Швейцарские Альпы в октябре\» от Руслана Tloster-a (идея+ день1)
Эта тема
давно зрела у меня в голове. В прошлом году по ряду причин реализовать ее не
получилось. Планируем вместе с Игреком реализовать ее этим летом, а точнее с 8
по 14 июля (плюс несколько дней до и после для \»акклиматизации\» и
встречи с друзьями в Цюрихе. Были разные варианты осуществления подобного похода: от полностью автономного
до использования услуг местных проводников.
После взвешивания всех за и против
и, учитывая приоритеты, которые нами четко сформулированы, а именно, езда в приближенном
к как можно более свободному стилю (хотите зовите фрирайдом или еще как — не
суть важно), где перевоз собственного багажа в спиногрызах ли, на багажниках ли
является существенным ограничителем в степени свободы перемещения, нами был
выбран последний вариант, где организующей стороной является швейцарская
сторона, а именно клуб Bike-Explorer.
Они предлагают разные варианты
многодневных походов, как с сопровождением, так и без. Нам особенно приглянулся
Top of Graubünden (это юго-восточная Швейцария).
Рассматривался еще и вариант
Top of Berner Oberland. В этих местах в 2005 году я делал однодневные вылазки
и, в приниципе, места тоже интересные, но несколько все же, по моему мнению,
уступающие Graubünden. Короче, мы остановились на Graubünden и сейчас после
нескольких контактов с принимающей стороной, начинаем организационный этап
мероприятия, а именно, резервирование мест-оплата самого похода, затем
визы-билеты.
По условиям принимающей стороны, максимальное кол-во учатсников —
30 чел, которые разбиваются на 3 группы по 10, собранные по степени
подготовленности участников. Стоимость 7-дневного похода 775 евро. В эти деньги
входит:
1. Проживание в кемпингах или гостиницах (т.е. 6 ночевок)
2. Питание (утром и вечером + сухпай в течение дня)
3. Перевоз багажа на машине
4. Услуги проводника
5. Технические услуги (ремонт и т.п.) если необходимо
Мне кажется. что для Швейцарии, учитывая набор услуг, цена нормальная. Что
касается виз, то они готовы оказать необходимую поддержку.
Кто-то может сказать, что, типа неспортивно и мажорно, ехать на легке, когда
багаж перевозится на машине, но мы хотим ехать на сосисах, чтобы в полной мере
получить удовольствие от езды в горах (кто ездил, тот поймет) и не совершать
очередной гражданский подвиг с перетаскиванием тяжестей на высоте
2 км. Кстати, общий пробег —
400 км, суммарный перепад
высот — более
11 км.
Некоторые этапы достаточно сложны техзнически и безусловно, требуется
выносливость и подготовка. Мы сейчас собираемся бронировать места и
проплачивать услуги Bike-Explorer.
Если кому-то это мероприятие кажется
интересным и по силам (во всех отношениях), готов помочь советом и обсудить
возможное взаимодействие.
К указанной сумме необходимо добавить еще ориентировочно 300 USD на авиабилеты,
ну и карманные деньги, т.е. мне кажется 1200 — 1500 евро на всю поездку будет
достаточно. Да, недешево, но по-моему скромному мнению, овчинка стоит выделки.
Информация по этому туру можно посмотреть:
http://www.bike-explorer.ch/topofgraubuenden/default.htm
Идея «испортить» себе отпуск у меня зародилась еще в 2005, когда я первый раз
приехал в страну коров и лучшего шоколада без велика, что, однако, не помешало
мне организовать тогда несколько мини-походов и лишний раз убедило, что в этом
плане Швейцария – это просто земля обетованная для велосипедистов. Приехать туда
с велом в 2006 году помешало дурное расположение звезд, перемены в работе, и,
как результат, нестабильное материальное положение. В этом году звезды
благоволили. Изначально были мысли и об Италии, и об Испании, и, не побоюсь
этого слова, о Норвегии даже. Но, когда я наткнулся на сайт www.bike-explorer.ch
– все остававшиеся сомнения улетучились. Я понял – это оно. Bike-explorer – это
небольшая частная организация, специализирующаяся на проведении многодневных
велосипедных туров по Швейцарским Альпам, причем по самым разным их районам.
