Грэвел

Гревел: новый виток в истории велоспорта.

В сентябре этого года представители UCI (Междунаро́дный сою́з велосипеди́стов, фр. Union Cycliste Internationale) сообщили мировому сообществу о том, что в 2022-м году стартует серия этапов нового велосипедного чемпионата. К обширной семье различных велосипедных дисциплин официально добавили «gravel». Предполагается, что новая серия гонок пройдёт на разных континентах и вберёт все лучшее, что давали нам масс-старты любительских гревел-состязаний за годы своего развития.

Поскольку слово гревел, обозначающее гравийный велосипед и все, что с ним связано, теперь не просто еще одно словечко из запаса тех самых маркетологов, а вполне признанная на международном уровне дисциплина, попробуем вспомнить, с чего все началось, как развивалось и к чему пришло. И в конце попытаемся вкратце ответить, кому среди потенциальных покупателей это нужно.

Начало

В 2012-м году известная среди любителей туристических байков и просто красивого вело-железа компания Salsa Cycles из штата Миннесота (США) впервые в истории продаж по-настоящему использовала термин гревел-байк в описании к своему новому скакуну Warbird. «Птица войны» внешне представляла из себя измененный шоссейный велосипед с увеличенными зазорами, улучшенной геометрией для более комфортного перемещения по легкому бездорожью и, конечно же, была оснащена рулем-баран. Однако это не был очередной циклокроссовый или туристический велосипед (туринг) из многочисленной семьи Salsa. В пресс-релизе было прямо написано, что велосипед предназначен для gravel racing’а.

С этого момента практически официально начались долгие споры в мировом велосообществе о том, что же такое гревел, и как правильно его применять. А хитрые производители велосипедов сначала осторожничая, а затем все более и более пускаясь в вольнодумство, начали засыпать рынок многочисленными образцами, заставляя искушенного покупателя не спать ночами, перебирая в уме все возможные варианты для покупки.

Но все же, смеем предположить, что основная проблема велолюбителя из Старого Света изначально лежала в плоскости попыток осмысления, что же есть такое упомянутый «gravel racing». Здесь все так же зимой смотрели на дерби голландских и бельгийских гонщиков на полях циклокросса, или же пытались вообразить, кто на этот раз первым придёт к вершине Коль дю Турмале и оденется в желтые цвета на Елисейских полях. Везде хватало гравийных дорог. Но не везде по ним устраивали гонки. И не везде называли это «gravel racing». 

Гревел рейсинг

Строго говоря, когда в середине XIX века велосипеды впервые стали популярными, почти все дороги в мире были гревел. Так что, после строительства обширных сетей асфальтных автомобильных дорог, мы фактически заново изобретаем велосипед.

Фото: EF Education-NIPPO

Тем не менее, считается, что культурно современные гревельные гонки восходят к рандоннерскому движению в США. О том, что это такое, мы обязательно ещё вспомним. А пока примем на веру воспоминания известных американских райдеров, что, начиная с 70-х годов 20-го века, рандоннеры, навесив на рули своих стальных туристических велосипедов (турингов) сумки, с минимальным запасом снаряжения, отправлялись в долгие прогулки куда глаза глядят. 

Данный праздник гревельного безумия, с момента своего появления 2006-м году и по сей день остается одним из главных событий гревел-календаря. На первый массовый старт вышло 34 гонщика. Последние годы гонка проводится в нескольких номинациях и собирает более двух с половиной тысяч участников. Сейчас это большой праздник, который поддерживает множество спонсоров, и освещает множество велосипедных новостных изданий. Но начиналось все, как это часто бывает, на чистом энтузиазме.

Чем же так хороши эти гонки, и почему их популярность только растёт? 

