Главная

PEDRO\’S: обслуживание, сервис, ремонт велосипеда

PEDRO\’S:

обслуживание,
сервис, ремонт велосипеда

I. Общая информация

Устройство
велосипеда в целом не сильно изменилось за последние 100 лет. Вопрос об
обслуживании и защите механизмов велосипеда от износа и воздействия окружающей
среды будет всегда сопутствовать техническому прогрессу. Пока в велосипеде есть
движущиеся части — есть и трение, и, соответственно, для его преодоления
требуются всё более эффективные и надежные смазочные материалы.

I.1. Регулярный уход
за велосипедом

Как и любому
технически сложному изделию, велосипеду требуется регулярный уход и
обслуживание. Простейшая регулярная проверка наличия смазки на цепи, плавности
вращения колес, шатунов, поворота рулевой колонки не отнимет много времени, но
позволит предупредить преждевременный износ деталей. Кроме этого, регулярная
грамотная чистка и смазка наиболее загрязняемых узлов велосипеда обеспечит
больший комфорт, плавность переключения и отсутствие посторонних раздражающих
скрипов и тресков.

I.2. Узлы и детали велосипеда,
подверженные износу

Наибольшему износу
подвержена цепная передача на многоскоростных велосипедах. Постоянное трение
качения происходит в подшипниках каретки, педалей, втулок и рулевой колонки.

Относительно быстро изнашиваются тормозные колодки и покрышки. Но эти
компоненты не могут быть защищены от износа, ведь их прямая задача — обладать
хорошим коэффициентом трения для наилучшего сцепления. Здесь износ зависит исключительно
от условий использования и качества материала.


I.3. Таблица
регулярности проведения т.о. велосипеда

Виды
работ

Перед каждой поездкой

После 10 часов езды или трудной
поездки(вода, гравий)

Каждые
200 км

Проверка
крепления деталей

+


+

Проверка
шин

+

+

+

Проверка
работы тормозов

+


+

Проверка
состояния тормозных колодок




Чистка
тормозной системы



+

Регулировка
тормозов



+

Проверка
крепления колес

+

+

+

Проверка
работы эксцентриков колес



+

Проверка
крепления осей педалей

+

+

+

Проверка
люфта педалей



+

Проверка
состояния ручек руля

+


+

Проверка
системы переключения передач

+



Регулировка
системы переключения передач



+

Проверка
состояния тросовых приводов



+

Смазка
тросовых приводов




Проверка
регулировки рулевой колонки

+


+

Смазка
рулевой колонки




Проверка
биения обода

+

+

+

Проверка
состояния спиц



+

Проверка
состояния труб рамы



+







Полный
список работ проводится при сезонном обслуживании.



I.4. Смазка деталей и узлов

Все подшипники и
шарнирные соединения, имеющиеся в конструкции велосипеда необходимо смазывать с
определенной регулярностью, связанной с интенсивностью и условиями
использования. Необходимо точно знать, какие компоненты требуют смазки. Избыток
смазки, также как и ее недостаток может повредить долговечности компонентов. На
лишнюю смазку может налипать грязь и песок. Жидкая смазка, попавшая в узлы рамы
и компоненты навески, подверженные высоким нагрузкам — вытесняет густую и затем
сама легко вымывается водой. Нельзя наносить новую смазку, не очистив детали от
старой, уже потерявшей свои свойства и собравшей в себя пыль и песок.



I.4.1 Цепь

Прежде чем
смазывать велосипедную цепь — всегда нужно проверить степень её загрязненности.
Если цепь загрязнена остатками старой смазки, налипшей грязью, песком, ее
обязательно нужно очистить. Для очистки цепи можно использовать универсальные
смывки и растворители, но это не всегда экологично и эффективно. Сильные
растворители и смывки могут остаться в звеньях цепи, и воздействовать на свежую
смазку, начиная разлагать ее сразу после нанесения. Для эффективной очистки,
рекомендуется использовать специальные велосипедные очистители и смывки,
которые будут безопасны и для кожи рук, и для пластиковых деталей велосипеда, и
для лакокрасочного покрытия рамы. Чистка цепи вручную — занятие в любом случае
довольно грязное. Работу облегчат специальные щетки и ершики, но наиболее
цивилизованный и чистый способ — применение специальной машинки для чистки
цепи. Схема работы такой машинки достаточно проста — в корпусе машинки имеется
резервуар для очищающей жидкости, и набор роликов с щетками. Корпус машинки
разъемный, чтобы цепь можно было пропустить через нее, не снимая с велосипеда.
Цепь, проходя через специальное отверстие в машинке попадает на ролики и
приводит в движение щетки, чистящие цепь со всех сторон. Конструкция машинки
для чистки цепи разработана таким образом, чтобы при вращении, все щетки
непрерывно смачивались в очищающей жидкости. При выборе такой машинки —
обращайте внимание на на конструкцию роликов со щетками. Цепь очищается наилучшим
образом, если щетки обрабатывают ее не только сверху и снизу, но и с боков.
Машинку для чистки цепи можно использовать также для окончательной промывки
цепи водой, для удаления остатков активного очистителя.