Основных туров штук пять, но самым интересным из предложенных мне показался “Top
of Graubuenden”. Graubuenden – это название кантона на юго-востоке Швейцарии, на
границе с Италией. В этом же кантоне, в небольшом городке Парпан находится и
штаб-квартира Bike-explorer, которая, как выяснилось позже, является ничем иным
как просто домом, где живет владелица этого предприятия Мишель Ширле. Но об этом
мы узнали позже.
Эта идея обсуждалась с разными людьми и разным же людям
предлагалось в перспективе поучаствовать в мероприятии, но кому-то это казалось
авантюрой, кого-то пугали цены, кто-то имел другие планы на лето. А так как у
нас с Ниджатом (aka Igrek) уже с прошлого года была договоренность куда-нибудь
«закатить», то в конечном итоге мы поняли что едем вдвоем и все дальнейшие
действия по подготовке и организации поездки реализовывали сами.
А началось
все с того, что первый контакт с организаторами я осуществил в январе этого
года. Мне ответили в том духе, что да, велком, так сказать ну и т.п. Вариантов
этого тура было два: семидневный и четырехдневный – мы простых путей не ищем,
поэтому выбрали семидневный. Он стоит – 775 евров. В стоимость входит проживание
в гостиницах, питание утром и вечером, питание в течение дня в виде
энергетических батончиков, сендвичей, фруктов и всяких там изотоников, перевозка
багажа на машине, техническая помощь (если потребуется), стирка и сушка одежды в
гостиницах, услуги проводников (ну или как там еще можно назвать ребят, что вели
наши группы по маршруту), CD с фотками. Как мне кажется, вполне нормальная цена
за такой вот набор услуг. Более того, уже позже мы даже пришли к выводу, что,
учитывая слаженность, высокий уровень организации тура, очень интересный маршрут
– эти деньги окупили себя с лихвой.
Далее: где-то в марте мы зарегились
online на семидневный тур, который планировался на 8.07 – 14.07 этого года.
Вскоре нам прислали толстые конверты, где был счет на оплату, описание тура,
карта-схема с пояснениями как добираться до места старта, всяческие шпаргалки на
тему того чего и в каком количестве брать в поездку и т.п. Необходимую сумму мы
оплатили через банк и все – нас сосчитали. Дальше начиналась самая интересная
часть с получением виз. Дело в том, что у меня в Цюрихе живут друзья и, есессно,
хотелось также повидаться и пообщаться и с ними, ну и просто потусоваться и т.п.
Поэтому кроме недели на сам поход, мы решили потратить еще неделю на
вышеупомянутые мероприятия. По этой причине нам было нужно частное приглашение,
которое мы вскоре от моих друзей и получили. Собрали документы, купили страховки
и сдали все это дело в посольство. Через несколько дней визы были готовы –
быстро и четко, без лишних вопросов. Тут к нам пришло понимание того, что это
еще не все. Дело в том, что два этапа тура проходили по территории соседней
Италии, при том, что по ней мы только должны были ехать, а гостиницы все также
бронировались на территории Швейцарии, так что х.з. После размышлений и
консультаций решили, что все-таки для душевного спокойствия надо бы получить и
итальянскую визу. Но не тут-то было…. Итальянское посольство представляет из
себя полную противоположность швейцарского – дикие толпы раздраженных людей,
хамоватые сотрудники посольства и очередь на два месяца вперед. Каким-то чудом
удалось записаться на начало июня. Потом еще где-то три дня мы не могли просто
сдать документы, т.к. очередь! В конечном итоге ниджат умудрился пробитьтся и
получил ответ в таком духе, что мол нам ваши швейцарские приглашения не указ, а
давайте ка нам официальные подтверждения от итальянской стороны о том, что вот
мол едете вы и заезжаете в Италию и т.п. Мы взбеленились (при том, что уже был
уплачен консульский сбор) и плюнув на все это дело решили насчет итальянских виз
не заморачиваться и ориентироваться по обстоятельствам.