Велосипедиста-любителя здесь может привлечь очень многое. Во-первых, сам маршрут как правило пролегает по не густо населенным местам со множеством красивых мест и видов первозданной природы, что сами организаторы чаще всего стараются использовать как основной маркер привлекательности. Во-вторых, и это тоже связано напрямую с выбором маршрута, такие дороги как правило имеют крайне низкий трафик или же не имеют его вовсе. В-третьих, подобные гонки все ещё проводят без машин-техничек и при полном самообеспечении, что позволяет любителям чувствовать себя наравне с профессиональными или бывшими профессиональными спортсменами, которые тоже часто принимают участие в подобных гонках. В-четвертых, мы прекрасно знаем, что все велосипедисты, вовлеченные в любительский спорт, любят страдать. 

Изматывающая дистанция (как правило 100 и более километров), часто тяжелый рельеф, возможность получить прокол или упасть на технически сложном участке действительно только добавляют велосипедистам азарта к участию в таком событии. Добавим к этому лишний повод для городского жителя выехать на природу. Добавим общение до, после и во время гонки с теми, кто разделяет это увлечение. Добавим возможные подарки от организаторов в виде старта на рассвете или глубокого брода на середине дистанции. И получим практически идеальный коктейль с легкими нотками безумия. 

Глядя на все это глазами опытного велосипедиста, очень хорошо понимаешь людей, для которых гревел становится осознанным выбором.

Кому это нужно

Мы могли бы сказать, что практически всем и каждому найдется свой гравийный велосипед, который будет удовлетворять своего владельца во всём, но, как известно многим велосипедистам, идеального велосипеда не существует. 

Текущая сборка почти всегда будет упираться в отсутствие необходимой проходимости или скорости. Но, так или иначе, именно благодаря своему техническому многообразию данный сегмент велосипедов привлекает все больше сторонников и преданных фанатов. Да, на нём вы вряд ли поедите любительскую шоссейную гонку или гонку по современным стандартам кросс-кантри. Но для большинства задач, таких как ежедневная езда, легкие велопутешествия, выезды выходного дня или различные любительские веломарафоны, он подходит.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕЛОСИПЕДИСТАМ

UCI предъявляет ряд требований не только к техническому оснащению гонщиков, но и к ним самим. Форма и внешний вид должны подчиняться ряду требований. Велогонщики не должны выглядеть вызывающе. Поэтому мы вряд ли увидим на гонках множество татуировок, огромные бороды, завитые усы или экстравагантные наряды из прошлых эпох велоспорта. Это же скорее всего коснется и аксессуаров – гидраторы, высокие гетры, всевозможные сумочки и прочие приспособления уйдут из официальных стартов.

Классический гревел-райдер

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТРАСС

Вряд ли в официальном календаре мы увидим броды или почти пешеходные участки. Скорее всего, все заведомо опасное или не вписывающееся в правила, будет исключено.

Пересечение реки на Dirty Kanza

Фотография: Unbound gravel.

Плохо ли это? И да, и нет. С одной стороны, некоторые старты могут лишиться своей уникальной составляющей. С другой, и так понятно, что мировой тур предполагает этапы в разных странах и на разных континентах. А старт где-нибудь в Великобритании однозначно будет отличаться от старта в средней части США или, возможно, в Африке. Разный рельеф, разные погодные условия, разные особенности гравийных и природных покрытий – вряд ли гоночный календарь в целом покажется однообразным и скучным.

КОМАНДНАЯ БОРЬБА

Скорее всего, отдельные старты из борьбы лидеров превратятся в борьбу команд со спринтерскими развозами на финише. Да, в гревел гонках есть место неожиданностям, и должно хватать технических участков, где не поездишь плотной группой. Но привычные нам из шоссейных гонок командные эшелоны мы обязательно увидим. С одной стороны, это может быть по-своему зрелищным, с другой может заслонить отдельных гонщиков, с их амбициями и регалиями. Шоссейный велоспорт давно стал командным и довольно прагматичным – почему бы ему не привнести это и в гравийный чемпионат.

