Главная

12 тысяч километров для велосипеда не крюк

Как двухколесный транспорт соединил балтийское и тихоокеанское побережья

Участники велопробега Одесса-Владивосток, 1935 год

Участники велопробега Одесса-Владивосток, 1935 год

Сегодня мало кто помнит о беспрецедентном велопробеге Клайпеда – Владивосток, совершенном группой энтузиастов из Литвы без малого 60 лет назад. Это экстремальное путешествие через огромную страну на двухколесном транспорте было посвящено 100-летию нашего города и оказало огромное влияние на многих людей, вдохновив их на новые велосипедные подвиги.

Для хорошего расположения духа

Знаете ли вы о том, что в 1903 году Владивостокское общество велосипедистов по количеству участников занимало второе место в России, оставив далеко позади даже Москву и Петербург? Вот что писала об этом газета «Владивосток» 125 лет назад, 20 июня 1893 года: «В последнее время в городе все чаще и чаще приходится встречать новых для нашего города спортсменов – велосипедистов, число которых возрастает. Езда на велосипеде – одно из полезных средств избавиться от скуки и хандры, наполняющих жизнь нашей молодежи. Хорошее расположение духа не покидает катающихся на велосипедах, к чему нужно прибавить еще и пользу в гигиеническом отношении, засвидетельствованную медициной». 

Неудивительно, что довольно скоро нашлись смельчаки, решившиеся использовать новый вид транспорта для преодоления больших расстояний. Вплоть до путешествий через всю Российскую империю. Первым, кто соединил тихоокеанское и балтийское побережья, стал Логин Нагорный, в мае 1912 года выехавший из Владивостока в Петербург. Его транссибирский велопробег был успешным и занял 115 дней (мы рассказывали о нем в материале «Бедный рыцарь стального коня» в номере за 28 марта этого года). 

Организатор велопробега Клайпеда - Владивосток Людас Алсейка

Организатор велопробега Клайпеда — Владивосток Людас Алсейка

Но частью великих массовых велопробегов Владивосток начал становиться лишь в начале 1930-х. Это было время, когда физкультура и спорт приобретали в нашей стране массовый и организованный характер и являлись важной частью государственной политики. Главной целью ее было укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и организация свободного времени молодежи.

Таки здравствуйте!

В 1935 году состоялся грандиозный велопробег по маршруту Одесса – Владивосток. Впервые в истории советским спортсменам предстояло проехать по территории шести автономных республик, пяти краев и 13 областей СССР, преодолев от моря Черного до моря Японского расстояние 14317 километров.

Это было невероятно сложное путешествие, но, преодолев все трудности, 6 ноября 1935-го, через 117 дней после старта, пятерка отважных велосипедистов финишировала во Владивостоке. В город, празднично украшенный по случаю 18-й годовщины Великого Октября, герои въезжали в сопровождении кортежа автомобилей и мотоциклов и почти двух сотен любителей велоспорта, под бодрые марши духовых оркестров и радостные возгласы горожан.

Старт велопробега во Владивостоке

Старт велопробега во Владивостоке

По словам участников велопробега, самые большие сложности в пути припасла им приморская погода. Михаил Рыбальченко, технический руководитель пробега, в своих мемуарах «От Черного моря до Тихого океана» писал: «В 60 километрах от города Ворошилова (ныне Уссурийск. – Прим. ред.) уже за два дня до финиша нас ожидало, мне кажется, самое тяжелое испытание. Здесь мы впервые почувствовали, что такое снежный дальневосточный тайфун. Шли среди сопок. Неожиданно полил сильный дождь, который тут же на наших глазах превращался в снег. Одежда сразу покрылась ледяной коркой. Ветер буквально валил с ног. Дороги не было видно дальше чем за три-четыре шага. Силы иссякали. Хотели сделать привал и переждать, как вдруг вверху – рокот мотора. Это на небольшой высоте кружил самолет. Летчиков не было видно, но нам тогда показалось, что мы слышим их голоса, которые подбадривали нас. И мы поняли, что, если в такую погоду люди отважились вылететь навстречу, чтобы придать нам силы, мы останавливаться не имеем права, и снова пошли в пургу».

Велосипедисты на снегу

Передвигались участники велопробега на велосипедах «Украина» производства харьковского велосипедного завода имени Петровского, которые отлично выдержали испытание бездорожьем.

Кстати, это было не первое путешествие на велосипедах этой марки. Еще в 1924 году студенты Государственного института физкультуры Князев и Фрейдберг совершили на них кругосветное путешествие. Они отправились из Москвы в велопробег через Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки и Европы, чтобы через три года снова появиться в Москве. В 1929-м они написали книгу «Вокруг света на велосипеде», в которой есть упоминание и о нашем городе.

«15 декабря 1924 г. Долго пришлось подниматься на последнюю гору перед Владивостоком… Несмотря на выпавший снег, промоченные насквозь ноги и крепкий свежий ветер, холода не чувствуем.

Мы, видевшие только синие воды нашего Черного моря, были поражены суровостью Великого океана. Позднее узнали, что он всегда так хмурится и темнеет перед штормом.

-4

Во Владивостоке мы произвели потрясающее впечатление. Видно было, что велосипедисты на снегу (да еще в таком виде) здесь явление необычайное. Стоило нам остановиться, чтобы спросить, куда ехать, как нас окружила толпа народа. Без особого труда отыскали представителя совета физкультуры. Встретил он нас очень дружелюбно. Через несколько часов мы уже были в чистой, уютной гостинице, после всех наших скитаний показавшейся нам настоящим раем.

Во Владивостоке, в ожидании парохода, провели 18 дней. Отдых окончательно восстановил наши силы. Визы получили очень быстро; они пришли значительно раньше нас. Особенно обрадовали нас во Владивостоке полученные из Москвы деньги. Проезд на пароходе нам был обеспечен, да еще, по нашим расчетам, к Шанхаю у нас должно было остаться не меньше 20 рублей».

От порта до порта не по морю, а по суше 

Спустя четверть века город стал частью еще одного крутого велопробега. 

В литовском городе Шауляе, на улице Вильняус, 139, есть неприметное здание с большим велосипедом у главного входа. Это один из самых известных в Европе музеев велосипедов, в котором действует постоянная экспозиция, посвященная первому межконтинентальному велопробегу от Балтийского моря до Тихого океана по маршруту Клайпеда – Владивосток. Он состоялся в 1960 году, когда наш город отмечал свое столетие. Поздравить жителей Владивостока с юбилеем отправилась команда велосипедистов из Литвы и Эстонии.

Организатором велопробега стал удивительный человек – Людас Алсейка, педагог, один из литовских пионеров велотуризма. Еще в 1911 году Алсейка по совету своего друга, русского поэта Афанасия Красовского, стал эсперантистом и настолько хорошо овладел новым языком, что вскоре стал представителем международной Лиги эсперанто в Литве, выступал на конгрессах в Лондоне и Париже. Есть сведения о том, что некоторое время Людас Алсейка преподавал во Владивостоке, в 1916–1918 годах побывал в Японии. А еще он был страстным пропагандистом велосипедного туризма.

Свои первые путешествия на велосипеде Алсейка совершил в 1930-е годы. В 1957-м за 24 дня проехал вокруг Литвы, в 1959-м организовал велопутешествие по Белоруссии. Тогда же он задумал путешествие от моря до моря – от Балтийского до Японского, которое связало бы два портовых города: Клайпеду и Владивосток.

Разработка, согласование маршрута и подготовка велопробега заняли почти два года. Литовским путешественникам также потребовалось получить специальное разрешение на посещение Владивостока, ведь в 1960-м это был еще закрытый город.

Финальные версты и последний путь Людаса Алсейки

Старт велопробегу был дан 1 мая 1960 года. С главной площади Клайпеды велотуристы отправились в дальний путь, еще не зная о том, что для вдохновителя этой затеи, 73-летнего Людаса Алсейки, он станет последним в жизни. На 20-й день их путешествия на шоссе между Москвой и Нижним Новгородом, недалеко от города Гороховца Владимирской области, трагическая случайность оборвала жизнь этого удивительного человека. Руководитель велопробега попал под грузовик.

 Через несколько дней после трагического происшествия остальные участники пробега решили довести дело своего учителя до конца и продолжить путь в память о Людасе Алсейке. 

-5

Путешествие от Балтийского моря до Тихого океана завершилось через пять месяцев после старта, за это время велосипедисты преодолели почти 12 тысяч километров. Им приходилось ехать в условиях полного бездорожья, переправляться через реки, передвигаться по шпалам и пробираться сквозь тайгу. На смену палящим лучам солнца и жаре приходили проливные дожди. 

Во Владивосток путешественники прибыли 9 октября. Велопробег, продолжавшийся 162 дня, завершился на набережной Спортивной гавани, где состоялись торжественная встреча прибалтийских велосипедистов и митинг.

С собой туристы привезли флягу, наполненную соленой водой Балтийского моря, которую вылили в Амурский залив, и работу литовских мастеров – кусок янтаря, на котором был выгравирован маршрут их путешествия.

Комментировать новость

Telegram канал VelomaniaWW

Автор: Дмитрий ШАКИН,

фото Eesti Rahva Muuseum