Потом мы также через
инет купили себе билеты до Цюриха в Air Berlin и сразу же заплатили за перевоз
Великов (там есть такая опция и лучше это делать заранее, т.к. число байко-мест
ограничено). С билетами вышла тоже история. Я не посмотрел внимательно детали
полета, а выяснилось что самолет полет наш проходит через Вену и тут меня
торкнуло – а что австрийскую визу тоже?!!! Я бы этого не вынес! Но оказалось что
для транзита виза не нужна, так что обошлось. На этом формальная сторона
подготовки была закончена.
Да, по ходу дела мы также заказали в немецком
Интернет шопе новую резину для предстоящего похода. Выбор был более чем
традиционным: Швальба – Ноби Ник и Рейсинг Ральф. У Ниджата все то же, только
сзади вместо Ральфа он решил поставить Фэт Альберт. Все шириной 2.25. Ну также
заказали всякую мелочовку типа тормозных колодок и т.п. Помимо этого с собой
также брали запасные цепи, тросики, рубашки, запасные петухи, шипы на кренки ну
и стандартный ремнабор. Больше ничего не брали, т.к. организаторы обещали
оказывать содействие в случае необходимости.
Оставалось решить каким образом
мы будем упаковывать наши байки. Решили использовать велокоробки, которые в
изобилии водятся в Сокольниках, а также и наши пиковские чехлы. Помимо этого я
еще обернул заднее колесо и часть рамы в поролон пятерку, так что, как мне
казалось, возможные меры предосторожности против погрузочно-разгрузочного
вандализма были соблюдены. В конечном итоге мой байк со снятым передним колесом,
педалями, цепью и задним переклюком, был завернут в поролон, вложен в коробку и
уже потом вставлен в чехол. Конструкция была достаточно жесткой и, как показал
дальнейший опыт, вполне функциональной. Итак велы были упакованы, шмотки собраны
и распиханы по рюкзакам (один большой и один маленький) и 5 июля мы приехали в
Домодедово.
Мы еще только подходили к стойке регистрации, как девушка
сидевшая за ней вместо «здрасьте» сразу задала вопрос: «А, так вы те самые что
велосипедами едете?» Я было подумал: «вот она – слава!» Все дальнейшее прошло
быстро и ненапряжно. Нас проверили по компу, убедились что все с оплатой и
прочими формальностями выполнено (мы первый раз летели по электронным билетам).
Затем рюкзаки были сданы в багаж, а велики мы сами оттарабанили в секцию
негабаритного багажа. Все дальнейшее, включая пересадку в Вене, прибытие в Цюрих
и получение багажа, прошло без проблем, исключая тот момент, когда мне
«посчастливилось» увидеть как наши велики грузили в самолет – грузчик просто
взял чехол и просто с размаху швырнул его на транспортер. Честно скажу – первое
чисто инстинктивное желание было выскочить из самолета и навалять этому придурку
люлей по первое. Только вряд ли бы это уже помогло нашим байкам, так что мы
решили надеяться что все обойдется и лишний раз не дергаться. Как выяснилось
потом, байки пережили переезд очень даже нормально, без последствий.
Итак,
мы в Цюрихе, нас встретила Корнелия (моя приятельница) и мы отправились к ней
домой. Велики мы сгрузили у нее в подвале и вскоре после того как расположились
и перекусили, снова спустились в подвал, дабы извлечь и собрать наши байки. Что
и было проделано с успехом (Или это было следующим утром? Ну не так важно…).
