Велоинфраструктура повышает комфорт и безопасность улицы для пешеходов, то есть для большинства её пользователей
В спорах о том, как должна выглядеть улица, от противников создания велосипедной инфраструктуры чаще всего слышны аргументы о притеснении автомобилистов: «из-за велополосы всё встанет», «автомобилистам будет негде парковаться» и т. д. Аргументы «за» со стороны Департамента транспорта, как правило, строятся на увеличении количества велосипедистов, либо на создании комфорта для них. Пешеходы в спорах не упоминаются.
Мы решили посмотреть, действительно ли можно исключить из аргументации инересы пешеходов, и влияет ли велоинфраструктура на их безопасность.
Почти на всех улицах, где проводились замеры, пешеходы превосходят по численности других пользователей улицы. Это особенно заметно в будни, так как многие добираются до работы на общественном транспорте. При этом, значительная часть уличного пространства отдана автомобилям.
Например, на Лесной в будни пешеходов в 1,7 раза больше, чем автомобилей. В районе бизнес-центра «Белые Сады» (Лесная, 7) тротуар занимает 35% от ширины улицы, но почти треть от его ширины «съедают» клумбы, фонари и рекламные конструкции. Таким образом, для пешеходов, которые составляют 59,8% от общего трафика на Лесной, остаётся около 20% от ширины улицы. И даже эти 20% пешеходам приходится делить с велосипедистами и СИМ.
~
По будням, если на улице нет велоинфраструктуры, в среднем 56% велосипедистов (курьеров и не курьеров) едет по тротуару. При наличии велополос по тротуару едут только 20% велосипедистов.
По выходным доля велосипедистов на тротуаре выше, чем по будням: 62% при отсутствии велоинфраструктуры и 33% при её наличии.
Результаты замеров опровергают распространённое мнение о том, что курьеры чаще выбирают для поездок именно тротуары. Средняя доля курьеров на тротуаре примерно равна доле не курьеров. На улицах с велоинфраструктурой доля курьеров на тротуаре немного выше аналогичной доли не курьеров. Это можно объяснить необходимостью подъезда курьеров к точкам назначения.
Существенное влияние велополос на количество велосипедов на тротуаре хорошо видно на примере Лесной. Первые велополосы появились здесь в июле 2020 года. К октябрю 2020 года они практически полностью стёрлись, а в июне 2021 года были нанесены заново.
На графике видно, что в те месяцы, когда велополос нет, большинство велосипедистов едет по тротуару. С появлением велополос, велосипедисты перемещаются с тротуара на проезжую часть.
~
На улицах без велосипедной инфраструктуры пользователи СИМ преимущественно передвигаются по тротуарам (82% в будни, 93% в выходные). При наличии велополос на тротуарах остаётся около половины пользователей СИМ (47% в будни, 59% в выходные).
В выходные больше велосипедистов и СИМ выбирают тротуар. Это может быть связано с рекреационным характером поездки, предполагающим более медленное передвижение.
Несмотря на отсутствие связной сети велосипедной инфраструктуры и в целом не самую дружелюбную к велосипедам городскую среду, количество велосипедов на улицах Москвы и их доля в общем потоке растут.