Велопоход по Киргизии: 1030 км красоты

Отчет о велопоходе по Киргизии

Кара_Балта-пер.Тёо_Ашуу(3586м.)-Суусамыр-Арал-Чаек-пер.Чильбель(3267м.)-оз.Сонг_Кёль(3013м.)-пер.Калмак_Ашуу(3446м.)-Кочкор-Оттук-Бар_Булак-Кызыл_Туу-Ак_Сай-Темир_Канат-пер.2540м.-Каргон_Булак-Тосор-оз.Иссык_Куль(1607м.)-Джети_Огюз-Каракол-Пристань Пржевальск-Иссык_Кёль-Тюп-Ак_Булак-Семеновка-Чолпон_Ата-Балыкчи-Бишкек

Протяженность маршрута: 1030км

05 июля-02 августа 2009 года

		
		\"...Лучше гор могут быть только горы, На которых ещё не бывал...\" В.Высоцкий 1966г.

карта:

День отъезда и дорога на поезде туда: 05.07.09-09.07.09г.

Прохладно. Казанский вокзал похож на растревоженный муравейник. Приехал заранее, за 1:30, чтоб спокойно можно было разобрать и погрузить велосипед. За час объявили о подаче поезда. Народ оживился-пошел поток отъезжающих вместе с провожающими, каждый из них загружен тюками и баулами, все скопились у входа на перрон и ждали прихода поезда. Вот медленно, тускло сверкая красными габаритными огнями, подошел поезд и тут началось! Во-первых, пошел как из ведра дождь, во-вторых, весь узкий перрон оказался забит под завязку так, что передвигаться по нему стало невозможно, в-третьих, сильно стемнело(отправка в 23:25) и на редкие фонари рассчитывать не приходится. Оли не видно. Что ж…Протиснулся в начало перрона, меня остановил человек в форме и спросил, что мол в рюкзаке везу. Я ответил, что турист. Служивый попросил показать паспорт и билет…Однако, понимая, что разжиться с меня будет проблематично, тут же переключил свое внимание на безразмерную телегу позади меня, которой я перегородил проход. Это меня спасло от лишних проволочек, я стал неинтересен проверяющим и быстро растворился в толпе. Нашел козырек здания, который был способен мало-мальски защитить меня от дождя(это последний перрон, примыкающий к зданию вокзала, кажется 15 по счету), и начал процесс упаковки велосипеда в чехол. Тут мимо проходит Оля и в царящем вокруг хаосе удается докричаться до нее. Мы нашли друг друга и это уже хорошо, но вот незадача: ее рюкзак явно перегружен -его разгрузкой мы займемся уже после приезда в Киргизию. Когда подошли к своему плацкарту, все тюки были уже благополучно распиханы где только можно и нам с большим трудом удалось разместить свои велосипеды на третьих полках вагона(получилось, что в разных плацкартных купе). Рюкзакам места на третьих полках уже не нашлось- мой до конца поездки путался под ногами, а Ольгин благополучно лежал у нее в ногах на второй полке, благо рост ей позволял это сделать)). Про поездку в поезде писать можно много…почти все, что сказано про азиатские поезда, да еще немосковского формирования- это правда, разве что барана там не режут))…4 таможни(московская, 2 казахстанские, киргизская), на которых поезд стоял намного дольше, чем положено(на одной из казахских границ, например, 5часов вместо 2 отведенных). Пограничники с собаками, перетряхивание вещей, перегоревшие тэны водных нагревательных баков, незакрывающиеся двери и отсутствие воды в туалетах, жара и духота, аромат запахов всех мастей и благодушие киргизских пассажиров-вот неполный комплект, который получаешь вместе с билетом на азиатский поезд…это непередаваемый колотит, который, хотя бы раз, но стоит попробовать любителям экзотики…

Итого пройдено: 5км.

День первый: 09.07.09г.

В 5:30 прибыли на станцию Кара-Балта. Погода отличная, но, несмотря на раннее время, уже тепло-значит днем нас будет ждать настоящая жара. Пообщались с линейными милиционерами, что мирно сидели на лавочке, прицепили рюкзаки и выехали в сторону города. Через пару километров оказались на центральной улице. Нам нужен был обменник и пока он не открылся, занялись перекладкой рюкзаков. В обменнике поменяли сразу по 4 тыс.р. по хорошему курсу (1р.=1,35 сом). Теперь можно было подумать о завтраке-перекусили в кафешке лагманом, яичницей, овощным салатом и лепешкой с чаем, двинулись дальше. С первых же минут, мы привлекали к себя повышенное внимание окружающих. Люди подходили, задавали вопросы, искренне желали нам доброго пути, в результате получался примерно следующий диалог: -«Вы откуда?» -«Из России» -«Что из России на велосипедах приехали!?» -«Нет, из России приехали на поезде» -«Откуда едете?» -«Из Кара-Балты» (дальше следовало краткое пояснение нашего маршрута и небольшие вариации на тему) … Еще часто задавались следующие вопросы: «Сколько вам лет?», «А Вы муж и жена?», «Есть ли у вас дети?», «В каком городе в России вы живете?», «Сколько стоит ваш велосипед?» и т.д. Позавтракав и сев на велосипеды, стало понятно, что далеко мы сегодня не уедем-сказывались 3 суток пути в поезде. Поэтому решили остановится в гостинице «Кара-Балта»(вполне так сносные номера для провинциальной гостиницы по 200сом с человека в сутки). Помылись в рядом расположенной через дорогу бане по 100сом, после чего испив чая в гостиничной кафешке «Натали» устроили себе послеобеденный тихий час. Выехали из гостиницы уже в пятом часу. Дорога на Бишкек отличного качества, но плотный трафик, через некоторое время обозначился поворот на Сосновку(трасса М-41), качество асфальта тоже(тут добрым словом можно вспомнить, кажется, корейцев, которые строили эту дорогу). И тут мы первый раз увидели горы- да, те самые горы, которые видели до этого только в отчетах велотуристов. Они были величественны, спокойны и на их верхушках висели грозовые облака …Мы начали неторопливо свое движение в сторону горного хребта: уклон еле заметен на глаз, но ехалось с трудом, темп больше 15км/час не могли поддерживать, плюс еще встречный ветер…до Сосновки доехали, сразу за ней начался заметный подъем в гору, подъехали к пункту контрольного взвешивания машин(наши рюкзаки слишком малы для такой процедуры)-посему поехали дальше…Въехали в ущелье и через пару километров сделали остановку рядом с дорогой у арыка, укрывшись за холмом от посторонних глаз. Интересная особенность арыка, у которого мы остановились: несмотря на явно наблюдаемый уклон, вода в арыке текла наверх!!!Сначала я решил, что работает насос, но насосы могут обеспечивать работу только в замкнутой системе…Позже, уже в поезде, мне объяснили, что в Киргизии есть несколько таких гравитационных аномалий, с одной с них нам удалось познакомиться…

Итого пройдено: 31км.

День второй: 10.07.09г.