Для смазки велосипедной цепи используются только жидкие смазки. Их состав и
характеристики могут различаться в зависимости от типа применения. Есть смазки
для использования в мокрую и грязную погоду, для сухого и жаркого климата,
универсальные.

Перед нанесением новой смазки, цепь рекомендуется вытереть насухо. Так как
избыток смазки привлекает пыль и грязь — лучше сразу наносить нужное количество
смазки, чем потом удалять ее избыток. Для аккуратного нанесения, емкости и
баночки со смазкой имеют специальные крышки с носиками, или распылители с трубочкой.
Рационально нанести смазку по капле на каждое звено с внутренней стороны(со
стороны, которая контактирует с шестеренками и звездочками кассеты). Это будет
проще сделать, зафиксировав велосипед и прокручивая педали назад, расположив
носик емкости со смазкой перед нижним роликом заднего переключателя. Прокрутив
цепь несколько раз, смазка равномерно распределится по всем звеньям, и в
небольшом количестве останется на шестеренках. Все излишки смазки нужно
вытереть с цепи и шестеренок. После нанесения смазки рекомендуется дать ей
некоторое время (5-10 минут) для наилучшего проникновения в шарниры звеньев.

Не путайте так называемый WD-40 со смазкой для цепи. Это всего лишь керосин
высокой очистки. Его возможное применение — снятие ржавчины и остатков старой смазки.
Использование WD-40 или подобных универсальных жидкостей лишь защитит цепь от
быстрого ржавения, но при этом может привести к преждевременному износу.

Промышленные и автомобильные масла не подходят для смазки велосипедной цепи,
так как рассчитаны на совершенно другие температурные режимы работы и чистоту
смазываемых поверхностей.

Мотоциклетные смазки также не лучший вариант. Они создают на поверхности цепи
прочный липкий слой, который не только хорошо прилипает и защищает металл, но и
собирает грязь и песок на себя. В итоге после непродолжительного катания, такая
смазка превращается в абразивную пасту, ускоряющую износ цепи и шестеренок.
Из-за высокой липкости и стойкости, такую смазку достаточно сложно смыть
обычными очистителями.

Используйте смазки и очистители, специально разработанные для велосипедного
применения. Они имеют оптимальные характеристики, протестированные не только в
лабораторных условиях, но и на различных велосипедных спортивных состязаниях.


I.4.2 Педали

Для смазки педалей
используется только густая смазка. При вкручивании педалей в шатуны обязательно
необходимо нанести небольшое количество смазки на резьбу. Педали затягиваются с
большим усилием, и при отсутствии смазки они могут прикипеть. Особенно это
важно при вкручивании педалей со стальной осью в алюминиевые шатуны.

В контактных педалях, обладающих специальным механизмом для удержания
велосипедной туфли за специальный шип, рекомендуется наносить небольшое
количество смазки на сами шипы на подошвах туфлей, и на ответные части
механизма, чтобы \»встегивание\» и \»выстегивание\» из педалей
было более и четким. Также можно смазать пружины механизма педалей, чтобы
защитить их от коррозии.

Независимо от типа педалей и от типа подшипников, установленных в них,
внутреннему устройству педалей также требуется смазка. Люфт в педалях на
открытых подшипниках в соответствии с

таблицей, рекомендуется проверять через каждые

200 км
езды. Если люфт, или наоборот, тугость вращения педалей обнаружены, нужно
проверить, в каком состоянии находится смазка. Если смазка нормальная, то
достаточно отрегулировать педали. Если смазка загустела, вымылась или имеет
примеси ржавчины или грязи – необходимо разобрать педали, прочистить и смазать
подшипники. Закрытые промышленные подшипники долговечнее открытых, но не
защищены от износа на 100%. Заводская смазка служит очень долго, но и ее срок
действия ограничен. Для очистки подшипников от грязи и остатков старой смазки,
используйте специальные велосипедные очистители, безопасные для кожи рук,
лакокрасочного покрытия велосипеда и пластиковых деталей. Поскольку подшипники
после переборки опять будут достаточно плотно закрыты от внешней среды,
обязательно убедитесь в том, что все детали промыты и прочищены, и нигде нет
остатков очистителя. Иначе нанесенная новая смазка начнет разлагаться под
действием очистителя с самого начала.