Вечером просто пошли прогуляться по городу и что-нибудь перекусить. При
перекусывании Ниджат был сражен в самое сердце одним из сортов местного пива
Appenzell. Потом он его требовал в каждом баре или ресторанчике где мы бывали,
всячески коверкая название, и, что характерно, не получал последнего, т.к. это
очень локальное пиво, производимое только в одноименном городке и продающееся
далеко не везде. В следующий раз это пиво нам досталось только в последний наш
день в Швейцарии. Вот так вот знаменательно получилось )
На
следующий день мы отправились потестить наши байки на холмах на окраине Цюриха,
благо что город небольшой и холмы близко. Сначала проехались по улицам, потом
нашли съезд на грунт и покатили вверх. Нашей целью была телевышка и смотровая
площадка на высоте 800 с небольшим метров, т.к. предстоял подъемчик метров этак
в 400 с небольшим. Закрутили вверх, по пути я в очередной раз прикалывался с
того как все классно организовано, какие маршрутики, как все размечено, как
везде попадаются карты и указатели и даже без знания немецкого можно совершенно
беспроблемно ориентироваться. Наверху дул ветер и было прохладно. Мы чуть
передохнули, и вкрутили вдоль хребта холмов. На первом же спуске и понял что по
гравию надо бы катать осторожнее, т.к. почувствовав на спуске что могу не
удержаться в повороте, начал торможение и чуть было не улетел в кювет. Эту мою
ошибку исправил Ниджат аккуратненько спикировав в заросли, но все обошлось бес
проблем. Далее мы ехали аккуратнее. Проехав некоторое расстояние по хребту,
решили спускаться. Если честно, то хотелось спускаться по трейлам, но мы как-то
не были уверены, что они ведут туда куда нам надо и посему втопили вниз по
асфальтовому серпантину. Уже спустившись нам пришлось еще раз немного подняться
и снова спуститься к цюрихскому озеру вдоль которого мы и вернулись в город.
Вечером Корнелия повела нас в город, где проводился своеобразный городской
фестиваль (он проводится где-то раз в 3-4 года). Это, по сути, общегородская
тусовка с музыкой, едой, всякими аттракционами и т.п. Вечером был классный
феервек под музыку. Походили, поели какой-то еды, поглазели на людей. Людей было
очень много, музыка была очень громкая. Оч душевно короче.
На следующий день
мы съездили в пару веломагазинов, пытаясь найти мне Fox RP23. Амморт так и не
нашли, но поняли что в среднем по Цюриху он стоит 700 франков, что есть
дороговато (1фр=21 руб). Так что жаба опять победила. По ходу дела общительный
продавец показал нам нечто необычное: задний переклюк приводимый в действие
гидравлически! Т.е. этакая единая конструкция с манеткой и все удовольствие –
около 1000 евро. Ну как сказать….. ну вобщем мы решили что нам не нужно
)))
Заехали еще в один магазин в небольшом городке неподалеку от Цюриха, где
работали друзья бойфренда Корнели Дени. Магазин был оч стильным. Это первый и
наверное последний в моей жизни веломагазин, где мне предложили выпить кофе.
Потом мы покатались на таких смешных великах (даже не знаю как они называются),
вроде как на велосипедных кадилаках – больших, неуклюжих, тяжелых, но очень
прикольных и стильных. Ну так скааать, для общего представления.
В
магазине стояли карбоновые спешики и топовые фелты. Мы погрустили по этому
поводу.
Потом поехали на Рейнский водопад. Погода была оч хорошая, так что
все удалось.
По пути
Ниджат читал абсолютно все вывески на домах и вдоль дороги, приходя в детский
восторг если у него это получалось. Ну это, видимо, шло в нагрузку.
Вечером
мы стали собираться, т.к. нам нужно было быть в 9 утра в городке Кур, который
является чем-то вроде административного центра того самого кантона Граубюнден,
где все действо и предстояло. На этом предыстория может считаться законченной.
Пиво Appenzeller до отъезда Ниджат так и не нашел. ))
8 июля. 1
день
Утром часов около 7 мы приперлись на вокзал. С билетами уже не
суетились, т.к. купили их заранее. Провоз велика – 15 франков, сам билет вроде
был 24. Нашли путь с которого отходит наш поезд и тут на глаза нам попался
молодой парень на Rocky Mountain, также как и мы увешанный рюкзаками. Я подошел,
спросил у нужного ли пути мы ожидаем наш поезд. Он ответил что вроде как да и
тут же спросил, не в Кур ли на велосипедный тур мы едем (о как, почти стихи: в
Кур на велосипедный тур!)? Во как… Ну мы тут же познакомились, приятно найти вот
так вот случайно попутчика. Звали его Мальте. Парень молодой – лет 23. Как потом
выяснилось очень прилично катающий.
Загрузились в вагон с нарисованным
великом. Небольшой тамбур с крючьями под потолком. Вешаем наши велики за
передние колеса. Крючьев только пара, так что Ниджатовский вел стоит в проходе.
Народ ходил аккуратно отодвигая велосипед, и потом ставя его обратно на место.
Мата я не слышал. Иногда Ниджат выходил сам. В общем, содержательно проехали.
Через час с небольшим были в Куре. Выходим – город пуст, народу мало. Все еще
закрыто. Времени около 8. Поехали на место встречи – там пока что никого.
Вернулись обратно к вокзалу – сели в кафешке попить кофе. Затем снова поехали на
место сбора. Там уже тусовался народ, стояла машина для багажа, и стоял столик,
на котором были расставлены всяческая еда и порошок для изотоника.
Ну, мы
подошли, познакомились, зарегились, взяли сендвичей, батончиков, фляжку и
порошка для изотоника. Также выдали пакет с треком предстоящего похода, лифлет
Bike-explorer и карту района. Потом мы оперативно сгрузили наши рюкзаки в машину
и упаковали в маленькие то, что нам будет нужно на день. Потом Мишель (а она там
присутствовала) дала краткий спич на тему того, что как мы рады что вы приехали,
предупредила чтобы не лихачили в первый день, а то бывает что людей охватывает
несколько шапкозакидательское настроение (причем сначала это делалось на
немецком, а потом на английском), что приводит к травмам и т.п. Было достаточно
свежо, но комфортно для катания. Потом нам представили наших проводников: одного
помоложе звали Кристиан, а второго, постарше, Кирби. Я еще посмотрел на этого
дядечку и подумал – вот мужичок, лет под 50, наверное, медленно ездит. Как же я
был неправ и в первом и во втором своем предположении!!! Кристиан говорил
по-английски, Кирби нет. Кристиан дал краткую инфу по предстоящему этапу:
сколько едем, какие апхилы, какие даунхилы, где остановки и какую ожидать погоду
по пути.
Велики у народа были самые разные, но вся техника очень хорошего
уровня. Был только один парень на хардтейле. Сосисы преобладали адназначна!
Причем были как кантрийные велы, так и all mountain, типа Specialized Stump
jumper. Кстати, Specialized оказался очень популярным брендом. В нашей группе из
чуть более 20 человек – это был, наверное, наиболее количественно представленный
бренд. Были BMC (ну куда ж без них, Швейцария все-таки), были Юнивеги, была
Кона, были и наши единичные SantaCruz и Jamis.
Когда все были готовы, народ
выстроился и мы поехали. Пунктом нашего назначения на сегодня был городок
Savognin (1173 м), что произносится приблизительно как Савоньин, а стартовая
высота была где-то метров 585. Предстояло 3 более-менее тяжелых апхилов, не
считая более мелких. Первые километров 18 ехали по практически ровному, с
небольшими подъемами пути. В основном гравий и асфальт. Ну типа вкатка. В
городке Ротенбрюнен (625 м) была остановка и большая группа была разбита на 2.
