжаю максимально быстро. Но практика оказалась совсем другой — пока забираешься в гору устаешь просто нереально, сердце бешено колотится, изотонический раствор из фляжек пьется каждые пять минут, и тут даунхил — такой крутизны, что катить по нему без навыка просто опасно для жизни, приходится опять тащиться пешком — в итоге все мои попытки уложиться в регламент заканчивались чаще всего прогулкой в автомобиле. И тогда я мог наблюдать несущихся мимо на хардтейлах лидеров гонки и других монстров — включая старикана Грега, того самого, с картонной коробкой (на почти 20-и килограммовом подвесе Specialized Stumpjumper и на топталках
blink.gif ) — угнаться за ним было решительно невозможно — он стабильно пер под 20 км/ч и ни разу не сошел с дистанции и бравировал тем, что никогда не тренировался в езде на велосипеде, потому что \»это скучно\». Небольшой ресчерч в интернете показал, что \»старик\» (ему 56 лет) любитель побегать марафоны, а что он не просто так погулять вышел указывал Sram X-0 в качестве заднего переклюка.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Надо заметить — что задний переклюк Sram x7 был только у меня — все велосипеды довольно мощно проапгрейжены — XT и XTR явление весьма частое. Sram не очень популярен, грипшифты тоже. Вилки преимущественно Fox, чуть меньше RS (SID и Reba) — Marzocchi похоже полностью забило на рынок кросс-кантри — мурз был, кроме меня, только у одного участника, какая-то Corsa. Колеса — в основном вилсеты Mavic или вилсеты на DT Swiss. У кого-то были экзотических фирм типа Industry Nine, к экзотическим можно отнести и Hope — мои колеса были единственными на втулках Hope (супермеханик гонки Рикардо их похвалил, как и англичане, участники марафона — но их отношение к Hope осталось для меня загадкой). насчет тормозов — я не любитель гидравлики, хотя Рикардо сразу сказал мне, что самая дешевая гидравлика от Шимано лучше чем BB5 — такие дела.
Температура в первые дни была сильно за 30 градусов (34 показывали термометры в Лиссабоне, куда мы прилетели и откуда на автобусе всю велотусовку перевезли в Брагансу — город, где гонка стартует). За 30 градусов — означает, что вы катитесь, обливаясь семью потами, под палящим солнцем при полном отсутствии тени — деревья все какие-то жухлые, малорослые и тени не дающие. И катить надо изо-всех сил, так как если вы не успеваете на контрольный пункт вовремя — то вас сажают в автомобиль и забрасывают вперед (если еще остались силы и желание ехать), но при этом записывают только то время, которое вы смогли проехать в рамках регламента, до последнего еще не закрывшегося контрольного пункта — остальные ваши подвиги (мой рекорд — 125 км в день) остаются только в вашей памяти. Гонку замыкает специальный человек, который следит за тем, чтоб все было нормально и караулит слабейшего. Этим слабейшим чаще всего оказывался я. В итоге мне вручили трейсер, чтоб я не потерялся (после того, как меня каким-то образом теряли на контрольных пунктах — т.е. я проезжал их, судя по GPS но их не было на месте) и слегка ослабили надзор.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Теперь о даухподвесах. Их было пожалуй, около половины от общего количества, может меньше может больше. Все велосипеды — очень легкие. Много карбоновых. Самый популярный — Scott Spark. По части покрышек — у нескольких я видел \»мои\» Maxxis Crossmark, у подавляющего большинства были Швяльбе (произносят как \»Швяльба\») — все эти варианты из Рейсниг Ральф, Нобби Ник, Рокет Рон, Смарт Сэм и прочая, так же любят люди Hutchinson (Python, Piranha, Torro) у некоторых я видел Continental Race King 2.2. Проколы случались — я прокол заднее колесо только один раз (спасибо антипрокольной ленте Panaracer), но друг прокалывал колеса раза четыре, лента не очень помогала от колючек, которых местами очень много — колючими растениями огорожены грунтовые дороги, чтобы животные не ломились в разные стороны.
По причине велонеграмотности мы не стали заморачиваться с тьюблесс и герметиками и воспользовались дедовским способом — залепив в покрышки кевларовую антипрокольную ленту. А вот когда обнаружилось, что обрезиненный сосок автонипеля камеры Maxxis не пролазит в гнездо Mavic 717 я малость взбесился и остаток пути ехал то и дел подкачивая колесо. Меня стали искать, поднялась суета, за мной выслали машину, водитель которой похоже наврал, что не может найти меня по указанным мной GPS-координатам (я даже не слышал гула двигателя, хотя был практически в чистом поле) — в итоге я просидел час в кустах, в ожидании машины, хотя за это время мог доехать до последнего контрольного пункта — у меня на \»плоскаче\» открылось \»второе дыхание\» и я пер частенько догоняя до 25 км/ч, скорости для меня труднодостижимой. Не знаю, кто больше кого обламывал — я организаторов, или организаторы — меня. Но все же закон \»кто платит, тот и заказывает музыку\» никто не отменял. И идя на поводу у дружелюбных португальцев, срывая себе стейдж за стейджем я все больше уходил в раздражение и апатию.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Теперь о гонщиках — как я уже сказал, люди это не юные, состоявшиеся и многие не первый год пинимают участие в этом марафоне. Атмосфера царит очень комфортная и дружественная, хотя все держат дистанцию, как мне показалось. Мое знание английского позволяло обсуждать практически любые темы, в том числе и велосипедные, но понимание речи было малость затруднено — например речь американца или австралийца, живущего в Китае я понимал с трудом. Лучше всего понимался английский европейцев — голландцев и бельгийцев, нормально — англичан. На трассе, если видят тебя прохлаждающимся в реденькой тени кустов обязательно спросят, что случилось, не нужна ли помощь. Скорость, повторюсь, у всех очень высокая. Все едут с небольшими кэмелбеками за спиной, и флягами на раме. Я же вез полуторалитровую бутыль, здоровенный обрезиненный насос SKS, маленький фотоаппарат, мобильник, смазку для цепи (в большом почете смазка Rohloff — произносят \»Ролоф\»), запасную камеру (некоторые прикручивали камеры изолетной к раме или подседелу), бутерброды и пакетик с изотоническим порошком для фляг — вобщем, получалось как-то неспортивно. В итоге от вытянутой посадки (вынос 110 был не в тему на марафонской дистанции, об этом говорил Тинкер Хуарез на своем сайте — что для марафона предпочтительнее посадка на Rush, чем на Scalpel) у меня стало дико ломить спину в районе лопаток, а дешевые трусы с памперсом (Yoko), купленные по ошибке на размер больше, регулярно передавливали какой-то нерв на ноге, отчего ноги стали затекать — а большие пальцы на ногах вообще побелели и потеряли чувствительность — приходилось то и дело спешиваться и идти пешком минут 5-10 пока кровообращение не востстанавливалось более-менее.

