Отчеты о поездках

Черногория 2007 от Mitsuno

Здравствуй работа! Наконец-то я могу отдохнуть от отдыха ))) Не хочу больше в отпуск…!!!! (это все шутка :))

Если честно, то я уже начинаю скучать по утреннему кофе с круасанами и чашечке VRANAC в компании добрданцев. 😉 Да! Черногория — это удивительная страна! Такой неподдельной радости в глазах человека, который узнал что ты — из России, я еще нигде не встречала. Горы, серпантины, озера, реки, леса, поля, люди, машины, море-море-море…и кошки (Адриатика — настоящий кошачий рай!) — очень много эмоций, слишком много!

Нулевой день

Вообще, было страшно. Думала, живая я не вернусь оттуда. Короче, решено — еду умирать в горы! Все только посмеивались на это. А еще все эти фразы типа \»рюкзак-штаны поможет тебе испытать полноценный отпуск\» и все такое… Отчет Руслана (Tloster) тоже наводил на мысли…

Перед самой поездкой вообще уже ничего не хотелось. Точнее, хотелось лежать где-нибудь на пляже морской звездочкой, жмуриться от солнца, тупить, и уж точно не покорять горные вершины на байке, груженом вещами на две недели похода.

Сборы в аэропорт. За несколько часов до самолета выясняется, что к моему рюкзаку-штаны недодали еще какой-то верхний клапан. Блин, ну почему всегда так!?!?!?!! Начинается паника! Ну откуда я могла знать, что там еще какой-то клапан сверху пристегивается!? Запасных ни у кого нет…

Вобщем, спасибо Кате, которая раздобыла где-то эту штуковину и привезла мне в аэропорт.

Та-а-а-к, вещи собраны..Ой, а кружку-то я забыла! Ой, а сидушка? Блин, да где ж она!?!?!

Иду к Сабелям. Женька уже упаковал мой вел в чехол. Едем в музей-квартиру Майка. Бухаем, смотрим правила для учащихся 1-4 классов и листаем атлас СССР. Дальше не помню. Следующий кадр: меня будит Майк и грит, что уже пора в аэропорт. 3 часа ночи, велы загружены в саблемобиль, едем…

В аэропорту теряю велоперчатку, значит буду ездить без перчаток.

Ахтунг! Летим дагестанскими авиалиниями. Такого раздолбанного самолета я еще не видела, кажется…Стюардессы — кхм…вобщем, ладно, долетели благополучно.
Петров с Сергеем чуть не опоздали на самолет )))

Часть первая (Монты)
Первый день (08.09)

alt

На глазах у изумленных работников аэропорта в Подгорице выносим 8 велов в чехлах. Собираем их на улице. Меня учат привязывать сумку штаны к багажнику и я пытаюсь с ней ездить. Не все так просто.

Едем искать супермаркет — нужен газ. После указателя на монастырь \»Дайбабе\», 😉 с правой стороны увидели магазин \»Эра\», но с газом там все плохо. Купили там \»монтенегрийский\» твердый сыр, детское питание (сухое молоко не нашли) и еще всяких ништяков на 30 евро. С крупой тоже плохо: только рис и чечевица. Хорошо, что кто-то привез с собой гречку.

Едем до ж/д станции. В кассе нам сказали, что с великами вряд ли мы поместимся в электричке (мест под велики там действительно не было), но кондуктор из этой самой электрички убедил нас в обратном и сам распихал нас по вагонам. Вообще, мы с ним быстро нашли общий язык. Он нам подмигнул и так за 5 евро/человеко-байк мы проехали 76 км до Колашина. Дорога шла прямо над ущельем и периодически мы ныряли в очень узкие тоннели. Высовываться из окна опасно для жизни! Можно остаться без любопытного носа. 😉

alt

Колашин — милый городок, в котором зимой тусят бордеры и горнолыжники, а летом там довольно тихо. На площади к нам подъехали четверо местных мальчишек на велосипедах и со всей своей детской непосредственностью стали хохотать над нами. Потом, прочитав на чьей-то раме слово \»merida\», они одобрительно закивали головами. Не знаю, о чем они говорили, когда разглядывали нас и наши велики, но похоже, они решили, что мы просто какие-то лохи в шлемах.

Еще этот город нам запомнился отличным рестораном, где мы попробовали местные вкусняшки: мешано месо, плескавицу, телячий суп, салат из \»парадайзов\»… В последствие мы часто вспоминали это место, потому что там действительно было с душой все приготовлено, вкусно и совсем не дорого (у меня получилось 6 евро и я еле уползла оттуда), а порции у них почти везде просто огромные. И еще там принято ставить на стол огромные корзинки с белым хлебом, нарезанным толстыми кусками. Хозяину заведения мы оставили чаевые в рублях, гривнах и евро-деньгах. 🙂

Здесь мы первый раз купили две бутылки красного (\»черного\») вина VRANAC (где-то 2,40 евро/бутылка). В дальнейшем без него не обходилось.)) Вобщем, квасили мы там, как и положено настоящим алкобайкерам.

От Колашина выдвинулись в сторону Матешево. На ночь встали на холме возле родника когда уже стемнело — в 19:30.

За день накрутили 30.30 — 33.43 км (матрасим)

09.09.
Во второй день

мы преодолели перевал 1573 м по асфальтовому серпантину. По дороге встретили два сливовых дерева — ободрали оба. )))

alt

На вершине выпили розовый чай в кафе, посмотрели на радугу, обнаружили, что местные рыбные консервы похожи на каких-то мозговых червей. Вобщем, я это есть не могла…буэ-э-э-э-э…

А дальше был зачетный спуск с крутыми поворотами по теневой стороне горы и я очень замерзла. Согрел мои руки колоритный мэн на BMW. Он даже умеет говорить по-русски \»моя девочка\»! Мужчина моей мечты можно сказать…)) И хватит уже надо мной прикалываться!!! )))))) Кстати, надо сказать почти все водители, которые встречали нас на дорогах, начинали нам изо всех сил сигналить. Сначала нам это нравилось, но после того, как пару раз меня радостно поприветствовал какой-то самосвал, звездную болезнь как рукой сняло. Благо, в горах машин совсем не много.

Светка переехала огромную виноградную улитку, которая наверное спешила домой, к деткам и ползла через дорогу. Светка очень расстроилась. *((

alt

Спустились к развилке (направо где-то 1,5 км до Андриевицы, а прямо — Беране ок. 12 км).

Долго пытались выяснить у местной женщины, где магазин. Выучили новое слово — продавница! %) До этого наш лексикон состоял лишь из не менее полезных \»Добр дан!\», \»Vranac\» и \»Не разумию\». 😉

По дороге в Беране нас застал дождь. Мокрые кроссовки — не приятно…((

В городе мы опять собрали толпу подростков, которые не стеснялись тыкать в нас пальцами, что-то говорить про наши велики (хорошо, что мы не понимали, о чем они говорят)…Короче, мы как в зоопарке ))

Вот такие вот здесь живут Гауди, и ездят на вот таких вот понтовых тачилах :

Из-за того, что горелка, купленная на местном рынке, оказалась не способной удовлетворить наши потребности, нам пришлось искать новую. Нашли в каком-то кафе и выпросили её у владельцев за 6 евро. Но, по-моему, все равно отстой, а не горелки. Купили вина и пива и отправились искать дорогу на Лубницу (кажется, так?) и место для стоянки с питьевой водой. Нашли не сразу, зато в процессе поиска встретили женщину, которая отправила нас в деревню за водой, где ребятам налили в бутылки какой-то компот.

К месту стоянки надо было пройти через небольшой ручеек в брод. Е-е-е-е!!! Наконец-то будут приключения! Но никто так и не упал… Эх, а так хотелось веселья )))

Проехали 57,65 — 63 км

10.09.
Третий день (национальный парк Биоградска гора)

Сегодня едем через национальный парк \»Биоградска гора\» к самому большому и живописному озеру на его территории — Биоградско озеро (Biogradsko jezero).

Парк расположен в центре горного массива Бьелашица, между реками Тара и Лим.

В этот день у нас были сплошные грунтовые дороги среди пастбищ и долин и некоторые \»добрданцы\» периодически шли пешком. И я в том числе )))

Первая остановка на Шишко озере. Оно не очень большое и расположено у подножия нескольких холмов, усыпанных козьими шариками. Это просто писец какой-то! Овец c козами там пасут наверное еще со времен заселения ЧГ славянами (VI-VII вв.) А еще склоны этих холмов покрыты черничником и кто-то даже лазал собирать ягоды.

Там было очень ветрено, мы все проголодались. Светка плохо себя чувствовала и Сергей сварил нам какао, т.е. получился горячий шоколадный чифир без молока. Но все равно, это в 100 раз вкуснее аццких черногорских консервов из тунуёвины (тунца).

А потом мы поехали…нет, понесли велики на себе через перевал.

Когда мы забрались на вершину, солнце уже садилось и красиво освещало горы теплым желтым цветом. А если смотреть оттуда на холмы, то они кажутся похожими на корочку яблочного пирога… Очень вкусное зрелище!

На грунтовом спуске к Биоградско озеру наша группа сильно растянулась из-за того, что не у всех были фонарики, а серпантин идет через густой лес и к тому же стемнело очень быстро.

На спуске мы со Светкой долго преследовали лисичку, но она потом сообразила срулить с дороги.

Спустились вроде все живыми. Поставили палатки на берегу озера, чуть подальше от ресторана и места, куда привозят туристов на автобусах с побережья. Честно говоря, заснуть было сложно, потому что в этом лесу водятся… мяукающие белки!!!))) Я их так назвала, потому что они и правда мяукают. Выглядят они как обычные белки, но мордочка больше похожа на лемура. Видимо их там были целые полчища, кругом не переставая хрустели ветки и шуршали листья. Еще ночью шел дождь и кто-то такой типа мяукающей белки забрался к нам в тамбур палатки и долго копошился в поисках выхода. А с озера еще постоянно кричали какие-то птицы. Короче, ужОс!

11.09.
Четвертый день (Тупняк)

С самого утра зарядил дождь, горы утонули в серых облаках и мы отправились завтракать в ресторан на берегу Биоградско озера. По дороге в лесу встретили контуженную саламандру — как-то она не спешила убегать от нас и даже попозировала нам для рекламы кроссовок nike.

Озеро, кстати, в месте нашей стоянки сильно обмелело и превратилось в Биогрдский ручей )))

Оставаться там не хотелось и мы, не смотря на плохую погоду, решили ехать в Мойковац.

По дороге затарились местными напитками в т.ч. отличной штукой типа украинского живчика, тока негазированной — jabuka. Видимо, секрет здесь в приставке JA. 😉

В Мойковаце мы с Катей отправились во фрезерский салон ( =парикмахерская). Ура! Наконец-то помою голову! 3 евро все удовольствие с сушкой. Парикмахерша вызвала у меня приступ умиления, когда поднесла мне зеркало убедиться, что сзади укладка ей удалась. Хорошо, что она не видела, как я надеваю шлем. 😉

А шампунь у них был классный.

Ну а остальные отправились тупить в кафе с местной музыкой в восточном стиле, которая нас всех скоро добила и мы не дождавшись, когда кончится ливень ломанулись из города в леса.

На ноги надели целлофановые пакеты, заклеили сверху серебристым скотчем, чтоб стильно смотрелось и покрутили прям под дождем по дороге в сторону национального парка Дурмитор. На подъеме успеваешь немного согреться, несмотря на ледяную стену дождя, через которую мы ехали, на спуске перестаешь чувствовать пальцы рук, а стоит только остановиться, тут же начинает колотить дрожь…

На завтра гисметео и фобос в лице afftar_king обещали солнце и мы решили самые интересные участки с каньоном р. Тара оставить на следующий день.Немного свернув с дороги, встали в дубовой рощице.

Правило велотуриста №1 — Спальник всегда должен быть в пакете! Ну или в специальном мешке, не пропускающем воду.

Я этого правила не знала и мой спальник местами промок. Хорошо, что я почти все вещи поснимала с себя перед выездом из Мойковаца — хоть было в чем спать. Но зато я сильно замерзала на спусках и когда приходилось стоять под дождем и ждать замыкающих. Брр…Даже зубы стучали. Вообще, по ночам в горах было прохладно и приходилось напяливать на себя почти все теплые вещи, которые я с собой взяла, а тут еще и дождь.

Но термобелье тоже рулит. Ну кому как, конечно, кто-то предпочитает шерстяные колготки ;)) Бугога…Долго я не могла поверить, что бывают мужские колготки…На мой взгляд — совершенно бесполезное изобретение. 🙂

Из-за дождя костер не разводили. Палатки тоже пришлось ставить довольно оперативно, чтобы они не успели намокнуть без верхнего слоя. Вроде всем это удалось сделать успешно. Спать было еще рано, а обычных вечерних посиделок у костра в этот раз не было поэтому мы с Катей и Светкой позвали к себе в гости Майка и petrow -а. Они до ночи рассказывали нам какие-то страшилки. Ах, да! Ночевка у нас в этот раз была почти на кладбище, но как ни странно, никто оттуда нас не беспокоил. Спалось хорошо, тока мокро — по краям наша палатка начала пропускать воду, поэтому на следующее утро мы долго сушили вещи на костре.

накрутили 26,46-27,75 км

12.09. Пятый день

(Национальный парк Дурмитор)

Сегодня у нас мега план! У нас есть план?!?!?!?! )))

Доехать до города с прикольным названием — Жабляк!

Из-за того, что стоянка наша была на горе, за водой надо было спускаться на дно ущелья к реке Тара. Светка поехала туда на веле, а мы с Катей — пошли пешком. Увидели роскошный фруктовый сад и домик с трубой, из трубы дымок идет, во дворе семейная идилия — бабушка с дедушкой, пахнет только что испечеными блинчиками…м-м-м-м-м… Мы поздоровались, дедушка заинтересовался и подешел к нам поболтать. Узнав, что мы русские, он тут же повел нас в свой сад и стал трясти сливовые деревья, еще и яблок хотел нарвать — еле уговорили его этого не делать. Даже попытались донести до него, что у нас нет денег — не помогло. ))

Светка привезла воду, а мы с Катей — пакет слив. :))) Такое отношение местного населения к нам мы встречали повсеместно. Как только они узнавали, что мы из России, тут же начинали вспоминать все русские слова, какие знают, кто-то даже читал стихи Пушкина, рассказывать о том, что когда-то были в России, учились, жили… От этого создается впечатление, будто мы и не за границей вовсе, а дома, настолько гостеприимно нас встречали местные.

Дорога через Дурмитор вдоль реки Тара очень живописная, мы часто останавливаемся чтобы сфотографировать сине-зеленую воду реки.

Иногда мы совсем близко к воде, а иногда река кажется

маленьким ручейком на дне ущелья. Тут должно быть очень увлекательно сплавляться на рафте. Правда водопадов мы видели не так много, а туристы из окон проносящихся автобусов и подавно.

Посетили монастырь Добриловина, который находится среди гор национального парка Дурмитор. Во дворе монастыря монахиня колола дрова. Смотрится это как-то так просто и так грубо — средневековье какое-то… Вообще, впечатляет!

Мост Джурджевича меня потряс — грандиозное сооружение! Дошла до середины — устала и решила вернуться обратно. 🙂

Сидим на краю каньона в кафе под навесом.

Подходит мужчина с фотиком, типа турист, тока что из автобуса и завязывает с нами разговор.

-Привет! А вы откуда?

— Из Москвы-ы-ы-ы-ы (хором) :)))

— А-а-а, земляки значит.. (и расспрашивает о нашем путешествии)

— А вы..?

— А я вот отель тут купил…хочу его немного перестроить…Миша меня зовут…)

Мы все в ауте )))) Вот так вот просто, взял и купил отель. ) А вообще в ЧГ очень много русских покупают недвижимость и со временем перебираются туда жить или просто ездят отдыхать. По дороге мы довольно часто встречали таблички, где было сказано, что продается имение и указан телефон хозяина.

