Отчет Руслана Грицана о Марафоне в Польше
Хотел кратко поделиться впечатлениями о марафоне, в котором принимал участие в Польше, а получился длинный и подробный рассказ.
22 июля в Орлицких горах — отрогах польских Карпат, в живописном местечке Зеленец прошёл традиционный МТБ марафон.
Ссылка на марафон
Весь этот край на юге Польши и на границе с Чехией необычайно популярен среди любителей велоспорта благодаря густой сети отличных асфальтовых дорог, незагруженных автотранспортом и вьющихся среди 1000 метровых лесных хребтов, изрезанных горными потоками и лощинами. Есть здесь и даунхилльные трассы, и раздолье для кросскантрийщиков. Местный кроскантрийный календарь чрезвычайно насыщен, и марафон в Зеленце из года в год занимает в нём видное место, привлекая сотни участников разных категорий.
Организаторы предлагают две дистанции MINI и MEGA. MINI это разгонный круг и 1 основной круг. MEGA это разгонный круг и 2 основных.
Марафон начинался разгонным кругом длиной 4 км. Стартовали по широкой асфальтовой дороге за полицейской машиной и мотоциклистом. Ещё перед нами метров 300 ехали два пана на роверах в традиционной для этих мест одежде и в шляпах.Когда паны отъезжали в сторону, а машина и мотоциклист уезжали вперёд, тогда собственно марафон и начинался. Метров через 600 трасса сворачивала с асфальта на грунтовую дорогу с 2,5 километровым подъёмом. Разгонный круг заканчивался довольно крутым спуском по хорошей каменистой дороге в район старта и затем участники уходили на основной круг длиной 25 км. Надо сказать, что основной круг по сравнению с прошлым годом был изменён на 80 %. Появились два относительно ровных грязевых участка общей длиной километра 4 и два сложных подъёма. Один — крутой по плохой грунтовой дороге с камешками, корнями и скользкий. Второй — не крутой, но достаточно длинный, по каменистому серпантину.
Старт и финиш марафона был с большой парковки в горнолыжном городке Zieleniec на высоте 900 метров. Поднимались примерно до 1000 метров и спускались до городка Dushniki Zdroy на высоте 550 метров.
Обещался общий набор высоты 1287 метров.
Мой прибор GARMIN EDGE 800 показал набор 1169 метров и 53,7 км.
Максимальный пульс за гонку у меня был 173 — это на финише, а по дистанции не поднимался выше 163.Средний пульс был 149 ударов.
Накануне вечером прикатал разгонный круг и основные спуски в районе Зеленца. Изучил по карте весь марафон, благо не первый год тренируюсь в этих местах и знаю все эти дорожки.
Понял, что даже без дождя уже на 5-6 километре будешь весь мокрый и в грязи.
Всю ночь перед стартом марафона лил дождь, поэтому решил, наверное единственный из всех, ехать гонку с крыльями.
Впоследствии не пожалел о своём решении. Мои соперники уже к 15 км были все мокрые и грязные, и главное им пришлось снять заляпанные грязью очки.Я же весь марафон проехал в очках и при этом всё видел, только на скользком крутом подъёме сдвигал их на нос, чтобы не запотевали.И до самого финиша марафона мой памперс оставался сухим и мне было «сухо и комфортно».
К моменту старта марафона я уже сидел на сборе в Зеленце почти две недели. У меня здесь проходил очередной сбор по подготовке к Чемпионату Мира по велоориентированию. Поляки проводили тренировки для своей сборной и приглашали всех желающих.
Я каждый день ездил дистанции с ориентированием. На вторых тренировках делал откатки по шоссе. Особо не скоростил, но за два дня до марафона сделал спад — тренировался, но немного и спокойно.
На гонку настраивался как на очень хорошую сильную тренировку. Задача выиграть или обогнать кого-то не стояла. Просто я должен был проехать в свою силу и не проколоться как в прошлом году.
Приехал в район старта за 35-40 минут до самого старта. Получил номера — один на руль, другой под седло с чипом внутри. Немного покатался, огляделся и решил далеко не уезжать, чтобы удачно встать на старте. За 15 минут до старта первые два ряда уже были заняты, и я пристроился в серединку третьего. Пока ждал — делал растяжку. Местные ребята приезжали и втискивались во все свободные места, в том числе и в первый ряд. В итоге я уже оказался в 3 — 4 ряду. За 5 минут до старта разделся.
