Чемпионат мира XCM 2012
9 октября
во французском Орнансе прошел чемпионат мира по маунтинбайку в
дисциплине «кросс-кантри марафон». В соревнованиях приняли участие 185
спортсменов из 35 стран мира. Россию представляли три велосипедиста:
Ирина Калентьева заняла 4-е место, Алексей Медведев – 8-е, Вера Андреева
– 11-е.
Кросс-кантри марафон.
Элита. Мужчины
1. Периклис Илиас (Греция) – 4:18:17
2. Мориц Милатц (Германия) – 4:20:45
3. Кристиан Хинек (Чехия) – 4:20:54
8. Алексей Медведев (Россия) – 4:25:10
Элита. Женщины
1. Аника Лангвад (Дания) – 3:52:23
2. Гунн-Рита Дале Флеся (Норвегия) – 3:53:08
3. Эстер Суэс (Швейцария) – 3:54:04
4. Ирина Калентьева (Россия) – 4:05:13
…..
11. Вера Андреева (Россия) – 4:20:09.
Ирина Калентьева рассказала о выступлении на чемпионате мира по марафону во Франции.
Ирина,
в прошлом интервью Вы говорили о том, что на октябрьском чемпионате
мира по марафону хотите «хлопнуть дверью» и в завершении безмедального
сезона всё-таки «заехать» в призы. И вновь всего шага не хватило до
подиума, вновь, как и на Олимпиаде, четвёртое место.
— Да, действительно, так уж получается в этом олимпийском сезоне,
что в основных гонках я финиширую где-то рядом с подиумом. Четвёртое
место на Олимпиаде в Лондоне, пятое место на чемпионате мира по
кросс-кантри в Австрии в сентябре. И вот четвёртое место на чемпионате
мира по марафону во Франции. Мне даже как-то неудобно в который раз об
этом говорить, но вновь в ходе гонки возникли технические неполадки. Я
ни в коем случае не сваливаю всю вину на технику, просто констатирую
факт. Я была неплохо готова, чувствовала себя хорошо. Марафонская гонка
проходила в очень тяжёлых погодных условиях, шёл дождь, было сыро и
грязно. Но мне нравится такая погода, в таких условиях я получаю
преимущество, так как хорошо владею техникой управления байком. Две
гонщицы отъехали от всех сразу со старта – это датчанка Анника Лангвад и
норвежка Гунн-Рита Дале. Они ехали очень мощно, Лангвад в итоге
победила, а Гунн-Рита финишировала второй. Я ехала в связке с Эстер
Сьюсс из Швейцарии, которая в итоге завоевала бронзу. Вплоть до
середины марафонской дистанции, которая составляла 63 километра, я
держалась Сьюсс, всё время видела её спину, видела, как она едет. И
обратила внимание, что швейцарка не очень хорошо управляла байком на
спусках, делала ошибки и даже падала. Поэтому до середины дистанции я
была уверена, что медаль у меня будет железно. Дело в том, что за пять
километров до финиша располагался достаточно сложный спуск, и я так
прикидывала, что уж на этом спуске я Сьюсс обойду. А может быть
получилось бы её опередить и раньше, потому что в таких погодных
условиях может случиться всё, что угодно. И, кстати, в переделку на
такой сырой и грязной трассе могли попасть и первые две спортсменки –
Лангвад и Гунн-Рита Дале. Вот такие мысли были у меня в тот момент. Я
контролировала Сьюсс, боролась. Вообщем, всё шло по плану. Но в какой-то
момент у меня начались проблемы с переключением передач. Я ещё раз
хочу подчеркнуть, что не сваливаю вину на технику – у нас технический
вид спорта и результат зависит не только от того, как готова ты
(физически, тактически, эмоционально), но и как готов твой велосипед. Ты
на сто процентов должна быть уверена в своём велосипеде, он не должен
тебя подводить во время гонки. Итак, у меня начались проблемы с
переключением передач, и я была вынуждена бегать все подъёмы на ногах.