Мы попали
во вторую группу к Кирби. Я опять подумал – ну вот, типа к старичку попали. Ну
об этом чуть позже. После этого начались подъемы потяжелее.
Сначала
мы поднялись до Alter Schynult – где-то на 1 км, а потом еще выше до небольшого
перевальчика Muldain (1190 м). Там был легкий перекус а потом мы вкрутили вниз –
сначала по грунту, а потом выскочили на асфальтовый серпантин. Народ ехал
цепочкой. Уклон был приличный так что байки без вкручивания разгонялись до
40-50. Резкие повороты. Спускаемся к красивому арочному мосту перекинутому через
ущелье – Solisbrucke (843 м) и ждем отставших.
Стою,
Ниджата все нет, начинаю немного нервничать. Наконец вижу как он катит вниз с
одним из немцев. Как оказалось, случилось весьма неприятное – Ниджат на скорости
около 50, пытаясь обогнать на повороте этого самого немца, не вписался в поворот
и упал. Результат: ушибленное колено, содранная кожа на левом плече, ушибленные
руки и сломанная манетка переднего переклюка. Он крепится и говорит, что все
нормально, но видно что его немного колбасит. Немцы прикалываются и пытаются
острить на тему происшествия. Небольшая остановка.
Затем начинаем вкручивать
вверх: сначала немного асфальта, а потом съезжаем на грунт и продолжаем
восхождение: Подъем идет с 843 до почти 1400. По длине он меньше 5 км, так что
относительно круто.
Потом мы
какое-то время едем то вверх то вниз, небольшой грунтовый, а потом асфальтовый
даунхил и все приезжают в городок Савоньин. Останавливаемся в гостинице Романа.
Велики едут в гараж, мы в номера. Ниджат проверяет потери. Манетка на выброс.
Что делать? Как ехать дальше? Тут нам помогли организаторы. Вместе с ними
Нидажт отправляется в единственный веломагазин в городке (который уже
закрывался, т.к. время было около 17) и там ему продают деоровскую манетку,
ставят и настраивают ее. Все быстро и четко. Так что дальше ехать можно. На
ужине знакомимся с турецкой парой, тоже участвующей в туре. Мужику 48 – зовут
Зия, его подруге 29. Она тоже сегодня пострадала, т.к. упала где-то на спуске,
ну и вообще видно было что ей тяжело все дается. Сказывается недостаток
тренированности. Как выяснилось в разговоре, на велосипед ее посадил Зияя и
катается она всего около года. Прогресс налицо, но недостаточен для этого
похода. Сам он, по его словам, больше практикует этакий all-mountain стиль с
уклоном в даунхилы. Как бы то ни было, собеседники они очень приятные. Ужин
достаточно плотный: салат, суп, второе, десерт. Все это included, платится
только за напитки. В конце ужина также на немецком и английском Кристиан дает
инструктаж на второй день. Сюдя по всему будет тяжелый подъем и плохая погода. Я
заранее напрягаюсь от предчувствия тяжелого этапа. Как в дальнейшем покажут
события – не зря. У Ниджата серъезно болит колено и плечо, так что он
рассматривает облегченный вариант завтрашнего этапа. Таким же образом едет и
девушка-турчанка и мужичок из Бельгии. Так что у них есть своя мини-группа. Они
получают свой инструктаж и советы. Народ расходится и большинство идет спать. Мы
размещены в одной комнате и тоже укладываемся. И все бы хорошо, нок этому
времени выясняется одно кошмарное для меня обстоятельство – Ниджат храпит!
Продолжение следует….уже завтра
Рассказ участвует в :
VELOMANIA.RU AWARDS 2007 — ГЛАС НАРОДА!
ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РАССКАЗ И ПРОГОЛОСОВАТЬ МОЖНО ЗДЕСЬ