Было не особо жарко, и я ехал в короткой форме, но под майку одел термобельё с длинным рукавом.
С собой вёз одну запасную камеру, насос с тремя баллончиками и выжимку с пином.
Караван неспешно тронулся. Я по мере возможности протискивался вперёд. Когда паны отъехали в сторону и машина с мотоциклистом ушли вперёд я уже ехал прямо за лидерами, которые катились вниз по асфальту ровным рядком, перекрыв практически всю проезжую часть.
Через 300 метров нужно было сворачивать направо на узкую лесную дорогу. Я увидел дырку слева и нырнул туда. С асфальта я ушёл первым. Помня прошлый год, когда ребята начали вваливать уже на первом подъеме и мне стало очень тяжко, решил не валить особо, а ехать своим темпом. Ехал и ждал — когда меня начнут обгонять, но никто не торопился лезть вперёд. Так я провёл 1,5 км подъёма и только потом один гонец вышел вперёд, но через 250-300 метров он уже провалился назад. Так я и закончил разгонный круг первым( в прошлом году десятым), причём без всякой дерготни. Все мои основные конкуренты были прямо у меня за спиной.
Спуск прошёл без особых проблем, но грязи все уже успели хлебнуть.
И вот мы выкатываемся на равнинный грязевой участок. Заезд на него по мостику через речку, сделанному из кругляка. Брёвна мокрые и скользкие. Нужно штурмовать его строго поперёк, иначе упадёшь. Я вхожу на него первым и вижу, что мотоциклист, который должен был ехать перед нами, упал и лежит поперёк дороги.Аккуратно объезжаю его. Парень в порядке и встаёт. Метров через 300 он нас уже обогнал.
На грязи меня начинает мотать из стороны в сторону и парень, который ехал за мной, начинает меня обгонять и окончательно сталкивает меня в глубокую колею. Я сильно зарываюсь, и соперники один за другим начинают меня объезжать. Когда я выбираюсь и начинаю нормально двигаться, то оказываюсь уже 4, проигрываю метров 200 грязевой дороги. Потом всё было немного лучше, но я ещё раза 3 — 4 зарывался в грязи так, что приходилось спешиваться. Тем не менее разрыв с лидерами за следующие 2 км грязи не увеличился. Мне даже удалось обогнать одного бойца.
Сразу после грязи начинается некрутой подъём по хорошей дороге. На нём от меня начинает отъезжать и перекладываться к двум лидерам мой попутчик. Решаю не гнаться за ними, понимаю что силы ещё пригодятся на втором кругу. Видел, как он добрал первых двух. Недалеко за мной болтается ещё кто-то. Начинается крутой скользкий подъём. Соперники впереди бегут бегом. Я на самой лёгкой передаче, но заезжаю.Когда после подъёма выезжаю на длинный шестикилометровый спуск — впереди уже никого. Начинаю спускаться и слышу, что у меня что — то трётся.Где — не пойму. Пока осматривал на ходу свой байк и пытался понять что произошло, мимо меня проезжает один гонец. Ничего криминального не вижу, и решаю ехать дальше так как есть.Разгоняюсь, добираю обогнавшего меня гонца и…. Что-то чудесным образом откуда-то выскакивает, и у меня уже ничего не трётся и я со спокойной душой держусь за этим гонцом. Вваливал он знатно. У меня даже не закралось мысли обогнать его на спуске. Так и доехали до самого низа, до 14 км марафона.
Дальше предстояло два длинных тяжёлых подъёма с примерно двухкилометровым куском относительно плоской грязевой равнины между ними.
В самом начале подъёма мой попутчик пропускает меня вперёд и практически сразу начинает отставать. Я нахожу свой темп и вкатываю каменистый подъём. К моему удивлению к концу подъёма добираю одного из трёх бойцов усвистевших от меня до этого. Он цепляется за мной, но не надолго.Через километрик на равнинной грязной части он отваливается. Таким образом я вышел на третье место среди всех.
Проезжаю пункт питания, не останавливаясь. У меня всё с собой: и напиток, и гель. Очередной длинный подъём на этот раз по асфальту. Врабатываю на почти пределе, но чувствую себя при этом комфортно. Потом на относительно ровной части на далёких прямиках начинаю видеть двух лидеров. И что самое интересное — они всё ближе и ближе ко мне.
Заканчиваю первый круг в 40 секундах за лидерами.
Спокойно беру новую фляжку, съедаю кусок банана и на второй круг. Спуск чуть более километра проезжаю спокойно, но напористо и по хорошей траектории.
И вот снова равнинный грязевой участок, но основная колея уже пробита и еду гораздо увереннее. Начинаю видеть впереди одного из двух лидеров. За два км грязи добираю его. Потом спокойно сзади на хорошем подъёме съёдаю гель. Заезжаем в крутой скользкий подъём. Я сразу за ним. Еду в экономичном режиме. Длинный спуск тоже весь отсидел за ним. И вот самая нижняя точка второго круга — 42 км.
Начинается каменистый подъём. Он пытается переключиться — закусывает цепь. Я выхожу вперёд. Пытаюсь поставить впереди 26 звезду — у меня тоже кусает. Ставлю обратно 39 и решаю доезжать на ней, благо люблю ломовые передачи, да и перекос цепи на моём Revox позволяет использовать большую звезду спереди и большую сзади.Опять нахожу свой темп, но терплю уже гораздо сильнее в надежде что мой теперешний попутчик отвалится. Он усидел первый подъём.
Грязевая равнина тоже не внесла никаких изменений в наш караванчик. Но было видно, что он держится на зубах.
Проезжаю мимо пункта питания. Остался один лесной длинный подъём( асфальтовый), потом равнинная часть и потом финишный подъём по асфальту. Отрабатываю на пределе своих возможностей и когда остаётся метров 300-400 до верха, вижу впереди лидера, расстояние до которого стремительно сокращается. Я, воодушевлённый, ещё добавляю.
За 5 км до финиша добираю лидера. Мой попутчик усидел за мной. Едем втроём. Темп сразу упал. Мне это на руку — нужно восстановиться после пахоты в подъёмы.
Ребята работать не хотят. На пологом спуске я выкатываюсь вперёд и начинаю вести в экономичном режиме. Несколько раз предлагал ребятам выйти вперёд — не захотели.
Начался последний подъём. Я продолжаю вести в экономичном режиме. К этому времени я уже понял, что с колеса их не скинешь и решил, что буду дёргаться только либо за ними, либо метров за 150-200 до финиша.
И вот примерно за 1 км до финиша ребята не выдерживают и дёргают из — за спины. Сначала тот, который уехал в отрыв, за ним — мой попутчик. Сажусь на колесо попутчику. Вижу, что он начинает отставать. Перепрыгиваю на колесо лидеру и терплю за ним. Усидел. Он ещё пару раз дёрнул, когда увидел меня за спиной. Я усидел. Метров за 300 до финиша он равняется со мной, смотрит на меня и ждёт, когда я рвану. Я не дёргаюсь — делаю вид, что уже сдох. Он срывается и начинает финишировать. Начинается последний 200 метровый торчок. Терплю на колесе у лидера, и когда он начинает немного сдавать( 100 м до финиша), встаю и выстреливаю из-за спины. Он бросает борьбу.
Моё время 2.25.27. Выиграл у второго 5 сек, у третьего 20 сек. — это в генеральной классификации. По своей группе у второго я выиграл 25 минут.
Примечательно, что я в конце так добавил, что отыграл с 42 по 49 км у лидера 1 мин 45 сек.
Первый основной круг я ехал 1.07, второй 1.03.
Эту гонку ехал на новом найнере BERGAMONT REVOX MGN.
После приобретения катался на нём 2 недели. Привык быстро. Очень нравится.
Поменял только колёса. Решил приберечь карбоновые Easton EC90XC для более важных стартов. Поставил сборные — втулки DT swiss 240s, спицы Sapim cx-ray, обода ztr crest. По весу ненамного тяжелее карбоновых, но понадёжнее.
Ехал на rocket ron 2.25 за неимением другой грязевой резины.
Система ХХ начала кусать только после 40 км, когда всё уже покрылось толстым слоем грязи.
В целом байк проявил себя очень хорошо. Первая проверка боем прошла успешно.
Для меня эта победа значит только одно — что я на правильном пути в своей подготовке к Чемпионату Мира.