Ну и в итоге вот это неблагодарное четвёртое место. Я могла взять
медаль, а в итоге целых 11 минут уступила бронзовому призёру Эстер Сьюсс
(
сама Сьюсс проиграла победительнице 1 минуту 40 сек., серебряный
призёр марафона Гунн-Рита Дале уступила 44 секунды, а чемпионка мира в
марафоне датчанка Анника Лангвад преодолела дистанцию 63 км за 3 часа 52
минуты 23 секунды –
прим. В.Ц.). Знаете, я хочу сказать, что
технические проблемы в марафоне были очень похожими на те, которые у
меня возникли во время июньского чемпионата Европы по кросс-кантри в
Москве, когда я финишировала только девятой. Те же проблемы с
переключением, так же всю гонку я боролась с неподходящими передачами,
абсолютно так же я «отвалилась» от лидеров. Весь год у меня получился
неудачный, как-то, знаете, «не на меня». Как будто Бог сказал мне, что
твоё место в этом году четвёртое, так что давай, борись за него. Это,
наверное, кажется смешным, но вот такие у меня мысли. Ну, ничего, на
следующий сезон я настраиваюсь очень серьёзно.
Вы упомянули о чемпионате Европы в Москве. Скажите, марафон во
Франции Вы ехали на том же байке, на котором выступали и в июне на
«Европе»?
— Байк-то был тот же. Но у нас ведь в зависимости от погодных условий
всё время меняются компоненты велосипедов – системы переключения, цепи и
всё такое.
То есть, говоря слово «байк», мы имеем в виду, прежде всего,
велосипедную раму. А всё остальное «навешивается» отдельно на каждую
гонку.
— Да, абсолютно точно.
Для «шоссейников» принципиальный вопрос – на какой раме гоняться.
Скажите, пожалуйста, Вы на следующий год оставите эту же раму или будете
что-то менять?
— Нет-нет. Рама останется, а в компонентах надо будет, конечно,
что-то поискать. И здесь дело не только в том, что у меня что-то
ломалось и меня подводило. Многое же зависит от спонсоров: с кем
договоримся, кто придёт, на каких условиях. Поэтому сейчас сложно
сказать, на каком именно велосипеде я буду выступать в дальнейшем.
Конечно, я делаю определённые выводы. Обязательно надо что-то делать,
что-то менять, потому что из-за одних и тех же технических неполадок
потерять второй раз медаль очень обидно. Цена ошибки очень высока, и я
уже сказала это тем людям, которые отвечают за подготовку байка.
Ирина, если честно, хотелось ударить свой велосипед? Злились на байк, когда он опять начал ломаться во время марафонской гонки?
— Ну… Честно сказать… Нет. Не знаю, почему… Нет, всё-таки, нет.
Может быть, испытывала чувство досады. Но байк никогда не швыряла и не
стану этого делать впредь. Конечно, каждый гонщик испытывает какие-то
эмоции и каждый сам решает, как реагировать на поломки велосипеда. Я
видела, что спортсмены и кидают свои байки, и пинают их ногами. Но это
же техника, на неё невозможно повлиять своей злостью. Велосипед и
спортсмен должны быть единым целым, поэтому я стараюсь сдерживать свои
эмоции. Нет, злости на байк у меня точно нет. Тем более, ещё раз
повторюсь, у меня ломалась не рама, а компоненты.
Ирина, в прошлом интервью Вы упомянули о том, что Вам надо
обязательно проехать финал Бундеслиги. Расскажите, пожалуйста, об этих
соревнованиях, и, вообще, о своих выступлениях в Германии.
— Гонки в Германии очень хорошо организованы. В них в ходе сезона
участвуют все сильнейшие спортсмены, на гонки собирается много зрителей.
Ну а в завершении этой серии проходит финал. Нынешний финал Бундеслиги
состоялся в Бад-Зальцдетфурте, это курортный городок в Нижней Саксонии. Я
заехала на финиш третьей, 20 секунд уступила Гунн-Рите Дале, которая
стала второй. Мы с начала гонки ехали с ней в паре, но на последнем
круге нас неожиданно обошла шведка Александра Энген. Это был настоящий
сюрприз. Даже судьи, которые, казалось бы, повидали на своём веку
всякое, даже они очень удивились такому развитию событий. Дело в том,
что мы с Гунн-Ритой добились очень хорошего преимущества, разрыв от
преследовательниц был большим. И тут на последнем подъёме нас догоняет
Энген. То есть, вы понимаете, ей надо было сначала потратить массу сил
на то, чтобы ликвидировать большуший отрыв и догнать нас. А потом ведь
ещё и перегнать! То есть, у неё остались силы на то, чтобы на финишном
подъёме нас атаковать. Это потрясающе! И у судей были круглые от
удивления глаза, когда они увидели, что на финиш первой заезжает не я, и
не Гунн-Рита Дале, а Александра Энген. У меня третье место. И, знаете,
учитывая обстоятельства, я бы сказала, что это хороший результат.
Оказаться в тройке сильнейших в такой компании – это здорово. Вообщем,
число «три» мне понравилось.
Александра Энген раньше отличалась подобной прытью?
— Да, вы знаете, она и раньше показывала, что способна на мощный
рывок на фоне усталости. В этом сезоне она стала чемпионкой мира по
спринту, так называемому, элиминейту. Также она хорошо ехала этапы Кубка
мира. Нет, действительно, хорошая гонщица. Но всё равно, никто в финале
Бундеслиги не ожидал, что на последнем круге она так быстро, так
здорово уедет от нас. Ведь на финише она «привезла» 12 секунд Гунн-Рите и
32 секунды мне.
Ирина, что касается планов на следующий сезон, Вы так же будете выступать в Бундеслиге?
— Да, в течение сезона я буду гоняться в Бундеслиге, а также буду
выступать в Швейцарии. Там тоже есть хорошая серия гонок под названием
BMC Racing Cup, я их называю швейцарскими кубками. Но я буду ехать гонки
в Германии и Швейцарии выборочно. Их всё-таки достаточно много, а я
хочу в следующем сезоне проехать все этапы Кубка мира. Главным для меня в
следующем сезоне будет Кубок мира.
Вернёмся к чемпионату мира по марафону. Марафон – всё-таки
непрофильная для Вас дисциплина. Расскажите, пожалуйста, как Вы
готовились к мировому первенству во Франции?
— Конечно, за такое короткое время невозможно в полной мере
подготовить себя к марафону. Кросс-кантри финала Бундеслиги я проехала
16 сентября, а чемпионат мира по марафону прошёл 7 октября. Три недели –
это не тот срок, за который можно кардинально что-то поменять в
подготовке и в понимании гонки. Но всё равно я проделала всю объёмную
работу, которая нужна для тяжёлой четырёхчасовой гонки. Упор на
тренировках в эти три недели был сделан на объёме. Мне надо было
сосредоточиться на спокойной работе, потому что олимпийский сезон был
достаточно тяжелым, и я проехала очень много гонок кросс-кантри, которые
требовали интенсивной работы и острых тренировок. А к марафону надо
было немного успокоиться и сосредоточиться прежде всего на километраже, а
не на скорости. Вообщем, обычная тренировочная работа на объём.
— Вы как-то обмолвились, что в Чебоксарах, возможно, проедете кроссовую гонку. У Вас по-прежнему есть желание покатать кросс?
— О, нет! Сезон был очень тяжёлый, и пока я ничего такого не хочу.
Надо немного отойти от гонок. Просто ехать в качестве прогулки — это не
для меня. К кроссу надо готовиться, эта дисциплина не любит
расхлябанности. Надо будет серьёзно настраиваться, прикладывать на это
дополнительные усилия. Нет. Я очень хочу хорошо подготовиться к
следующему году, и сейчас перед таким большим делом надо постараться
отдохнуть.
Сколько Вы планируете отдыхать?
— Не так много, как хотелось бы. Скорее всего, у меня будет две,
может быть, три недели. Причём, понятно, что в эти три недели нельзя
лежать на диване, надо потихоньку тренироваться. Это само собой. Ну а
как таковая подготовка к сезону начнётся в середине ноября. Но я не
хочу начинать резко. Я планирую начать с «мягких» тренировок, чтобы
плавно вкатиться в работу. А острая тренировочная работа пойдёт в
декабре.
Специально для ПРО
ВЕЛО спортивный обозреватель РСН Вячеслав Цыба