Велокрорсс
Велокросс — один из видов гонки на велосипедах. Технически это одна из самых сложных и тихоходных велогоночных дисциплин (средняя скорость кроссменов составляет около 20 км/ч).
Спортсменам, как правило надо несколько раз преодолеть кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и других естественных препятствий рельефа, к которым могут быть добавлены искусственные преграды. Трассы зачастую спроектированы таким образом, чтобы заставить гонщиков преодолевать некоторые участки бегом.
Изначально велокросс был создан ради тренировки шоссейных гонщиков в зимнее время года. Для этого использовались шоссейные велосипеды, переделанные под внедорожное использование. Но впоследствии для данного вида спорта были созданы специализированные кроссовые велосипеды.
ЗАЕЗД ЮНИОРОВ
22 декабря 2012 года
Понятие «кроссовый» применяется к двум разным типам велосипедов:
• Велокроссовый или просто кроссовый велосипед, спроектированный для велокроссовых гонок. Как правило оснащаются изогнутым рулём с концевыми рулевыми переключателями скоростей. Из-за того, что велосипеды в велокроссе гонщики часто несут на себе, они легковесные и по большей части оснащены трубковыми покрышками. Как правило, шины для велокросса довольно широкие и с глубоким рисунком протектора для обеспечения хорошего сцепления с дорожным покрытием. На кроссовые велосипеды ставятся консольные тормозные системыс достаточным грязевым зазором.
Изначально велокроссовые велосипеды были построены на шоссейных рамах, но сейчас используются специально спроектированные рамы или иногда рамы для горных велосипедов.
• Гибридный велосипед в английском языке также иногда называется кроссовым (от англ. cross — пересечение) из-затого, что стоит «посередине» между горными и шоссейными велосипедами с точки зрения его предназначения и технических особенностей.
Многие считают, что это просто бег с препятствиями с видоизмененным
шоссейным велосипедом по короткой дистанции и с кругом не более 2-3км, а
другие, что велокросс — это просто грязевой кошмар. На самом деле, у
этого вида спорта очень давняя история. Первый велокросс, а также первый
Чемпионат Франции по велокроссу был организован Даниэлем Гуссео (Daniel
Gousseau) еще в 1902 году. Тогда спортсмены соревновались в лесу с
наездниками на лошадях. Однако, точно определить происхождение
велокросса непросто. Ведь помимо Даниэля, активисты часто устраивали
гонки из одной деревни в другую, где правилами предусматривалось срезать
путь по фермерским полям, перепрыгивать через заборы, ну и вообще,
сокращать дистанцию любыми возможными способами.
Велокросс очень популярен в Европе, а в Бельгии — это вообще
национальный вид спорта, собирающий невероятно много зрителей и
болельщиков. Самые успешные СХ-гонщики родом из Бельгии, Нидерландов,
Франции, Италии и Чехии. Также, этот вид спорта переживает настоящий бум
в США и начинает набирать популярность в Великобритании. Традиционно
сезон велокросса длится с Сентября по Январь и заканчивается UCI
Чемпионатом Мира.
ГОНКИ И ТРАССЫ ДЛЯ ВЕЛОКРОССА
Как и триатлон, велокросс — это смесь из нескольких спортивных
дисциплин, а именно: езда на велосипеде с серьезным акцентом на
техничное управление байком и бег. Обилие препятствий в виде поваленных
деревьев, барьеров, песчаных подъемов и спусков, грязевых и
непроезжаемых участков делает велокросс по-настоящему зрелищным спортом.
Кстати, европейские болельщики часто приходят на гонки в оригинальных
костюмах, касках с рогами и прочих атрибутах, создавая необычную
атмосферу маскарада. В последнее время это очень популярно, ведь
проехавшие трассу гонщики уже сами похожи на персонажей из фильмов
ужасов.
Большинство заездов проходят по трассам с длиной круга от 1 до
3х километров, на которых можно встретить и асфальт, и песок, и
грязевые участки, а также крутые повороты, и непреодолимые на велосипеде
препятствия. Вся гонка, обычно, длится от 30 минут до одного часа, плюс
последний финишный круг. Тем не менее, если гонщика округляет лидер, то
ему нужно сойти в конце гонки, чтобы избежать путаницы на финишном
круге. Сумасшедший темп гонки, стремительные ускорения и жесточайшая
борьба за позицию требуют интенсивных тренировок: как силовой
выносливости, так и технических навыков.
Искусственные барьеры, как правило, имеют высоту не более полуметра,
и, часто расположены таким образом, чтобы их было проблематично
преодолеть верхом. Гонщики спрыгивают с байков и переносят велосипеды на
плече или за верхнюю трубу рамы. Конечно, это не красочные «баннихопы»,
которые так любят зрители, но именно техничное преодоление препятствий в
велокроссе экономит значительные секунды на финише.
Есть несколько способов преодоления препятствий на дистанции по
велокроссу, но один из самых эффективных — это с «байком под мышкой».