До темноты остается часа три. Надо ехать в Жабляк, но я расстроена из-за велика. Уже несколько дней глючит задний переклюк…советы нашего механика быть нежнее и еще нежнее не помогли! Я правда старалась изо всех сил, ну ниче не могу поделать…такая я вот, не ласковая :Р

Все-таки едем в Жабляк! Переклюк мне наконец-то починили! Ура! Жизнь наладилась! Как потом оказалось, это не надолго )))

Миша посоветовал нам остановиться в Жабляке в кемпинге у Мино — ну просто мегаобаятельного и гостеприимного человека. Он даже выехал к нам навстречу и загрузил наши сумки-штаны в свою машину и забрал с собой Петрова, потому что у него разболелась коленка. До его кемпинга мы добирались уже в темноте потому что на серпантине, который ведет к Жабляку, сильно растянулись. Посмотрели на ночной Жабляк — очень милый горнолыжный городок. Представляю, что здесь творится зимой, когда приезжают бордеры и лыжники! Главная улица вся заставлена отелями.

Отмечаем ДР Кати у Мино в домике в охотничьем стиле. Майк сыграл нам на гитаре, Антон подпевал 🙂 Вобщем, все напились самогона (сливовицы) и всем было хорошо….)))
alt

Здесь можно зарядить мобильники и аккумуляторы в фотики. Впервые с начала похода спим в нормальных кроватях, а не на ковриках в палатке. Блаженство! Вода здесь правда по расписанию и утром мы устраивали очереди в душ %)

Накрутили 62.88 км

Шестой день

13.09. (Жабляк — Восхождение на Боботов Кук)

Сегодня у нас пешка — идем покорять самую высокую вершину ЧГ — Боботов Кук (2523).

Вообще этот день коротко можно охарактеризовать одной очень меткой Катиной фразой \»Все это очень безответственно!\». У самой вершины пришлось карабкаться практически по отвесной скале, а за спиной у нас была эта невероятная высота и крошечное озеро где-то там, на дне, между высоченных гор. Ну и, пожалуй, для меня это был один из самых сложных дней за все время похода — ходить пешком в 10000 раз сложнее, чем ездить на велосипеде.

На крутых подъемах из под ног впереди идущего периодически выскакивают и катятся вниз камни, иногда довольно большие, от которых приходится как-то уворачиваться, а когда мы добрались до снега идти стало еще сложнее потому что начался обстрел снежками :))) Кстати, сосульки и снег там очень вкусные! %)

Главное — это не смотреть вниз!

Вид с вершины Боботов Кук. Сделали там разные глупые записи в журнале из железного ящика и понаставили себе печатей с изображением горы на билетах, кто-то может и в паспорт себе поставил ;)))

Кажется, что ты стоишь на вершине мира, когда все горы вокруг ниже тебя – так тешит самолюбие, обалдеть! Непередаваемые ощущения. )))

alt

Потом был очень тяжелый спуск к Черному озеру, на котором я убила колени без надежд на их восстановление.

Вот оно, Черное озеро:

Седьмой день 14.09.

(все еще монты, но уже хочется в море)

(проехали 60 км)

Едем к Пивскому водохранилищу, дорога просто супер. Афигенские серпантины!!!!

Иногда встречаются небольшие подъемчики, но в целом дорога идет вниз. Кто-то сильно укатил вперед, а кто-то крутил головой по сторонам, поэтому ногами сильноо не крутил ))) Я катилась практически в одиночестве и мне было ха-ра-шо! Только иногда притормаживаешь на поворотах и слушаешь, как свистит ветер в ушах…. кааааааааайф!

Правда, когда заехала в какой-то коровник, подумала, что не туда свернула, но там не страшно потеряться — там почти как дома. (Т.е. ушки можно не прижимать) :)))) Вообще эта дорога оставила мне необыкновенно теплые воспоминания. Заходящее солнце нежилось на пожелтевшей траве в долине, где паслись стада овец, освещая горы золотым светом и тогда я увидела, какая это благодатная страна, как близок здесь человек к земле и как счастливы люди, которых она кормит, как прост и понятен здесь смысл жизни.

Посмотрели памятник заходящему солнцу в каком-то поселении на нашем пути. Кстати, солнце уже действительно садилось, а до Пивского озера мы думали, что не успеем. Набрали там же воды в бутылки и гидропаки. До озера успели, но встали на скале прямо над ним (там в одном месте дорога круто поворачивала и мы все дружно тормозили там у ограждения, потому что обалдевали от того, что видели внизу). На берегу огромного озера среди гор мерцают огни города Плужине. Решили не спускаться к воде, потому что мы уже тогда подозревали, что пропустим отличный вид с утра на Черногорский фьорд. Полянки там не было, поэтому пришлось ставить палатки на узкой тропе прямо над обрывом. Надо сказать, с местами стоянок нам всегда везло, наверное, это аура нашего руководителя. Мы с Майком дежурные, но готовит как всегда Майк )) Клёва!

Восьмой день 15.09. (Балканский фьорд)

Утро…С замиранием в сердце наблюдаю, как от восходящего солнца над фьордом тают облака. Боюсь предполагать, какая там глубина. Вода кажется матовой, непрозрачная, как бирюзовая краска в стакане воды с кисточками. Боюсь предполагать, какая там глубина. А машины, движущиеся по мосту и спускающиеся по серпантину с \»норками\», выглядят детскими игрушками на фоне такого величественного озера в торжественном обрамлении гор.

Спуск к озеру очень веселенький, через множество \»норок\» и с развилками и поворотами на 180 градусов.

alt

Обедаем в городе Плужине.

Крутить после обеда было нереально тяжело. Это было ошибкой — остаться там на обед, когда впереди нам предстоял долгий подъем через перевалы. Поплавать в озере нам тоже не дали, что вызвало у меня тихий бунт. Сплошные обломы! Вобщем, настроение было испорчено до вечера. С грязной посудой (на прежней стоянке воды не было) едем к Пивскому монастырю. Шансов найти там воду почти нет — мне кажется, мы делаем какую-то большую глупость…

Пивский монастырь (когда-то по камню был перенесен сюда с прежнего места)

До озер под Никшичем мы не добрались естественно и поэтому снова стоянка без воды. Используем воду из гидропаков и бутылок.

Сергей нашел возле палатки скорпиона. После этого мне еще меньше хочется спать в палатке. Все бесит! Хочется плакать! Остальные пытаются меня веселить ))) Надеюсь, завтра буду в хорошем настроении.

Девятый день 16.09. (Никшич, озёра)

То, что Пива впадает в Тару уже никого не удивляет — все вроде логично 😉 А вот к тому, что уже давно нам знакомое и любимое слово Никшич означает не только пиво, но еще и городок среди озер, надо было привыкнуть. Это второй по величине город ЧГ (после Подгорицы) и там находится бывший дворец короля Николая I Петровича Негоша.

По дороге к городу встречаем несколько свадебных кортежей. На радостях черногорцы поливают нас сливовицей прямо из окон машин, украшенных бантами. Веселый и сумасшедший народ и так же они празднуют. Я привязала в своему байку свадебных бантов и вместе с байком стала похожа на подарок )))) Гыыыыы!

Очень жалею, что не сфотографировала маленькую черногорку с длинными волосами, в высоких сапогах и с охотничьим ружьем, которая стояла у придорожного кафе, одна, среди полей, где нет ни души.

В городе Никшич

Там мы потеряли нашего вело-кАтёнка. Просто ей очень сильно хотелось на озеро и на одном из перекрестков она решила потихоньку срулить от нас. Пропажа обнаружилась не сразу и в поисках Кати наши ребята объехали весь город.))) Потом выяснилось, что она уже искупалась и загорает на берегу…

Едем к одному из озер, но вместо приятной глади воды перед нами раскинулось пересохшее дно этого озера с островками.

Другое озеро осталось на месте, там мы встретили нашу Катю. На мысе, где с трех сторон нас окружала вода и колючий кустарник мы и поселились до следующего утра. На этот раз Сергей нашел паука, похожего на шишку. Не, ну сколько можно кого-то находить, а?

Озера называют Stabanska из-за того, что вода здесь совершенно неподвижна. Это действительно так, скалистые островки отражаются в водной глади, как в зеркале.

Марина Любимова (Mitsuno)
специально для Velomania.ru

Рассказ участвует в :

VELOMANIA.RU AWARDS 2007 — ГЛАС НАРОДА!