Встали в 6:00.Быстрый перекус без чая. В 8:00 стартавали. Вы скажете: Зачем так рано, отдых ведь?) Все объясняется просто: в Киргизии в июле, если светит солнце, днем в долинах очень жарко(до 35-40гр.С)-поэтому было принято решение вставать рано, ехать до 13:00, потом фиеста до 16:30, и дальше до 19:00-20:00 опять велодвижение. Такой ритм дневной активности предполагал некоторую гуманность по отношению к нашим организмам и при этом позволял сделать ожидаемые 50 км. в день. Поехали дальше вдоль реки Кара-Балта. Продолжается постепенный набор высоты. Нас догнал англичанин-одиночка на велосипеде, из разговора стало понятно, что он едет в Китай через Ош, поулыбались и с хорошим темпом он умчался вперед(на перевале он был на несколько часов раньше нас). Ждем, когда же начнется обещанный 10километровый участок дороги, на котором набирается 1 км. высоты. Ага, вот он-как раз в том месте, где в реку Кара-Балта впадает река Абла, первую треть этого подъема мне удалось ехать на передаче 1:2 и 1:1, потом надоело упираться в подъем и пошел пешком, где-то позади шла Оля. Все чаще стали останавливаться, чтобы перевести дыхание. Виды потрясают. От солнца плавился гудрон на асфальте. С определенной периодичностью стали встречаться сломанные грузовики-водитель одного такого камаза торчал голыми пятками из под своей машины, а рядом лежало множество камазовских внутренностей вплоть до кардана. Прошли несколько(5?) небольших туннелей с боковой стенкой в виде колонн, но были полны ожиданием главного туннеля через перевал, который нам предстояло пройти, а его все не было видно…Заметно похолодало, да и время уже далеко за полдень, надо было торопиться, чтобы успеть пройти перевал сегодня…На одном из поворотов серпантина, пока мы отдыхали на подъеме, к нам подъехала машина и оттуда вышла молодая киргизская семья и напросилась сфотографироваться с нами на фоне наших велосипедов. Киргизы-народ доброжелательный и любит фотографироваться. Мы не смогли отказать им в этом удовольствии. Последние 15км. шли 5 часов. Вот и долгожданный перевал Тёо-Ашуу(3586м.) и туннель длиной 2564м. Туннель, в виду его загазованности, решили проехать на машине. Первый попавшийся рефрижератор стоил нам 500сомов на двоих. Цену назначил я сам, в принципе, можно было сторговаться и дешевле, но мы торопились пройти перевал засветло. Через 10 минут мы были уже на той стороне туннеля, водитель порекомендовал нам купить арбуз в фурах, что шли по трассе из Оша на бишкекский рынок, что мы и сделали, отдав за 5кг. арбуза всего 50сомов. Быстро съели арбуз, утеплились, надели габариты и начали спуск, темные очки только мешали, но времени искать в рюкзаке прозрачные уже не было, поэтому последние метры скоростного спуска в долину Суусамыр ехал что называется по ощущениям, велокомпьютер честно зафиксировал 62км./час на спуске. Вот и наш поворот на Суусамыр, оставили его на завтра, а сейчас стемнело и надо искать ночлег, да и поужинать нелишне, посему останавились у одной из многочисленных импровизированных кафешек-за 120сомов с человека нас накормили шорпо, чаем и лепешками с медом. Здесь же нам предложили ночлег в пустой полуразбитой бытовке-мы с радостью согласились-завезли в бытовку велосипеды, достали спальники и в 22:00 легли спать.

Итого пройдено: 67км.

День третий: 11.07.09г.

Встали в 6:00. Я спал плохо, ночью долго не мог заснуть, знобило, потом очистительные процедуры и стало немного легче, удалось немного покемарить, но не выспаться и осталась небольшая слабость. Ехать не хотелось, однако подумалось, что можеть быть кручение педалей на свежем воздухе добавят тонуса и было решено ехать дальше. Стартовали без завтрака, оставив хозяевам 50 сом за ночлег. Педали крутить практически не требовалось: продолжался спуск по долине Суусамыр. Сделали привал на речке перед поселком. Позже в нем же заправились продуктами и водой, а также зашли в аптеку пополнить запасы активированного угля. Едем дальше. Дорога превратилась в стиральную доску. Виды реки Кёкёмерен впечатляют. Очень сильный и быстрый поток- впору ставить ГЭС. В одном месте берег реки и дорога достаточно сильно подмыты –это только добавляет адреналина. Вдоль дороги встречалось много больших валунов размером с 2-3 этажный дом. Трафик минимальный. Проехали Кызылой, там есть турпредставительство компании CBT с гостевыми домиками. Магазины к тому времени уже закрылись. Спросили у местного аксакала: — «Где здесь можно купить лепешку?» — «Нигде. Но можно попросить» — ?! На нашу просьбу он 5 минут спустя вынес 2 лепешки. Мы отблагодарили его за это символической суммой 20сомов и поехали дальше. Ближе к вечеру встали на высоком берегу рядом с одним из притоков Кёкёмерена, недалеко от скульптуры барана. Поднялся сильный ветер. Хорошо, что остановились именно здесь и не поехали дальше, потому как впереди надвигалась гроза. Поздно вечером наблюдали красивую радугу. Ночью был дождь.

Итого пройдено: 59км.

День четвертый: 12.07.09г.

Встали поздно- в 8:30. Решили, что раз уж не получился ранний старт, то хоть позавтракаем тогда полноценно). Выехали со стоянки в 10:30. Проехали и пофотографировались на фоне очень красивых скал: множество оттенков коричневого, красного, зеленого и других цветов. Этот участок дороги вдоль реки Кёкёмерен, пожалуй, можно выделить как наиболее привлекательный. Через 10км. после старта доехали до поселка Арал, в этом месте в реку Кёкёмерен впадает река Джумгол. Здесь уже цивилизация: асфальт, магазины, автобусные остановки. Населенка пошла плотнее. Проехали Акташ, Кеной, Кызылджилдыз и добрались до Чаек. Там купили арбуз и пока его ели вокруг нас бегали мальчишки лет 5-6 и незлобно, но настойчиво выкрикивали фразы: «Дайте 10 сомов!», «Дайте 20 долларов!», т.е. менялись валюта, а вместе с ней и сумма, причем в разы, но смысл оставался тот же. Похоже, что другим фразам взрослые их не научили-мы оставили им часть арбуза и покатили вперед. По дороге встретились двое ребят на велосипедах, попросили насос подкачать шины. Не доежая до Каирмы, следующего после Чаека поселка, остановились полежать в тени деревьев и покупаться, а заодно и пообедать. Но видно, что мои приключения с животом не закончились, а только набирали обороты-я связал это с непереносимостью ошских арбузов и решил их больше не есть в этом походе, собственно, дальше ели только дыни…К моменту, когда пора уже было ехать дальше, поднялся внезапно холодный ветер, стал накрапывать мелкий дождик. Пришлось надеть теплые вещи. Потемнело. Время незаметно пролетело и надо было подумывать теперь о ночлеге. Ночевать у дороги на виду у всех как-то не улыбалось, поэтому поехали искать счастье ночлега в Каирме. В это время по дороге гнали стадо коров. Разговорились с пастухами, где мол, здесь можно найти ночлег. Они рекомендовали обратиться к старейшинам поселка, но и они не смогли ничего определенного сказать, рекомендовали поспрашивать у продавщиц магазина. Там также ждала нас неудача. И тут снова появился один из пастухов, которого мы видели чуть ранее-это был мальчуган лет 12-13, он подъехал к нам на своем велосипеде и сказал, что недалеко отсюда живет его бабушка и можно остановиться у нее в доме-у Нурсултана(так звали нашего проводника) была обаятельная улыбка и мы поспешили за ним. В доме были рады нам: нас проводили в дом, показали, где можно поставить велосипеды и пригласили на ужин в небольшую летнюю постройку. Внутри нее пол был застелен коврами с подушками, в центре стоял небольшой столик на коротких ножках. Сидеть возле такого столика можно либо в позе лотоса, либо возлежать на одном боку. Бабушка Нурсултана сидела как хозяйка в центре длинной стороны стола, что напротив входа, по бокам ее окружали 4 внуков, дочь и тесть. Мы сразу рассчитались с хозяевами за гостеприимство, отдали 200 сомов за 2 человек. Пока мы рассказывали о себе и спрашивали о предстоящей дороге, а также отвечали на многочисленные вопросы хозяев, был приготовлен и подан ужин. Нурсултан специально для нас по просьбе бабушки незаметно сбегал за сахаром в магазин. Нам очень хотелось спать, поужинав и еле дождавшись 22:00 мы попросили проводить нас в комнату для ночлега(гостевая комната- одна из самых больших в доме, всюду ковры: и на полу и на стенах; кроватей нет, спят на коврах, на которых стелят постель). Поблагодарив за ужин, отправились спать.

