Онисим Панкратов: история русского, который объехал на велосипеде почти весь мир
Когда-то отчаянный русский (советский) путешественник Глеб Травин проехал за три года около 80 000 километров на велосипеде. Событие удивительное и знаковое. Однако, Травин не был единственной исторической личностью, кото совершил такое уникальное путешествие. Были и до него, и после энтузиасты, исколесившие на своём двухколёсном «коне» тысячи километров по земному шару.
Совершить в начале 19-го века кругосветное путешествие, без всяких материальных затрат, да еще и на велосипеде – это заслуживает того, чтобы знать о человеке, на такое способном.
Одним из таких необычных путешественников стал ещё один наш соотечественник — Онисим Панкратов. Причём он предпринял своё кругосветное путешествие на велосипеде за 15 лет до Травина. То есть ещё до Октябрьской революции. Известно, что Панкратов родился в 1888 году в Пензенской губернии. А после первой русской революции он переселился в стремительно развивающийся Харбин. Случилось это тогда, когда Панкратову ещё не было и 20 лет.
Даже в наши дни путешественники долго готовятся к походам, и всегда продумывают средства, чтобы была возможность позвать на помощь в случае необходимости. Онисим Панкратов весь путь рассчитывал только на себя и доброе сердце встреченных им людей.
Детство
В 1888 году в крестьянской семье родился мальчик, которого отец Петр Панкратов назвал Онисимом. Жила семья неподалеку от Пензы, и дела у них в хозяйстве шли неплохо – ребенка смогли даже отправить учиться в гимназию. Сам Петр увлекался физическими силовыми упражнениями, поэтому, как только сын подрос, тоже приступил к тренировкам.
Мальчишке было только 8 лет, когда папа рассказал ему, что в Европе проходят соревнования по велосипедному спорту. Там организовали длительный пробег по разным странам, и победителю собирались вручить серьезную награду.
Харбин
Когда Онисиму было уже 20, его семья перебралась на постоянное место жительства в китайский Харбин. Жили в нем в основном русские, которые и основали город. Тогда в тех местах строилась железная дорога, и рабочие из России еще в 1898 году стали там селиться. Онисим возмужал, не прекращал заниматься различными видами спорта, и увлекался ездой на велосипеде. Тогда-то он и вспомнил о той истории с велопробегом, о котором ему в детстве рассказывал отец.
В Харбине Панкратов стал пожарным и благодаря личным качествам преуспел в этом деле. А ещё он увлёкся велосипедом и стал одним из лучших гонщиков в Харбине, в немаленьком, вообще-то, городе. Парень заработал денег, купил себе велосипед марки «Грицнер», и в 1911-м году 10 июля отправился в путь. Только по его задумке это должно было быть не путешествие по Европе, а кругосветка.
Тут и приходит Панкратову в голову идея совершить на велосипеде кругосветное путешествие. Он уговаривает присоединиться к этому мероприятию ещё двух своих товарищей. Старт необычного мероприятия проходил довольно торжественно — в сопровождении многочисленной толпы и русского военного оркестра. Это случилось 10 июля 1911 года. Через месяц три человека на велосипедах въехали в Читу. Однако дальше Панкратов двинулся один — его товарищи решили сойти с дистанции. Не нашли они в себе сил продолжать непростое путешествие.
Начало пути. Посещение Европы и Америки
Кстати, в путешествие с ним отправилась еще троица парней, но долго они не продержались. Вначале Панкратову пришлось ехать через земли, где жили монголы и буряты, и, как он потом вспоминал, это было самое приятное время во всем путешествии. Люди в этих местах оказались добрыми, всегда приглашали Онисима передохнуть в их жилищах, досыта кормили путника, да еще и припасов в дорогу давали. Ему повезло, что он додумался не только вести журнал с рассказом о том, что происходило в дороге, но еще и просил встречавшихся ему чиновников ставить в тетрадку печати их учреждений.
Как только он оказался в России, простые люди оказались ему вовсе не рады. Они были не грамотны, но власть уважали и боялись, и чтобы к нему относились лояльнее, Панкратову достаточно было показать бумагу с печатями. В лесу какие-то охотники стреляли в непонятного человека, а бандиты просто пытались ограбить. Вот только имущества у него с собой никакого не было, как и денег.
Почти два месяца Онисиму понадобилось, чтобы добраться до Москвы. Там его встретили товарищи из общества велосипедистов, и помогли продолжить путь. В Европу он попал уже в середине декабря 12-го года.
Онисим Панкратов сразу решил, что не будет лезть из кожи вон для каких-то призрачных спортивных достижений. Он проезжал за день около 50 км, иногда — чуть больше. А во всех селениях просил местную администрацию ставить ему в путевом листе соответствующие отметки. Собственно, из этого путевого листа мы и знаем о маршруте харбинского пожарного. В начале ноября 1911 года Панкратов добрался до Москвы. Пробег у него уже получился впечатляющий, но путешественник не стал останавливаться на достигнутом и двинулся в Петербург, в столицу. Уже оттуда Панкратов направился за границу. Из путевого листа удалось установить, что Российскую империю Панкратов покинул в середине декабря.
До Англии путешественник добрался на пароходе, и застрял там, зарабатывая денег на билет в Америку. В США Панкратову совсем не понравилось. Частные владельцы ферм ни то, что отказывались помогать чужаку. Начинали стрелять в него, как только он оказывался вблизи их территории. Он побывал в Швейцарии, Франции, Испании, Англии, Италии. Интересно, что в последней стране Онисим Панкратов встречался с Максимом Горьким. Тот даже оказал путешественнику некоторую материальную помощь. Из Европы путешественник отправился за океан — в САСШ (Северо-Американские Соединённые Штаты). Тут Панкратов увидел много интересного, но в целом страна ему не понравилась. В Сан-Франциско он вновь сел на корабль, и отправился в Японию, а уже оттуда вернулся к началу своего путешествия. Известно, что в Харбин Панкратов вернулся 23 июля 1913 года. На все про все у него ушло два года и 18 дней.
За время своего путешествия он сменил 53 покрышки, 11 цепей, 2 руля, 4 седла и несколько тысяч спиц!
Существовавший в ту пору Международный союз велосипедистов удостоил его своей высшей награды — Бриллиантовой Звезды. К сожалению, жизнь замечательного путешественника оказалась довольно короткой. После начала Первой мировой войны Онисим Панкратов, как военнообязанный, попал в авиационную школу, закончил её и погиб в воздушном бою в 1916 году. Ему было на тот момент 28 лет.