Приближаясь к препятствию гонщик отстегивает правую ногу, притормаживая
велосипедом, заводит ее за седло, чтобы слезть слева от байка. В момент,
когда правая нога практически коснулась грунта, отстегивается левая
нога, гонщик берет байк за верхнюю трубу или кладет на правое плечо, и
бегом преодолевает барьер или устремляется в песчаный подъем.
велосипеде, гонщики используют «баннихоп»: подъезжая к препятствию,
спортсмен выдергивает руль на достаточную для преодоления барьера высоту
и сразу же подпрыгивает за счет контакта с педалями задней частью
велосипеда. Но когда препятствий несколько, будет наиболее эффективно
преодолеть их бегом. В этом случае гонщик переносит велосипед на себе,
держа его за верхнюю трубу рамы или на плече. Надеемся, теперь вы
понимаете, почему велосипедисты циклокроссеры так беспокоятся о весе
своих железных коней. Если позволяет рост и достаточно сил, то гонщик
переносит велосипед, держа его левой рукой за руль, а правой за верхнюю
трубу рамы. Но все равно, наиболее эффективный способ — это переноска
байка на плече, когда нагрузка распределяется по туловищу более
равномерно.
ЭКИПИРОВКА ДЛЯ ВЕЛОКРОССА
маунтинбайка: легкая алюминиевая, карбоновая, стальная (Cro-Mo) или
титановая рама, карбоновая вилка, совмещенные манетки с тормозными
ручками (обычно, используются шоссейные «автоматы»), покрышки 700С x
30-38С (1.2-1.5») с агрессивным протектором, контактные педали и
двойная или одинарная система с защитой. Звезды на системы меньше, чем
на шоссейниках, а защита необходима для ошибок при преодолении барьеров.
Кстати, геометрия рамы также слегка отличается от шоссейной. Кареточный
узел расположен выше, клиренс также больше за счет грязевых зазоров,
которые являются важным параметром байка для велокросса. Передняя и
задняя вилки должны иметь достаточные зазоры между покрышкой и рамой
(вилкой) для эффективного очищения от скопившейся грязи.
Рамы и вилки более жесткие, чем на шоссейных велосипедах, верхняя
труба обычно более короткая для лучшего контроля. По состоянию на сезон
2011-2012 дисковые тормоза были разрешены для использования на гонках по
велокроссу. Они дают гораздо более высокую мощность, а также лучшую
управляемость при торможении, особенно во влажных условиях, но, тем не
менее, многие производители все еще продолжают выпускать гоночные модели
с традиционными ободными тормозами. Правильно настроенные тросиковые
тормоза дают не меньший контроль и достаточную мощность для спортсменов.
Часто на велосипеды для велокросса добавляют дополнительные тормозные
ручки на руль, для более эффективного использования на техничных
участках трассы.
Многие кроссовые велосипеды используются не только для гонок и
тренировок. Зачастую, любители шоссейного велоспорта комплектуют свои
CX-байки крыльями и пользуются ими для поездок на работу и тренировок в
лесопарках. Потенциал использования кроссовых велосипедов велик, как и
байков, из которых он был создан.
велоспорта в целом. В осенне-зимний период, спортсмены из
детско-юношесских спортивных школ участвуют в соревнованиях по
велокроссу, проходящих в Чебоксарах, Подмосковье и других регионах. На
любительском уровне гонок практически нет, но направление все равно
развивается, благодаря активистам.
Чемпионат Канады по велокроссу 2010
1.
Велосипедисты едут зигзагами по парку Седарвэйл во время Чемпионата
Канады по велокроссу в Торонто, в парке Седарвэйл, недалеко
от Вона и Оуквуд Роудс.
2.
Велокросс также включает в себя небольшие отрезки пути, во время
которых нужно спрыгнуть с велосипеда и пробежаться с ним по холму. На
фото: Аманда Син решила остаться на велосипеде на этом нелегком участке,
в то время как Мелисса Банн решила пройтись пешком.
3.
Если вы достаточно высокий, как Дэниел Хоуп из команды «Junior Male»,
вам и вовсе не нужно слазить с велосипеда, чтобы использовать ноги.
4. Велогонщики едут мимо зрителей на секции зигзага.
5.
Венди Симмс опережает Кэти Кертис на холме. Симмс выиграла велокросс в
Торонто. Велогонщики соревнуются на маршруте в 3 км в течение 40 минут
для женщин и 60 минут для мужчин.
6. Кейтлин, Мелисса и Элла болеют за Бреттона Мэттьюса с помощью колокольчиков.
8. Тренер и подруга поздравляют Венди Симмс, участвовавшую в команде «Ridley — FSA» (справа).
9. После триумфальной победы в велокроссе Венди Симмс держит бутылку шампанского и букет цветов.
10. Гонщики перепрыгивают через второе из двух препятствий, во время которых им нужно было слазить с велосипедов.
13. Майк Гарриган из Онтарио и Крис Шеппард из Британской Колумбии взбираются по холму. Шеппард стал победителем велокросса.
Фото: mbike.ro, sportpicture.ru
Использованы материалы сайтов:
http://pedaldraft.com.ua/photo/velokross_1930_parizh/1-0-118