Итого пройдено: 50км.

День пятый: 13.07.09г.

Встали в 6:30. Быстро собрались, нас пригласили попить чай. На прощание сфотографировали всех домочадцев и пообещали выслать фотографию по возвращению домой. Быстро несемся по дороге в сторону Тюгёльсай. Утренняя свежесть позволяет ехать с комфортом. Там делаем остановку у магазина, пока покупаем всяко-разно, подходит пожилой киргиз, в прошлом дальнобойщик по России, разговариваем про жизнь, и про то, когда было лучше: кто выиграл-проиграл после развала Союза; тем временем продавщица сделала нам чай и мы пьем его в соседней бытовке. Тут же подходит местный бухарь, пьяный, но добрый мужик неопределенного возраста и занятий-после небольшого вступительного слова виновато вытаскивает у нас со стола пару печенюшек и удаляется восвояси…Все, больше не задерживаемся и не испытываем судьбу, садимся на велосипеды и мчимся до ключевого поворота в следующем поселке-Багыш. Перед поворотом, а читай, перед уходом на перевал, надо подкрепиться. Для этого есть кафешка, где мы основательно едим(салат+яичница из 3 яиц+чай с лепешками), не забывая при этом фотографировать хозяйских детишек. Нам подсказали местные, что до перевала 28км, а до озера Сонг-Кёль 35км. Движемся в сторону перевала, медленно набирая метры высоты и километры пути. А над перевалом непогода, надеемся только на то, что в горах погода быстро меняется и к нашему появлению у перевала появится солнце. Проехав 15 километров от поворота, понимаем, что сегодня перевал пройти не удастся-темнеет быстро и висит низкая облачность-до нее метров 200-300 по высоте. Делаем остановку на ночлег в удачно расположенной поблизости кошаре, но не успеваем до нее добежать сухими и за 200м. до жилища основательно промокаем под градом. 30 минут спустя дождь закончился, мы поставили палатку внутри кошары и зашили в одном из двух окон порванный и трепещущий на ветру полиэтилен. Теперь есть время для осмотра окрестностей-сделали небольшую радиалку на соседнюю вершину. Приготовились на горелке и поужинали. Ночью высыпали звезды, отлично был виден Млечный Путь-в Москве такое не увидеть, это точно… В 21:00 легли спать.

Итого пройдено: 35км.

День шестой: 14.07.09г.

Стартовали из кошары в 8:45. Низкая облачность, местами мелкая изморось. Дорога -грейдер, усеянный курумником, движемся пешком очень медленно и с остановками. Проехала милицейская нива с перевала. Пошли финальные серпантины. Вот и перевал Чильбель(3267м.). На перевале погода сломалась окончательно: то дождь, то град- очень жаль, если не удасться увидеть озеро Сонг-Кёль(3013м.), но вот ветер сдул облачную пелену и на мгновение открылся фантастический вид…или это показалось?!..ладно, едем дальше. А это что? Это самый страшный враг ободных тормозов-мокрая глина и не где-нибудь, а на спуске-едем по траве рядом с глинистой колеей. Несколько холмистых взлетов-спусков и несемся в бесконечную долину озера-именно сюда гонят скот летом чабанщики через перевал. Выглянуло солнце. Не успеваю убирать и доставать фотоаппарат, фотографируя эту неземную красоту. Вот тяжело буксуя, проехал минивэн с группой интуристов, вот кромка озера и юрты чабанов. Проезжаем 5 Холмов-в поиске места для купания, на третьем холме нашли такое место. Вода чистая и прозрачная, мелкогалечный берег в идеальной чистоте — мусора, характерного для крымского побережья нет и в помине; ровная озерная гладь не тревожна ни лодкой ни ветерком, кругом ни души(кстати, действует на 3 года мораторий на рыбную ловлю)…Оля искупалась полностью, а я купаться не решился-несколько раз помочил ноги в озере-вода холодная, после вытирания досуха чувствуется приятное покалывание кожи иголочками…Но вот мгновенно из-за соседнего холма налетела туча, солнце исчезло, стало холодно и пошел град, видимость упала до 100метров, укрыться негде и единственное спасение, которое мы разглядели у себя на пути-это юрта, куда на полной скорости мы и поспешили. В юрте спокойно и размеренно, чисто по-восточному, человек 7 киргизов разогревались водочкой, нас любезно пригласили ко столу. От водки мы отказались, мол спортсмены, а погреться у печки было самое время. Нам дали традиционные теплые одежды и усадили пить чай. Потом мы долго фоткались. Мне наконец-то удалось примерить национальный мужской головной убор-колпак. Нам рекомендовали для ночлега турбазу, которая должна была бы находится согласно киргизским оценкам в 10км. дальше по берегу. Не прошло и 20минут, как выглянуло солнце и местные ребятишки уже лепили из нерастаявших градин снежную бабу. Чуть согревшись и поблагодарив гостей за приют, мы покатили в сторону турбазы. 10км. конечно не расстояние, но что-то внутри рождало сомнение относительно киргизской точности в отношении оценки расстояний. Собственно, эти опасения были не напрасны, уже через 10км. другие чабанщики сделали новую корректировку-еще 8 км. до турбазы, а спустя 15 километров в полной темноте и немного замерзнув, даже после того, как утеплились, мы были у цели. По пути встретили 4 пеших французов-они были немало удивлены нашим велосипедам-ну что ж, не все путешествуют на двух колесах, как мы, кто-то ценит комфорт чуточку больше и предпочитает машину…Турбаза представляла собой группу юрт. Юрта №5 стала нашим домом на эту ночь, 350сомов стоила юрта с завтраком, а еще 150 сомов-ужин. На ночь в юрте затопили печки и зажгли свечи, печник гарантировал в тех погодных условиях в первую половину ночи примерно +15С, а во вторую половину- примерно +7С. Ночью была страшнейшая гроза, а на утро как ни в чем не бывало сияло солнце. Турбаза была организована туркомпанией CBT Kochkor. В адрес данной компании можно выразить только благодарственные слова.

Итого пройдено: 45км.

День седьмой: 15.07.09г.

Встали в 7:45. В 8:00 нам приготовили завтрак. Утром нас снабдили самой ценной и полезной информацией на предмет того, что можно посмотреть на Иссык-Куле; мы нанесли эти данные на наши карты, позавтракали и отправились в путь. В 10:00 выехали и спустя пару часов были на перевале Колмак-Ашуу(3446м.).По пути встретился чабанщик на лошади, из разговора выяснилось, что профессия чабанщика достаточно престижна, ибо 1-2 сезона и можно накопить на самую распространенную в Киргизии машину Audi 100(2500-3500usd правда это машины до 2000г.в., идущие транспортным коридором через Калининградскую область по Польше и Украине, однако они неплохо сохраняются в здешнем климате и прекрасно берут перевалы). Следующие 85км. пути были сплошной сказкой, ибо это был спуск, который варьировался от очень быстрого, как первые 10км. за перевалом(максимальная скорость 40-50км./час.), до медленного(со скоростью 25-40км/час.) – это оставшиеся километры до поселка Кочкор. В поселке Сары-Булак поужинали, а заодно переждали грозу, из-за которой пришлось задержаться с выездом до 19:00. Однако, последовавшие потом 36 км. пролетели на спуске за 1:20. В Кочкоре нашли частную гостиницу, в которой разместились уже французские туристы, путешествующие на белом минивэне(далее мы с ними пересечемся еще ни раз) и израильский турист-одиночка Рой, прекрасно говорящий на русском языке, которому всего 22 года и он уже несколько месяцев путешествует по Средней Азии. Оказалось, что в его английском путеводителе для проживания в Кочкоре рекомендована именно эта гостиница. Нам повезло с гостиницей и с ее обитателями. За ужином мы много и долго разговаривали с Роем о его Родине; о его путешествиях по Китаю, России; о его любимых русских писателях: Толстом, Достоевском, о толстовском всепрощенстве, соц.реализме и роли личности в истории…Лег в полночь. Одно из самых сильный впечатлений за вечер: это горячий душ и возможность постираться)))

Итого пройдено: 110км.

День восьмой: 16.07.09г.

Встали в 8:30. Позавтракали и проводили Роя. Сходили на базар, закупились продуктами, поели дыню, позавтракали в столовой, посмотрели местный универмаг. Попрощались с хозяевами гостиницы, которые вышли провожать нас целым семейством.(кстати: гостиница активно строится, ближайшие планы –это второй душ/туалет и юрта во дворе). Погода не радовала: по небу шли тяжелые облака, предвещая непогоду, так и произошло-неуспели отъехать пару километров, как нас настиг грозовой фронт-пережидали дождь с градом под навесом одного из ближайших магазинов. Дождь прошел, похолодало и мы движемся в сторону Орто-Токойского водохранилища. Тут на безымянном перевале нас застала мелкая изморось, небо затянула беспросветная пелена и озеро практически изчезло из вида. Остановились на перекус под одиноким деревом у дороги, где нас догнал кусочек синего неба-в очередной раз погода поменяла свой минус на плюс). Дальше ехали по местности, сильно напоминавшей страну Мальборо из одноименной рекламы, попутный ветер позволял держать, не напрягаясь, скорость 30-35 км/час, а солнце потихоньку подсушивало нас после дождя. От КПП повернули направо в сторону Оттука. Прямая, как стрела, и абсолютно без машин асфальтовая лента быстро домчала нас до поселка, по дороге несколько раз видели зайцев, в небе чинно парил орел-места действительно дикие…в 18:00 мы впервые увидели издали озеро Иссык-Куль(1607м.), это очередной этап нашего путешествия…Асфальт оказался плохого качества, грунтовые отбортовки есть не всегда, озеро видно очень эпизодически и до берега далеко. Однако вечерело, и пора было решать вопрос о месте ночевки. Появилась идея напроситься в гости к хозяевам деревни Кара-Талаа. Доехали до небольшой группы жителей деревни, спросили разрешение на постой-нас с радостью пригласил к себе в гости дядя Коля-в нашем распоряжении для палатки был целый абрикосовый сад, мы там быстро построились, сделали на горелке ужин и в 23:00 легли спать. Ночью опять была гроза.

Итого пройдено: 63км.

День девятый: 17.07.09г.

Выспались, попращались с гостеприимным хозяином и поехали дальше. Заправились в местном комке(так у них называются небольшие коммерческие магазинчики) печеньем и лимонадом «Буратино»(это моя слабость-на качественной газировке можно неплохо ездить). Наша цель-поселок Бар-Булак, там нужно найти соответствующий указатель и добраться до горячих источников. Чуть недоезжая до указанного места, встретили двух очаровательных швейцарок на велосипедах: Барбару и Терез-поулыбались, перебросились парой фраз на немецком и пофотографировались. Их велосипеды привлекли наше внимание планетарными задними втулки, почему-то XT педалями и боковыми сумками на передней жесткой вилке. Объяснил им, что таких сумок в Москве не купить, и девушки охотно разрешили сделать персональные фото указанных девайсов. Пожелали друг другу удачного пути и поехали дальше. Нашли нужный поворот, еще 4 километра после него и мы на курорте. В советские годы это место процветало, а сейчас разбросанные обветшалые постройки, заросшие бетонные дорожки, несколько гостевых юрт, и двухэтажный долгострой советской эпохи. Справедливости ради, надо отметить, что в центре возвышается красивый 2х этажный особняк с бильярдом и всеми полагающимися удобствами. Но самое главное не это, а небольшое здание, где за 30сомов можно полежать до15 минут в ванне. Вода слегка минирализированна, ее температура равна 40 гр.С. Там же, в служебном помещении, можно и помытся. А на улице рядом из трубы бъет родник того же состава -это для желающих бесплатно набрать воды и пополоскать руки/ноги. Совсем рядом Иссык-Куль, мягкая минеральная малосоленая вода. Сняли номер за 150сомов с человека, номер без удобств, зато рядом с море и утром завтрак с горячей лепешкой, которую хозяйка готовит под заказ. Тут обнаружилось, что наши велосипеды синхронно получили проколы на передние колеса(видно они тоже хотели отдыха), латанием дыр мы занялись после обеда, а в это время погода делала очередное светопреставление с грозой, темными грозовыми облаками и красивейшей двойной радугой. После ужина решили придумать себе культурную программу-еще на въезде сюда мы увидели рядом с одной из юрт ГАЗ-66 с торжественной надписью: «Интурист». Вечером мы поспешили туда, а как известно, что на ловца и зверь бежит, так вот нам навстречу из этой юрты вышла девушка и на ломанной русском предложила выпить( это была водка: «5 капель»), мы замялись(вот так, как последние алкоголики пить водку из горла на улице?!) и тогда она пригласила нас в юрту. Там сидело 3 человека-все немцы, в соседней юрте были еще иностранцы. Как выяснилось, немецкая туристическая фирма разработала под них специальный маршрут, они показывали нам специально напечатанные буклеты с трассировкой их маршрута. Впереди у них был базовый лагерь Пика Ленина. Попрактиковались в немецком языке, попили водки и разошлись спать. Последнее, что помню, когда вылезли из юрты, это было произнесенное с характерным немецким акцентом слово: «Мо-ло-ко» — довольная немка указывала в небо на Млечный Путь, «Milch» вторил я ей на немецком…

Итого пройдено: 25км.

День десятый: 18.07.09г.

Встали в 8:00. Позавтракали яичницей, салатом и чаем с горячей лепешкой. Полны решимости ехать сегодня дальше, вот только примем напоследок теплые ванны. Как бы не так! После ван наступил такой релакс, что тема отъезда отпала сама собой. Остались еще на один день). Взяли дыню, арбуз и пошли на море. Наблюдали, как пастух пасет стадо коров-загнал их пинками в море по колено и сам сидит на берегу-наверное это лучший способ не потерять свое стадо) Легли пораньше спать.

Итого пройдено: 0км.

День одиннадцатый: 19.07.09г.

Рано встали в 6:00, искупались в море, позавтракали, заранее заказав себе завтрак, и в 9:00 выехали. Теперь наш путь лежал до поселка Кызыл-Туу. Там, сразу после спуска за мостом, был неотмеченный указателем поворот налево, и вот по нему нам предстояло проехать примерно 18км. по каменистому грейдеру до мертвого озера(считается, что это озеро сопоставимо по целительному эффекту с известным израильским мертвым морем). По дороге на озеро было несколько луж, оставшихся от накануне прошедшего дождя, в одну из которых я умудрился упасть… Эта дорога достойна хорошего трофи, по крайней мере, на первой трети пути мы легко обгоняли тяжело ползущие меж камней и колдобин крутые джипы. При въезде на озеро взимается плата-50сомов с человека, выписывается пропуск на день, нам сделали исключение-выписали пропуск на неделю. Позже выяснилось, что пропускной режим работает с 9:00 и до 18:00, соответственно утром и вечером вход свободный, можно также обходить КПП через небольшие холмики, что многие и делали. Озеро впечатлило: оно небольшое, но есть все атрибуты- голубая и черная глины, передевалки, мусорные баки…надо сказать, что озеро поддерживается в чистоте-это приятно. Много европейцев. Очень соленое озеро-вполне можно читать книжку в воде, плавать лучше в очках-если попадет вода в глаза мало не покажется…Накупались, позагорали, намазались черной глиной и намного сгорели-кожа еще долго давала о себе знать в определенных местах)). Стали искать место стоянки, благодаря пастухам нашли единственный родник в этих местах(вода в юртах привозная, 25 сомов за литр), для нас это было актуально, ибо на следующий день нам предстояло проехать 25километровый перегон по пустынной местности до поселка Ак-Сай. На берегу моря познакомились с семьей, они несколько лет подряд приезжают в это место для лечения сына от псориаза; от них узнали про загадочные «пирсы», уходящие в море, таких пирсов 5 шт. и расположены они вдоль побережья до Ак-Сая примерно на одинаковом расстоянии; также существует участок дороги в 200м. из того же материала в пустыне, куда нам предстояло завтра ехать…Интересно, что материал пирсов напоминает бетон, но никакой арматуры не видно…Загадка…(Правда, позже из двух независимых друг от друга авторитетных источников удалось узнать, что эти образования все же имеют природное происхождение). Ночевку определили рядом с небольшим синим фургоном «Mercedes». Его хозяева очень удачно выбрали место для стоянки: с одной стороны это мертвое озеро в 200 метрах, с другой-это фантастически красивый и при этом абсолютно пустынный пляж моря(аля-Гавайи). Хозяевами фургона оказались молодые немцы: Йоханнес и Лиза(им по 25 лет, они путешествуют с апреля 2009г., проехали в т.ч. Болгарию, Венгрию, Турцию, Иран; собираются в Россию в Волгоград и потом домой через Украину; Лиза показала нам свой отчет, который она очень красиво оформляет, отчет напомнил мне комиксы-настолько мастерски он был оформлен рисунками; было забавно видеть на одной их страничек этого произведения искусства образцы туалетной бумаги, приклеенные заботливой рукой автора…), рядом с ними остановился австрийский велотурист-одиночка Маркус(23 года, он путешествует по Средней Азии уже 1 год, проехал 10000км., очень открытый и позитивный молодой человек с бородкой). До поздней ночи мы лежали рядом с фургоном на циновках в свете газовой лампы, пили наш бальзам с чаем, смотрели карты и смеялись над всякими разностями…Удивительно, но мы понимали друг друга…Они не знают русского языка, у них под рукой есть лишь русско-немецкий словарь…Пожелав друг другу спокойной ночи, мы пошли спать в свою палатку.

Итого пройдено: 25км.

День двенадцатый: 20.07.09г.

Встали рано утром, наши соседи еще спали. Сходили покупаться сначала на мертвое озеро, потом смыли с себя соль в море, чуть позже позавтракали в гостевой юрте. Воду все ж купили в соседнем комке и не стали набирать из родника. Теперь можно ехать. И очень аккуратно, глядя себе под колеса(надо помнить о колючках), покатили в сторону Ак-Сая. 25 км. дикого пляжа, нереальных цветовых оттенков прибрежных вод, дикой пустыни и песчаных скал. Где-то посередине пути, нам навстречу выехала «нива», из нее вывалились 3 полупьяных мужичка, один из них представился главой местного самоуправления. Попросил, чтобы я сфотографировал его вместе с Олей; написал в нашей тетрадке свои координаты-это должно было бы быть что-то типа пропуска. Потом они сели в машину, но тут же выскочили опять и глава местной администрации добавил в тетрадке серию своих мобильных номеров, типа звоните, если будут проблемы. Мы поблагодарили и аккуратно поинтересовались, а работает ли здесь мобильная связь, на что получили отрицательный ответ). Потом он в третий раз выскочил из машины и скрепил все ранее написанное своей личной подписью для пущей верности. После этого они все-таки уехали. Вот характерный пример киргизского гостеприимства. Дорога стала хуже, не всегда читалась в зарослях кустарника, то пропадала, то появлялась вновь, за несколько километров до поселка встретили парня-это был Володя из Питера(уволился с работы; путешествует автостопом уже несколько месяцев, из Питера добрался самолетом до Владивостока, оттуда автостопом до Китая, объехал Киргизию и Казахстан, собирается еще раз в Китайский Тибет; рюкзак достигает при максимальной загрузке 30кг.!; несет с собой топовый никоновский объектив!!! в надежде, что удастся купить к нему дешево Никон Д-300, однако в этом ему пока не везет; бюджет путешествия примерно 70 usd/мес.). Было очень приятно встретить соотечественника на этих просторах. Поговорили с ним и как в песни Макаревича: «каждый пошел своею дорогой».
Мы сделали дневной привал на берегу. В Ак-Сае встретили Володю еще раз, закупились продуктами и поехали в горы. Далее, через Кёк-Сай, Джер-Уй, попали в Темир-Канат. Шла сплошная населенка, в кошаре отказали в ночлеге и постановке палатки рядом с ними, оставалось искать удачу в поселке. Стемнело, время около девяти вечера, идем по поселку и спрашиваем у местных о возможности ночлега. Первым подошел к нам киргиз лет 40, но на наш вопрос он не смог внятно ответить-видно был в дефиците русский язык. Он что-то сказал по-киргизски и замахал руками, но было не понятно, что он имел ввиду, и мы пошли дальше. У следующего дома к нам навстречу вышел приветливый киргиз того же возраста. Мы спросили: -«Здравствуйте! Не подскажете, где здесь можно переночевать?» -«Здравствуйте! Да везде. Хотите у меня» -«Что, правда, можно у Вас?» -«Да, конечно можно»…С этими словами мы вошли к нему во двор. Нам показали подсобку, куда мы поставили велосипеды и проводили в специально построенный для гостей дом…После чего пригласили на ужин. За столом усадили как дорогих гостей на самое видное место. В углу комнаты работал ч/б телевизор. За столом сидели трое мужчин вместе с хозяином, нас двое и жена хозяина. Пошли традиционные вопросы: \»кто мы и откуда\», потом темы за жизнь, выяснилось, что хозяин нанимает трактористов для работы в поле, у него много скота и есть пастухи. 5 детей, мал-мала меньше и 9 братьев и сестер-именно для них и их семей он построил гостевой дом. Жена хозяина безмолвно накрыла на стол и ухаживала за всеми присутствующими.
Во время ужина один из малышей раскапризничился, хозяйка быстро при нас покормила его грудью и продолжила чайную процедуру. Чай наливала через ситичко в пиалы, причем каждый раз наполняя пиалы на 1/3 своего объема. Как только пиала кого-либо из сидящих за столом становилась пуста, хозяйка незамедлительно наполняла ее вновь. Это могло бы продолжаться еще очень долго, но мы уже напились чаем до предела и хотели спать. Хозяин позже показал нам свои фотографии, было видно, что он очень гордится своей большой семьей. В 22:00 легли спать.

Итого пройдено: 55км.

День тринадцатый: 21.07.09г.

Встали, позавтракали в 8:00. Рассчитались с хозяином за гостеприимство конфетами для детей и 200сомами. Едем в Боконбаево. Там меняем еще по 1тыс.р. Долго не можем найти нужный поворот в сторону Каргон-Булак, после некоторых поисков выскочили, наконец, на требуемый грейдер, начался затяжной и нудный набор высоты на самом солнцепеке. Жара допекла окончательно, поэтому нашли в пересохшем русле реки удобное место, поставили палатку, чтобы не донимали мухи и покемарили пару часов. После привала Оле пришлось возвращаться с полдороги назад до места привала-забыла свои фирменные солнцезащитные очки. Вот и безымянный перевал высотой 2540м.(местные вообще не считают его за перевал). Дальше спуск до Каргон-Булака, очень хочеться верить, что там удастся заправиться любимой газировкой, но меня ждет разочарование: там вообще нет магазина, зато есть раздолбанная грейдерная дорога уходящая в самое небо и передачи 1:1 явно маловато. Далее несколько холмов и начинается суперспуск-здесь я первый раз серьезно задумался, а смогу ли я в седле спуститься по этой дороге?-некоторые уклоны просто впечатляют и непонятно, как встречные джипы в состоянии штурмовать этот подъем. Мы едем дальше. Спустились в красивую долину. Решили спуск к Тосору оставить на завтра, а сегодня остаться в этой долине на ночлег. Выбрали ту же тактику: подъехали к домику, как оказалось егеря, спросили у него разрешение встать рядом с его домом на расстоянии 100м. на берегу реку. Получили это самое разрешение. Через полчаса он вместе с сынишкой подошел к нам познакомиться поближе. Оля угостила мальчика 2 конфетами-в один миг они были съедены и 2 фантика лежали у наших ног как напоминание о недавнем визите). Позже егерь появился вновь, в качестве угощения он принес нам тарелку домашнего творога и пиалу топленного масла. Шумела река и в небе горели звезды. Было прохладно ночью.

Итого пройдено: 50км.

День четырнадцатый: 22.07.09г.

Встали рано. Быстро собрались, позавтракали и помчались в Тосор. 12 км. шикарного спуска были нам наградой за вчерашний тяжелый подъем на безымянный перевал. Вышли на асфальт и тут же увидели красивый заливчик для купания. Покупались и там же, недалеко от берега, набрали родниковой воды в дорогу. Движемся вдоль побережья в сторону Джети-Огюза.
Встретили пожилую семейную чету велосипедистов из Германии Петер Хильдегард только улыбался, зато его супруга была очень разговорчива, улыбка также не сходила с ее лица. Знают все же немцы толк в путешесвтиях и не случайно их так много встречается на дорогах Киргизии! Очередное совместное фото и вперед. Хорошая погода нам помогла насладиться видами побережья. Часть дороги проходит в тени мощных тополей, которые дают столь необходимую прохладу в жаркий день. Даже в солнечный день машины здесь ехали с включенными фарами. По дороге навстречу встретили еще одного велотуриста: Ханеса Гербера, молодого обоятельного велотуриста из Швейцарии, обменялись с ним впечатлениями от своих маршрутов-именно он рекомендовал нам посмотреть маяк рядом с заливом Пржевальского. Сфотографировались с ним на память.
Последняя часть пути после поворота на Джети-Огюз дались с трудом, но вот пройдены и эти 13 километров. Одно радует, что когда будем отсюда выезжать, они –эти километры-будут уже на спуск. Фотографируемся у скалы Разбитое Сердце или, если смотреть с другой стороны, скалы Семь Быков, покупаем горный мед(200сомов за 800гр. бутылку) и успеваем найти затемно ночлег в частном секторе по цене 200сомов с человека в сутки. Пансионат сейчас незаполнен, он расчитан на 500человек, сейчас максимум 100человек отдыхающих. Причиной тому, прежде всего, 2 обстоятельства: в этом году плохая нестабильная и выборы президента Киргизии(23 июля). Зато всегда работает душ в пансионате и 25сомов есть цена данного вопроса. В радоновый источник, столь знаменитый на этом курорте, мы так и не собрались(Оле мучалась животом, а я не сильно горел таким желанием).

Итого пройдено: 110км.

День пятнадцатый: 23.07.09г.

В этот день у нас была запланирована пешая радиалка в сторону известного водопада. Вышли туда в 10:00. Шли по автомобильной грунтовке 7 км. через 5 мостов и потом еще 1,5 км. вверх до водопада(8-10м. шириной и прим. 15-20 метров высотой, ниспадает уступами так, что вода парит, формируя миллиарды брызг вокруг). Забраться часть пути из этих 1,5км. можно на лошади, но последние метры все равно придется идти пешком. Спуск с водопада быстрее, внизу юрты, в которых можно подкрепиться с дороги.
По дороге встретили одиноко спускающуюся с гор велосипедистку…Мы не успели с ней поговорить-в целях безопастности она посчитала правильным не останавливаться, я успел ей только бросить на ходу: «Guten Tag», решив, что это немка. Никто не составил ей компанию, из этого с большой вероятностью можно было заключить, что нам удалось наблюдать столь редкий в природе вид велотуристки-одиночки(количество сумок, которыми был обвешан ее байк не оставляло сомнений в правильности наших предположений). Вернулись домой в 16:00. Оля отправилась с хозяйкой к врачу в пансионат, а я решил подняться по траверсе к поляне цветов. Как выяснилось позже, поляну я видел не ту(собственно, поляна цветов находится гораздо дальше), но все равно очень красиво. Вечером, после ужина, познакомились с пешими туристами из России. Заснули в 23:00.

Итого пройдено: 16км.(пешком)

День шестнадцатый: 24.07.09г.

Подъем, завтрак в единственном кафе. Хозяйка кафе, заприметив, что мы часто появляемся, стала вести с нами беседы. Оказалась очень милой девушкой, просила называть ее Айкой. Рассказала историю своей любви, как ее украл ее будущий муж, как платили потом калым за невесту 2000 usd. Сейчас у нее двое детей, очень довольна мужем, с гордостью говорит, что у него хорошая работа. Вообще, с работой в Киргизии не все так просто: больших производств нет, кроме угольного и золотодобывающего.
Многие киргизы занимаются домашним хозяйством и скотом, чабанщики, как писалось выше, хорошо зарабатывают, но это тяжелый труд. Пенсии маленькие и вот что интересно, пенсионный срок зависит от того, насколько высоко в горах расположен твой дом: если выше 2000м., то женщины выходят на пенсию в 47лет, мужчины в 53года; если ниже 2000м., то соответственно в 57лет и 63года. Сегодня полудневка: покатались на лошадях, я вспомнил, что такое ехать рысью на лошади. Катался на ленивом жеребце, Оля на кобыле, сзади бежал жеребенок. Слова: «Чу» и плетка творили чудеса-конь пускался вскачь, правда, хватало его не надолго. А у Оли кобыла и вовсе отказалась идти в подьем по траверсе…Вот так мы покатались за символическую плату в 100сомов с человека в час.
Пообедав бесплатно в кафе, сфотографировались на память со всем семейством доброжелательной Айки(собралось семейство в 15 человек) , потом мы попрощались с ними и отправились дальше. Спуск, как и обещалось, был великолепен. Выехали на асфальт и незаметно добрались до Каракола(бывший Пржевальск). Там планировался банно-прачечный день, поэтому стали искать гостиницу. В этом нам помогла приятная продавщица из аптеки, куда мы зашли за лекарством. Она стала обзванивать своих знакомых по двум городским телефонам и мобильнику(или как их здесь называют- сотка), пока не достала нам несколько адресов гостиниц. На вопрос: «Почему Вы помогаете нам?» она ответила: «Ну вы же гости, я просто обязана вам помочь». Мы были ей очень благодарны.
Далее мы быстро нашли рекомендованную частную двухэтажную гостиничку с фасадом оранжевого цвета(500сомов с человека), заселились и пошли искать кафе в центре города. Спросили рекомендации у таксистов относительно места покушать и наш выбор был сделан в пользу кафе: «Люкс». Там заказали европейские блюда(надо сказать, что мы несколько подустали от восточной кухни с ее острыми/жирными добавками/специями), а пока ждали заказа, за соседнем столиком разместилась группа туристов. Один из них был худой мужчина, слегка небритый и с галстуком на шее, из чего я решил, что это французы, но вскоре выяснилось, что наши соседи русские и, о чудо, среди них есть старая Ольгина знакомая по походам-Таня. Радости от встречи не было предела.
После ужина мы с Олей оптравились немного погулять по городу и вечером вернулись в номер. Я смотрел какое-то видео, а Оля, случайно выйдя на балкон, увидела проходившую в этот момент мимо гостиницы Таню и у нас состоялась, таким образом, вторая случайная встреча за этот вечер. Таня тем временем перенесла свой непомерный рюкзак и заселилась в соседней номер рядом с нами. К нашей компании в гостиничной столовой добавился хозяин гостиницы Саламат. Дегустация бальзамов, коньяков, разных сортов меда в купе с приятной беседой закончилась далеко за полночь- выспаться в этот раз было не суждено.

Итого пройдено: 40км.

День семнадцатый: 25.07.09г.

Завтракаем в 8:00 с Таней. Дыня, разговоры. В 12:00 стартуем в музей Пржевальского, что в 12км. от Карокола. Для иностранцев вход 50сомов, для нас 20сомов, льготникам еще меньше. На территории музея собственно помещение с экспозициями, закрытое на ключ. Подождали, пока нам его откроют. Оказалось, что внутри нет света-якобы проблемы на подстанции. С интересом рассматривали и читали материалы выставочной экспозии. Говорят, что сейчас музей стал хуже- раньше было больше экспонатов. На солнце разморило окончательно-сказывался недосып прошлой ночью, поэтому легли на лавочках, что стояли вдоль центральной аллеи, и немного покемарили. Через полчаса двинулись дальше в сторону Михайловки, там очень много домиков и пляжей-наверное что-то типа местного курорта. От Михайловки поехали до поселка Иссык-Кёль, оставляя залив Пржевальского с правой стороны по ходу движения. Дорога ужасная – сплошь стиральная доска и вдобавок очень пыльная дорога. Тем не менее, к вечеру добрались до маяка, встретили научную экспедицию, занимающуюся изучением молний. Сергей, участник этой экспедиции, показал нам хорошее место, где можно встать с палаткой на ночлег. Место действительно оказалось великолепным: мелкий песок, глубокий заход в воду, прозрачная и теплая вода. Подъехал чабанщик, задал стандартные вопросы и, пообещав, что нас здесь никто не тронет, умчался вдаль. Поставили палатку, искупались, поужинали и легли спать.

Итого пройдено: 50км.

День восемнадцатый: 26.07.09г.

Утром полезли на маяк-он стоит под наклоном, не работает, но с него открывается красивый вид. Обнаружили прокол переднего колеса у Оли-последовала замена камеры и снова в путь. Опять стиральная доска, но быстро выскакиваем на асфальт, по которому выкатываем через поселки Песчаное и Николаевку к Тюпу. Здесь некоторое время жду отставшую Олю-у нее травит теперь уже заднее колесо. В этот момент, пока я смазываю цепь, ко мне подходит группа из 5 праздношатающихся подростков лет 17. Задали вопросы, попросили покататься на велосипеде, вели себя несколько вызывающе. Но я не могу уехать, пока не дождусь Олю. Пауза стала затягиваться. Тут на дороге произошла следующая сцена: подъехал старый «москвич», остановился и водитель задал вопрос толпе: «ты кто?». Я не совсем понял, кому адресован вопрос и потому переспросил: «Я?». «Да ты»-слышалось из машины. «Велотурист»-ответил я. «А это кто, твои друзья?»-вновь голос водителя. «Нет»-я в ответ. «Они пристают к тебе?»-в голосе водителя послышались железные нотки и параллельно из машины вышли и обозначили движение в мою сторону 2 весьма габаритных киргиза, чем-то отдаленно напоминающие борцов сумо. Окружавшие меня парни немного деланно засмеялись…Но время было выиграно, подъехала Оля, я поспешил уверить неожиданно подоспевшую помощь, что все в порядке; мы быстро растворились за соседним поворотом-вот такая взаимовыручка у киргизов развита-что не говори, а это приятно… Отъехали за поворот около километра, быстро заменили камеру и выехали на северное побережье Иссык-Куля.
Деревни мелькают одна за другой и скоро мы оказались у магазинчика в поселке Ак-Булун, чтоб пополнить запас продуктов для предстоящего обеда и заодно спросили, где здесь есть места для купания. Продавщица сообщила, что скоро поворот на пансионат «Дружба». Это как раз то, что нам нужно и через 20 минут мы на берегу. Место, куда мы заехали, оказалось частной территорией и на ней соседствовали две совершенно противоположные группы, а именно: трясуны-кришнаиты(на этот многодневный семинар люди приехали со всего бывшего Союза, их было человек 30-40, семинар вел какой-то продвинутый до последнего уровня и познавший Нирвану учитель из Индии) и группа подводных археологов под руководством профессора Кыргызско-Российского Славянского университета Плоских Владимира Михайловича. Именно вторая группа была причиной, по которой я предложил остаться здесь ночевать. А в это время у трясунов шел сеанс: сначала танцы, потом медитация под медленную музыку, потом полный релакс.
После небольшого перерыва шел новый сеанс, на котором они выбрасывали энергию через плач. Потом через смех. Плотный такой тренинг у них. Нам предложили попробовать. Я отказался, Оля сходила, с ее слов ничего интересного для себя она не получила. Гораздо интереснее было пообщаться вечером с профессором, почитать его буклеты, посмотреть по ноутбуку видеоотчеты группы и послушать рассказ про раскопки предположительного найденной пещеры с кладом Чингисхана. Владимир Михайлович рассказал, что по сказаниям на дне моря находится легендарный Китеж-град, эту идею активно пробивал и даже готов был спонсировать И.Глазунов, но болезнь известного художника не позволила осуществить этот план. Узнали, что опять-таки есть основания предполагать и это больше, чем просто вымыслы, что на дне Иссык-Куля находится древний арянский православный храм, на территории которого захоронены мощи Св.Матфея, апостола и евангелиста. Личность апостола Матфея считается одной из самых загадочных в христианских преданиях. Удалось посмотреть вживую то, что было поднято со дна моря в последнее время и датируется, со слов ученого, от 3-2 тыс.лет д.н.э. и до 15 века включительно…Это было сильно-так близко прикоснуться к древней истории…

Итого пройдено: 65км.

День девятнадцатый: 27.07.09г.

Встали утром в 8:00. Трясуны входили в транс под ритмичный бой барабанов. Владимир Михайлович подошел к нам, поздороваться с будничным таким замечанием(«Трясуны сбрасывают негативную энергию») пригласил на завтрак в свою компанию. Погода стала опять неустойчивой, стали ждать просвета, чтобы начать собираться и ехать. Перед выездом к нам в палатку подошла Света-журналистка из газеты «Вечерний Бишкек», она освещает подводные погружения и результаты деятельности экспедиции профессора, но не могла пройти мимо таких экспонатов как мы).Ура, про нас тоже напишут репортаж-мы так обрадовались, что от волнения не смогли вспомнить правильные названия географических объектов нашего маршрута). Света оказалась интересный собеседником, много чем увлекающимся и весьма патриотичным человеком. Попрощались, пообедали и в 15:00 взяли курс в направлении Семеновки. За ней проехали мост и в следующем селении Каджояр уточнили наличие пансионата. Нам ответили, что как раз около берега строится таковой и до него 8 километров. Мы поехали туда. Охранник сказал, что ночлег можно организовать в юрте на территории пансионата, но надо дождаться, когда уедет хозяин, т.е. примерно в 20:30 можно будет подъехать. Полчаса нам хватило, чтобы покупаться на пустынном берегу в прозрачной и нереально теплой морской воде. Пляж был пустынен к этому времени. Охранники пообещали охранять нашу юрту всю ночь). В юрте построили палатку и приготовили ужин на горелке. Ночью опять была гроза, которая прошла прямо над нами.

Итого пройдено: 60км.

День двадцатый: 28.07.09г.

Утром в 7:00 подъем. Охранники сделали чай и угостили нас лепешками. Киргизских денег осталось мало, поэтому отдали только 100сомов. Нам казалось это мало, но они и эту сумму отказывались брать, с трудом удалось уговорить взять деньги на пиво). Поехали обратно 8 км., но теперь уже в горку. Холодный ветер и дождь. Погода стала портиться. Сегодня планируем доехать до Чолпон-Аты, посмотреть расписание автобусов до Бишкека и съездить посмотреть петроглифы. Через 50 км. мы были в Чалпон-Аты. Большой курортный город, чем-то напоминающий крымский город типа Алушты. Много магазинчиков, кафе, летних дискотек, гостиниц и частного сектора. На вокзале узнали, что автобус ходит регулярно с интервалом в 1час, начиная с 11:00 и до 17:00. Цена с велосипедом была обозначена в 250сомов. Самая низкая цена за Volkswagen Passat(туда реально было влесть вдвоем с 2 велосипедами и рюкзаками в отличие, скажем, от Volkswagen Golf) составляла 1700сомов. Дорого. Сняли частный сектор за 200сомов с человека в сутки. Вечером сходили в краеведческий музей. Пока изучали экспонаты музея, разразилась сильнейшая гроза, дорога превратилась в бурлящий поток, после грозы на небе продолжала висеть низкая облачность, закрывая весь горизонт. Стало прохладно. Я купил себе живое пиво, Оля — вино, затарились печеньем, шоколадом с дыней и пошли по случаю плохой погоды «пъянствовать» в номер. Легли рано.

Итого пройдено: 50км.

День двадцать первый: 29.07.09г.

Дождь не прекращается. Небесная хмарь не радует. Сегодня собрались съездить посмотреть петроглифы, что в 2-3 километрах отсюда. Обидно, но погода не позволяет это сделать. Но раз так, то в 10:20 снимаемся, рассчитываемся за частный сектор и быстро едем в сторону автовокзала. Через полчаса подходит автобус. Цена вопроса: 170сомов с человека +100сомов за велосипед. За 15 минут грузимся в автобус до Бишкека. Через 5 часов мы в столице Киргизии. Там уже солнце и нет и намека на плохую погоду.
Сразу на ж/д вокзал. Нам интересно, прежде всего, как быть с квитанцией на велосипед(нас достало по дороге туда всем объяснять, что в России велосипед считается ручной кладью и не требует дополнительной оплаты). Нас обрадовали: 40сомов за кг. Если прикинуть, то по минимуму уже набирается 400-500сомов, значит надо менять деньги. Долго ищем, но все-таки находим затрапезную гостиницу рядом с ж/д вокзалом, селимся в нее за 350сомов номер(основное достоинство этой гостиницы: близость к ж/д вокзалу и хороший напор горячей воды) и налегке отправляемся на велосипедах кататься по городу. Получилась интересная ночная покатушка: побывали в самом центре города на площади с музыкальными фонтанами, в центральном парке отдыха посидели на открытой танцевальной дискотеке и конечно попили чай с лепешками.

Итого пройдено: 30км.

День отъезда и дорога на поезде обратно: 30.07.09г.-02.08.09г.

Киргизию велопрокатывал photograff

ВСЕ ФОТОГРАФИИ ВЕЛОПОХОДА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.