ФИНАНСЫ И КАРТИНКА

UCI принесёт в старты совершенно другой уровень денежного обеспечения. Профессиональные велосипедные команды имеют большие бюджеты, которые основаны на рекламе и продвижении отдельных брендов. Поэтому можно быть уверенными, что на основных стартах появятся целые стартовые городки, а главные звезды получат новые, более денежные, контракты.

Так же старты будут освещаться профессиональными ТВ-компаниями, которые в свою очередь сами заинтересованы в продаже прав на трансляции, и поэтому будут стараться делать качественный продукт, привлекая в качестве комментаторов известных в среде велоспорта личностей.

Все это сделает информационное обеспечение гонок намного лучше, и мы получим по-настоящему увлекательное действо вместо отдельных статей в интернет-изданиях.

ЧИСТЫЙ СПОРТ

На данный момент никто не может быть уверен в чистоте отдельных результатов на гревел гонках. А многие препараты стали доступны и любителям.  UCI открыто выступает против допинга, поэтому нас ожидает честная борьба без использования всемогущей фармы.

ИТОГИ

Как видно из перечисленного, все основные страхи в основном связаны с правилами и ограничениями от самих UCI. Гревел ивенты на данный момент остаются самыми свободными из гоночных стартов. Они лишены какой-либо регуляционной бюрократии, связанной с лицензиями, допусками и предписаниями. Никто не обещает вам, что гонка будет легким испытанием, но никто не ограничивает вас от участия в ней. И никто до сих пор на запрещал вам использовать лежак или натянуть компрессионные гетры выше колен.

Но, было бы крайне наивно полагать, что такой финансово успешный последние годы сегмент, которым является гревел, обойдут всеобщее признание и гоночный бизнес. 

В любом случае, даже если какие-то известные гонки и перейдут под новые правила, целый ряд стартов по-прежнему будет все так же демократичен. Шоссейные гран фондо сейчас переживают свой расцвет по всему миру. Вряд ли с гравийными гонками будет иначе. 

Чтобы нас не ожидало в дальнейшем, можно с уверенностью утверждать лишь одно: будет интересно.

Рандоннёр (фр. randonneur от randonnée — «долгая прогулка») — велосипедист, принимающий участие в специальных заездах, известных как бреветы.Википедия

Зачастую их путь пролегал не только и не столько по асфальтным дорогам, но и сворачивал на грейдерные второстепенные дороги, коих в США великое множество. Со временем эти первопроходцы начали понимать, что обычные шоссейные туристические велосипеды, на тонких трубках и с тяжелыми передачами, справлялись с такими направлениями куда лучше, если поставить резину потолще, а передачи поменьше. Так происходила любительская кастомизация железа под нужды его владельцев. Да, исходный продукт походил на циклокроссовые велосипеды и появившиеся позже горные велосипеды, но все же обладал рядом конструктивных особенностей, доставшихся в наследство от шоссейных велосипедов. Так геометрия в целом была более дорожная и стабильная, нежели у циклокроссов – каретка располагалась чуть ниже, переднее колесо чуть дальше от каретки, а перья были длиннее. Гревелу не нужно было помогать своему владельцу прыгать через барьеры или взбираться в отвесные шпильки циклокроссовых трасс. Он должен был комфортно катить по дорогам, усыпанным крупным песком и гравием, а затем не доставлять неудобств на ровном асфальте. От горного же велосипеда гревелы отличались прежде всего рулем-бараном и размером колес – чаще использовались 650b или знакомые всем 700c колеса. Гревел брал от более внедорожных стилей азарт преодоления естественных препятствий, но позволял участникам оставить за собой возможность ехать в группе на манер шоссейного пелотона.

Со временем появившиеся любительские гревел гонки не были широко известными, однако проводились энтузиастами во многих штатах США. Но, пожалуй, по-настоящему широкую известность этот формат стал набирать после появления гонки Dirty Kanza, ныне известной как Unbound Gravel.

Telegram канал VelomaniaWW

Антон Черников