первая в истории России официальная международная гонка велосипедистов
Спортсмены тогда соревновались на велосипедах
системы, которую в России называли «паук». Переднее колесо в этой
конструкции достигало метра восьмидесяти сантиметров в диаметре, заднее
было гораздо меньше – около пятидесяти сантиметров. Московская велогонка
проходила на «пауках» зарубежного производства. Между тем достоверно
известно, что велосипед подобной конструкции был не только изобретен, но
и испытан в России на сверхдальней дистанции еще в 1801 году. Тогда
кузнец нижнетагильского завода Ефим Артамонов, преодолев на своем
двухколесном самоходе пять тысяч километров, прибыл с Урала в
Санкт-Петербург на торжества по случаю коронации Александра I. За свое
изобретение он получил царское денежное вознаграждение. Известно также,
что и другие нижнетагильцы по примеру Артамонова соорудили веломашины и
собрались в путь, чтобы «добрых людей посмотреть и себя показать». К
сожалению, они были остановлены и наказаны за самовольство заводским
начальством. Отечественное велосипедное движение на время заглохло, но
через несколько десятилетий воспрянуло с новой силой. Первая российская
велогонка вызвала огромный интерес публики, рассказывает директор
частного веломузея
Андрей Мятиев:
«Количество
зрителей превышало 25 тысяч человек. Что касается участников
состязания, то благодаря (архивным) изысканиям сейчас известны все их
имена. Гонка была международной. Участвовали англичанин, австриец,
американец и наши русские гонщики».