Тут я хочу обратиться к продавцам — если вас спрашивают, почему эти п*дорские велотрусы должны обтягивать жопу, то отвечайте, что не потому, чтобы отводить пот, а вот почему — мокрый памперс будет елозить по вашей потной жопе и сползать туда-сюда, мешая нормально разместиться на седле, и без того не являющемся образцом комфорта. Так что трусы должны сидеть воблипку. Я никогда не ездил в таком трусняке, и был готов плюнуть на чертов памперс, разорвать его, растоптать и ехать в старых велосипедных штана Nike до щиколоток, но жара стояла совершенно нереальная и я отказался от этой затеи. Может и зря — особенно в конце гонки, когда пошли дожди и похолодало. Но кожа на ногах была спалена солнцем и прикосновение такани вызывало крайне неприятные ощущения. Я пользовал брендовый французский санблок La Roche-Posay 50+ за 18.99 евро, но его смывало потом, хотя он и помог мне хотя бы не обгореть совсем (я вообще практически не подвержен загару).

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Еще пару слов об экипировке, если не возражете. Через пару дней у меня на черепе отчетливо проступили следы от дырок в шлеме, и кожа там стала тут же сползать лоскутами. Посему — чувствительным к солнцу, лысым или лысеющим необходимо надевать бандану под шлем, чтобы не прожарить себе скальп. Меня выручил толстяк и весельчак Бруно, который шел вне гонки — стартуя в шесть утра он проезжал к вечеру всю дистанцию, но в реестре гонки у него всегда стояли нули. Бруно дал мне попользоваться одной из своих трех бандан, которые он попеременно одевал в качестве подшлемника на свой пышный хаер. Для него путешествие носило философский смысл и он не парился тем, что идет вне конкурса — у тебя всегда есть выбор — стартовать в шесть утра или быть снятным со стейджа, говорил он мне. Всегда есть выбор!

Вот так оно все и шло. День за днем надо было гнать, вглядываясь в маленький экранчик GPS-а, а по вечерам смотреть на вереницы многотысячеевровых байков, выстроившихся в очередь к механикам. Когда я спросил Рикардо, почему все эти карбоновые fancy bikes нуждаются в такой опеке он ответил, что эти байки — как автомобили Формулы 1. Вот такая вот аналогия.

Мои тормоза постоянно теряли мощность, а я торможу преимущественно задним колесом (так уж исторически сложилось), механик же вообще сразу сказал, что надо бы сменить задние колодки — но так или наче я еще продолжал жмакать эти BB5. То-ли крутые роторы Ashima Airotor хорошо кушали колодки, то ли тросики так мощно растягивались но вот ручку тормоза приходилось к концу дня дожимать чуть ли не до самой грипсы, от чего мои достаточно крепкие от постоянного узанья грипшифтов руки изрядно утомлялись.

Дорога? Чтотут можно сказать… Когда ты видишь утром в столовой мощного дядю с загипсованной от кисти по самую шею рукой, который только вчера отжигал на своем твентинайнере — как-то начинаешь понимать, что риск оправдан только в самых легких случаях. Пару раз на даунхилах были ситуации из которых я вышел чудом (я не умею проходить повороты на скорости и вообще не особо продвинут по части техники) — дубовая вилка прожалась почти на все свои заявленные 80-мм, меня кидало просто как тряпичную куклу и тут надо сказать спасибо Maxxis Crossmark 2.1 — покрышкам на мой взгляд довольно унылым и не харизматичным — они гораздо медленне идут по грунту, чем Panaracer Razer XC 2.1, которые я продал неадолго до гонки, но ощущуаются кроссмарки гораздо безопаснее — камни, корни, песок, мокрый асфальт — везде полет нормальный. Но вот грязи я боялся очень сильно, да она и была только на предпоследний день, который я пропустил, в надежде, что моя спина и ноги хоть немного восстановятся перед финальным днем.

Я не почувствовал, что этот отдых пошел мне на пользу. Даже наоборот — организм словно запротестовал, у меня резко заболели колени (о них я практически не вспоминал все напряженные дни марафона), еще сильнее стали затекать ноги и заломило спину да так, что я скинув рюкзак, стал его пинать на глазах у меланхоличного Руи, чувака, замыкающего гонку и спокойно заезжающего \»танцовщицей\» в любой подъем. Потом я вылил из бутылки воду и остался с двумя флягами на раме. Стало полегче, я стал гнать настолько, насколько позволяла перестающая гнуться левая нога. Это же последний и самый короткий — всего 95 км факин день! Я должен успеть к финишу! По пути мне встретился чувак с огромной шишкой в районе колена — он не мог крутить педали и орал, медленно двигая в гору свой хардтейл со втулкой Rohloff. Он попросился в машину. А я крутил и крутил факин педали и даже не удивился, что второго (из трех) чек-пойнта не было. Я просто проскочил его и \»понесся\» дальше — по моим прикидкам я успевал к закрытию третьего и последнего чекпойнта в обрез, когда на дороге появился этот долдон-водитель, делавший вид, что плохо говорит по английски и который \»не нашел\» меня по координатам GPS-а. Водила замахал рукой чтоб я тормозил, а я замотал головой, что вот х*й тебе золотая рыбка и продолжил свое стремительное движение.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Уже был виден океан, уже я несся навстречу финишу, как за спиной стали раздаваться непонятные крики Руи. Руи догнал меня и стал путанно объяснять что-то из чего мой переклинивший мозг вынес, что третий чекпойнт закрыт и мое время не зафиксируют в любом случае и что меня могут подбросить на машине поближе к финишу или же я могу сам одолеть эти жалкие 4 км — но идти их придется пешком, неся в руках велосипед над пропастью. И займет это час. Я не долго думая понял, что тащить велосипед с колющей болью внутри коленного сустава над пропастью мне не по нутру и поплелся за Руи к минивэну. На подъеме я захотел спешиться, но забитая грязью сраная 505-я педаль не отпустила ногу и я свалился в канаву — упав за гонку третий раз. И все из-за этой срани, о которой меня предупреждал
Raskladnoy. Я отпустил байку пару мощных пинков (потом выяснилось, что я разбил крепление велокомпа) и полез загружаться в минивэн.

В минивэне сидел то парень с коленом и Rohloff\’ом — мы встретились как родные братья. Но когда дорога что-то замелькала слишком быстро я спросил его — \»а куда мы едем?\». \»Пить пиво!\» ответил жизнерадостный \»немец\» (я почему-то думал, что он немец — раз втулка у него немецкая, наверное). \»Значит, наше путешествие закончилось?\» — спросил я. \»Да, как видишь\» — сказал \»немец\». Вот так и закончилось наше путешествие. Выгружали мы свои байки уже возле надписи \»Финиш\», где и жевали легкий перекус и плескались в волнах Атлантики монстры, прошедшие весь последний 95-км стейдж за какие-то пару-тройку часов.

Марафон TransPortugal-Garmin 2009

Я был в тихой ярости и понимал, что мне ничего не стоит свернуть челюсть или нос водиле-обманщику — пару лет тайского бокса позволяли мне это сделать без особых усилий. Но что бы это бы изменило? Что это бы дало в итоге? И вообще я должен был быть благодарен водиле, что моя нога еще сгибается — финиш и брызги океана не заменят ноги. Я был раздираем противоречивыми желаниями, обсудил свою истроию с другими гонщиками, которые спрашивали выезжал ли я сегодня вобще (я малость опоздал на старт) и меня начинало отпускать понемногу.

На банкете я сидел за одним столом с португальсктм чуваком, сломавшим руку (второй чувак, сломавший руку на банкет не пришел — еще кто-то сломал раму, кстати). Он был, как и я, подавлен. Он практически не говорил по английски и роль переводчика исполнила его дочь. Я дипломатично спросил его, что было виной падения — ошибка управления байком или какая-то техническая деталь, вроде вилки? Он ответил, что проблема была в его твентинайнере — он показал на примере пустого бокала для вина — там где обычный mtb начинает скакать, как угорелый, твентинайнер продолжает переть по прямой — в итоге на даунхиле с камнями внизу чувак просто зарылся в землю. И гонка для него закончилась… Так что я еще хорошо отделался. Второй чек пойнт мне так и не записали, да мне было уже все равно — проехав 62 километра, я обнаружил, что в ведомости у меня стоят жалкие 25.

Мой друг благополучно преодолел весь последний стейдж и проехал сквозь финишные ворота, доказав на практике свою теорию, что подготовка велосипедиста первична это во-первых. А во-вторых — что \»мерида — катит\».


Wood Cone/Евгений Акименко 
Фото автора


Еще много красивых фотографий от португальского специалиста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *