Главная

Кучерявый Ю.А. о реформе велоспорта в России

На минувшей неделе было объявлено, что
Федерация велосипедного спорта России отказалась от проведения
международных шоссейных гонок в стране. Причины такого решения, включая
финансовые, лежат на поверхности. Но Вести.Ru попросили гендиректора
ФВСР Юрия Кучерявого прокомментировать ситуацию.


— Федерация отказалась от проведения
международных шоссейных велогонок в России. Расскажите, пожалуйста,
подробнее, с чем связано решение?

— Первое, что хотелось отметить, мы
отменили международные старты, но вместо них в рамках календаря оставили
всероссийские соревнования, максимально сохранив их в те же сроки, но с
другими названиями, а где-то даже увеличив их число. При этом мы
впервые придали данным гонкам «открытый» статус, что означает, что любая
иностранная команда имеет право при желании принять в них участие, и
такие заявки к нам поступают (команды Украины, Белоруссии, Казахстана
приедут на некоторые из них за свой счет).

alt

Теперь о причинах такого решения.
Согласно регламенту Международного союза велосипедистов (UCI) призовые
однодневной гонки составляют — 5000 евро + 500 евро регистрация,
многодневной гонки — 26000 евро + 2500 евро регистрация. Также
организатор должен обеспечить питание, размещение, трансфер, оплату
визовых сборов, предоставление технического транспорта как минимум пяти
иностранным командам (спортсмены и технический персонал).

На примере международной гонки «Пять
колец Москвы» (одна многодневная гонка и три однодневных) выходит
порядка 8 млн рублей (при нынешнем курсе евро). И это мы еще пока не
говорим о затратах на саму организацию мероприятия, которое должно
пройти на должном уровне. Таким образом, можно примерно предположить,
какой бюджет выходил на организацию 13 международных гонок в России,
которые состоялись в прошлом году.

При этом следует отметить, что все
российские команды приезжали за свой счет (за счет выделяемых им из
регионов средств), а ведь это нонсенс. Раньше все принимались на равных
условиях, а сейчас получается, что мы иностранные команды кормим, поим,
они нас обыгрывают, разыгрывают призовой фонд, а нашим региональным
спортсменам мы выделяем на питание 500 рублей в сутки (ввиду сокращенных
региональных бюджетов). Обычно к нам приезжали представители Украины,
Казахстана и Белоруссии, изредка из Прибалтики, Германии и т.д.
Объективно говоря, уровень гонок становился все менее привлекательным.

Чтобы гонка поднимала уровень российских
спортсменов нужно приглашать передовые страны – Италию, Швейцарию,
Бельгию и ряд других, где велоспорт находится на высоком уровне. Бюджета
для приглашения этих стран у ФВСР не было и пока нет. Возможно, в
ближайшем будущем найдутся организаторы, как в Италии, Франции, которые
захотят организовать соревнования такого уровня (важно понимать, что в
этих странах национальные Федерации выступают регуляторами, а не
организаторами международных гонок).

Ведущие спортсмены нашей страны – около
50 человек сконцентрированы в командах «Катюша», «Тинькофф»,
«Газпром-Русвело», «Локосфинкс». Даже для того чтобы подготовить
спортсменов внутри страны для этих команд, которые гоняются в элите
мужского шоссейного велоспорта, нам необходимо ужесточить конкуренцию
внутри страны. Для этого, нужно создать им нормальные условия
соревновательной подготовки: обеспечить питанием, размещением,
привлекательным призовым фондом, судейством и проводить их не за
городом, а в городах, которые пойдут нам на встречу, перекрыв движение и
обеспечив необходимую безопасность.

Международные соревнования не принесут
нам сегодня должного эффекта. Поэтому было принято решение направить
средства на развитие внутрироссийского календаря, помочь нашим
региональным командам, обеспечить организацию гонок на достойном уровне.

— Обсуждался ли этот вопрос с самими велогонщиками, командами?

— По этому вопросу прошло заседание
тренерского совета сборных команд страны, проводились консультации с
руководителями региональных федераций. Мы детально разбирали каждую
гонку, что она нам дает и к чему приведет. После этого мы направили свои
рекомендации президиуму ФВСР, где практически все согласились с тем,
что на текущий момент лучше сконцентрировать все средства на проведение
всероссийских соревнований, которые мы сохранили.

— В прессе прозвучало мнение, что таким образомВВ шоссейный велоспорт в стране «умер». Ваше мнение?

— Это неправда. Мы меняем систему
развития шоссейного велоспорта. У нас выстроена линия континентальный –
проконтинентальный дивизион и Мировой тур, но мы забыли про подготовку
резерва, кто-то должен постоянно пополнять состав этих команд.

И почему-то много говорится про шоссе.
Но посмотрите: трек — 10 олимпийских медалей, маунтинбайк и BMX — по 2
комплекта медалей в каждом виде. Международные соревнования в этих видах
спорта сохранены. Какие приоритеты у нас должны быть в олимпийский год в
условиях экономического кризиса? Естественно мы сконцентрировали усилия
на олимпийцах, чтобы создать для них максимально комфортные условия для
подготовки.

Российский BMX прибавляет и появились
первые медали на уровне юниоров. МТБ — у нас Ирина Калентьева
поддерживает высочайшую планку, за ней Терентьева, которая в ближайшее
время должна составить ей конкуренцию. Велосипедный спорт не умер, а,
наоборот, начинает подниматься. Но сделать еще надо многое. За 25 лет мы
не воспитали ни одного Конышева, ни одного Екимова, но зато проводили
13 международных гонок за сезон. Раньше у нас один Денис Меньшов мог
завоевать рейтинговые очки, которые позволяли сборной команде выступать в
полном составе на Олимпиаде и чемпионатах мира. Надо возродить
конкуренцию внутри страны, а затем думать о возможности организовывать
здесь для них международные соревнования, приглашая сильные иностранные
команды.

— Как вы считаете, можно ли развивать велоспорт в стране без собственных гонок?

— Наш календарь на 2016 год включает
около 300 соревнований различного уровня во всех видах велоспорта (на
официальном сайте ФВСР в открытом доступе имеется вся информация) и не
уступает по объему соревновательной деятельности календарям других
стран. Но давайте мы научимся ездить у себя дома, чтобы потом
конкурировать за границей. Наличие международных гонок на территории
России – это не панацея для развития велоспорта, и в нашем случае они
просто не приносили пользы. Мы обязательно вернемся к организации
международных гонок, но в свое время — развитие должно идти снизу вверх,
а не наоборот.

— Но для многих российских гонщиков,
не попавших в профессионалы, такие гонки были единственной возможностью
соревноваться с профи, заработать немного призовых денег и получить
соревновательную практику…

— По поводу призовых. В прошлом году
«Пять колец Москвы» выиграла команды Украины. Наши гонщики остались на
сокращенных региональных бюджетах. Нужно добавлять призовые на
всероссийские соревнования, чтобы был стимул биться внутри страны –
тогда и уровень гонщиков будет расти. Наши региональные команды вправе
принимать участие в любых зарубежных соревнованиях, предварительно
договорившись с организаторами, но приезжая туда, мы и там не
зарабатываем никаких призовых.

Таким образом, лучше вложить средства в
организацию всероссийских гонок, на которых мы поднимем соревновательный
уровень российских спортсменов, которые в случае успешного выступления
смогут конкурировать на равных с гонщиками европейских команд.

По поводу возможности соревноваться с
профи — команда «Русвело» после участия в российском календаре месяц не
могла восстановиться, чтобы гоняться на одном уровне с европейскими
гонщиками. По возвращению на базу в Италию мы были абсолютно
неконкурентоспособными, месяц втягивались, так как уровень международных
соревнований в России только опускал функциональную подготовку
спортсменов. В 2016 году команда «Газпром-Русвело» не планировала
участия в международных соревнованиях на территории России. Такая
команда не должна гоняться с ослабленным составом, ее гонщики должны
кататься в Европе, где, признаемся, совсем другой уровень гонок.
Наконец, не надо также забывать, что у нас существует чемпионат России,
на который приезжают все российские гонщики, в том числе и из топовых
команд. И где есть отличная возможность посоревноваться с профи.

— Квоты на чемпионат мира и Олимпиаду
среди сборных выделяются согласно рейтингу Мирового тура и Европейскому
рейтингу UCI. Россия не попадает в топ-9 рейтинга Мирового тура.
Главным для наших спортсменов является Европейский рейтинг UCI, в
котором в зачет идут результаты, показанные в гонках ниже уровня
Мирового тура, то есть в российских гонках. Этих гонок не будет. Как
думаете, Россия не упадет еще в классификации?

— Если мы считаем, что подготовили
спортсменов на должном уровне, то они должны на хорошем уровне выступать
и за рубежом в своей категории, завоевывая очки вне зависимости от
места проведения гонки. Мы не должны за счет низкого соревновательного
уровня проводимых международных гонок в нашей стране, «покупать» очки
нашим спортсменам: вкладывая деньги в проведение международных гонок с
участием гонщиков с заведомо низким уровнем. Такие подарки обернутся
провалами на более крупных международных стартах.

На сегодня на Олимпийские игры у мужчин в
шоссе отбор закончен, квоты мы получили. У женщин отбор заканчивается
31 мая. Поэтому, надо уже готовить резерв на будущие Игры, сохраняя и
вкладываясь в российский календарь.

До тех пор пока мы сами с собой не
начнем биться и создавать конкуренцию внутри страны, пока на 1 место в
сборную не будет очередь в 3-4 человека, и пока мы будем платить
сумасшедшие деньги за рейтинговые очки, не будет ни роста, ни одного
достойного спортсмена.

— Ранее существовала целевая
программа «Старт», которая обеспечивала регионы автомобилями, шоссейными
и трековыми велосипедами. Как сейчас обстоит ситуация? Какова судьба
первенства федерации, в котором ежегодно участвовали около 400 юных
спортсменов из 63 спортивных школ страны?

— Программа «Старт» была замечательной.
Она дала импульс развитию велоспорта во многих регионах. Но мы
проанализировали принцип, по которым распределялись ресурсы. Программа
должна была распределять спортивный инвентарь по итогам выступления
регионов за год. А получилось, что специально провели первенство
федерации, на одну эту гонку приехало 400 человек, а потом они все
растворились. Велосипеды получили, а куда они делись, никто не знает.
Некоторые из этих велосипедов появились на прилавках магазинов. Теперь
получается, что программу надо опять проводить? Поэтому было принято
решение сконцентрироваться на регионах, где действительно нужен
спортивный инвентарь, мы помогаем конкретным регионам точечно.

По поводу юношеского спорта —
Министерство спорта ежегодно проводит Спартакиаду среди учащихся средних
образовательных учреждений. Мы будем работать в этом направлении.

И еще хочется отметить, что в непростое
время, которое ощущают сейчас на себе не только простые люди, но и
многие компании и бизнесмены, попечители и спонсоры ФВСР продолжают
оказывать помощь нашему велоспорту, иногда в ущерб другим своим
проектам. И я уверен, что эта поддержка окажет свое действие и наши
спортсмены будут в числе сильнейших.

Vesti.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *