Почему нам нужны минимальные требования к велопарковкам
Негде оставить велосипед? Ничего неудивительного — в нормативах вас не предусмотрели.
В представлении Европейской федерации велосипедистов (ECF), идеальная картина мира выглядит так: минимальные требования к велосипедным парковкам закреплены на национальном или местном уровне. При этом число парковок для машин тоже законодательно регулируется — для них должен быть установлен максимум, превышать который нельзя.
Больше автомобильных парковок — больше машин, а европейские города стараются сокращать их количество для снижения загрязнения воздуха и болезней, связанных с малоподвижным образом жизни.
В Лондоне, где действует ограничение на число автомобильных мест в новостройках, считают, что наличие свободных парковочных мест может повлиять на решение о покупке машины даже сильнее, чем благосостояние. И рассчитывают, что возможность безопасно запарковать велосипед будет стимулировать рост велосипедных поездок. Поэтому власти требуют, чтобы девелоперы ставили как минимум одну велопарковку на 1-2-комнатную квартиру или студию, а для квартир с двумя комнатами и больше необходимо зарезервировать по два велопарковочных места.
Логично ожидать, что в городах в высокой долей велотранспорта требования к велосипедным парковкам будут выше. Например, в Копенгагене минимум составляют 4 веломеста на каждые 100 м2 жилой площади. Но иногда велопарковки ставятся не с расчётом удовлетворить уже существующий спрос, а как способ его простимулировать.
Неожиданно серьезно к этому делу подошли в Болгарии, города который пока не числится среди чемпионов велотранспорта. Там предусмотрели все варианты: 1,5 места на квартиру, 1 место на две койки в студенческих общежитиях, 1 место 100 м2 в офисах государственных и муниципальных учреждений, 1 место на каждые 10 сотрудников на промышленных предприятиях и так далее. Не забыли даже сотрудников домов престарелых — им полагается по одной велопарковке на каждые четыре штатные единицы.
И тут мы подходим ко втором важном вопросу: места для хранения велосипедов нужны не только дома, но и на работе и учёбе. ECF считает, что тут тоже должны быть узаконенные требования. Подобные правила есть не только в Европе: в Нью-Йорке сотрудники, работающие в зданиях с грузовым лифтом, имеют право хранить велосипед у себя на рабочем месте. А в офисных гаражах и стоянках необходимо обеспечить хотя бы одну велопарковку на каждые 10 машиномест.
Важно не только количество — велопарковка должна быть безопасной. Велосипеды воруют, и полностью защитит себя от этого вряд ли получится, но снизить риски вполне реально — если устраивать велопарковки для более-менее длительного хранения в закрытых местах, подвалах или внутренних дворах. При этом надо учитывать ещё и удобство — велосипед хорош тем, что на нём можно ехать от двери до двери, так что и парковку надо ставить где-то неподалёку.
В Дании составили подробнейший гид по установке велопарковок, в котором есть четкая корреляция: чем короче остановка, тем ближе к пункту назначения должна быть парковка. А чем дальше она находится, тем масштабней должны быть меры безопасности — только это и заставит людей пройти лишний десяток метров. Например, парковка магазина должна быть прямо у входа, а гараж для ночного хранения может располагаться в сотне-другой метров — не лишь при условии, что там есть охрана.
В Москве и других российских городах минимальных требований к велопарковкам пока нет.
Ни застройщики, ни местные управляющие компании ставить их не обязаны, а жителям, проявившим инициативу, придётся долго бороться с бюрократией. Парадокс в том, что парковать машины у себя во дворе можно без ограничений, но если вам вздумается установить там велопарковку (даже за свой счёт), придется созывать общее собрание, а это дело непростое. Именно поэтому вам каждый раз приходится выбирать из двух зол меньшее: привязать велосипед к хлипкому заборчику во дворе или тащить его к себе в квартиру.
Автор: Настя Ромашкевич