Где не стоит экономить смазку — так это в подшипниках педалей. Для открытых
подшипников, густо смажьте чашку и конус подшипника консистентной смазкой, и
вдавите шарики в смазку в чашке. После этого затяните педаль на оси,
параллельно проверяя люфт и плотность затяжки.

Для закрытых подшипников — необходимо густо смазать обойму с шариками с обоих
сторон, и прокрутить подшипник несколько раз, чтобы смазка лучше распределилась.
Затем закройте подшипник пыльниками с обоих сторон. Избыток смазки выдавится
наружу.

Не оставляйте остатки густой смазки на внешней части педалей, на пыльниках,
чтобы избежать быстрого налипания грязи и пыли.


I.4.3 Втулки

Для смазки
подшипников велосипедных втулок, независимо от их типа, используется густая
смазка.

Для смазки собачек и зубчатых колец в трещетке или барабане задней втулки
используется жидкая смазка или смесь из жидкой и густой смазок кремообразной
консистенции.

Перед заменой смазки в подшипниках и механизме сцепления втулок, необходимо
обязательно удалить остатки старой смазки. Для этого можно воспользоваться
специальным очистителем или, для удаления застарелого, сильного загрязнения —
более мощным очищающим составом. В качестве смывки и растворителя для старой
смазки и грязи можно также использовать керосин или WD40.

После очистки подшипников и деталей втулки специальными очищающими средствами,
их необходимо тщательно промыть и просушить, чтобы остатки очистителей не
вступили в реакцию с новой смазкой и не разложили ее.

Чрезмерное заполнение подшипников и внутренних полостей втулок густой смазкой
нежелательно, т.к. во время эксплуатации смазка начнет постепенно выходить
наружу через уплотнения, и на ней начнет оседать пыль и грязь. Рекомендуется
покрыть внутренние части втулки тонким слоем смазки, чтобы предотвратить
внутреннюю коррозию оси и корпуса втулки.

Смазка барабана задней втулки также должна быть умеренной, лишнее количество
смазки будет выходить наружу и притягивать пыль и грязь. Если механизм
сцепления будет смазан слишком густой смазкой, возможно его повреждение под
нагрузкой, т.к. собачки могут залипнуть в густой смазке, или не войти в плотное
сцепление с зубчатым кольцом, покрытым густой смазкой.

Все наружные излишки смазки должны быть тщательно удалены с корпуса и
уплотнителей велосипедной втулки, чтобы на них не оседали пыль и грязь.

При установке кассеты на барабан задней втулки, рекомендуется смазать шлицы
барабана минимальным количеством густой смазки. Это предотвратит закисание и
прикипание кассеты к барабану, и облегчит снятие кассеты в будущем.
Рекомендуется смазывать консистентной смазкой резьбу на фиксирующем кольце
кассеты (Lockring).

Стальные оси эксцентриков колес покрываются тонким слоем густой смазки.
Механизм эксцентрика можно смазать минимальным количеством специальной
проникающей смазки, для уменьшения трения и более четкой и легкой работы.




I.4.4
Троса переключения и тормозов

Четкость переключения скоростей и качество торможения в немалой степени зависят
от состояния тросов и рубашек. При сборке нового велосипеда, или замене старых
тросов и рубашек на новые, рекомендуется смазать тросики густой смазкой. Чтобы,
находясь внутри рубашки, тросик был защищен от влаги, и двигался с меньшим
сопротивлением.

Некоторые дорогие спортивные рубашки для тросов сразу поставляются с небольшим
количеством густой смазки внутри. Они не требуют дополнительной смазки.

При смазке тросов необходимо учитывать, что любые излишки смазки, оставленные
снаружи — на открытых участках прохождения тросов, будут притягивать грязь и пыль.
Следует соблюдать меру при смазке тросов. После смазки и нескольких пробных
переключений/торможений, все излишки, выступившие у концов рубашек, и
оставшиеся на открытых участках тросов, необходимо тщательно вытереть.

В соответствии с ТАБЛИЦЕЙ, смазку тросовых приводов рекомендуется проводить при
сезонном обслуживании.

При ухудшении работы переключателей и тормозов, рекомендуется проверить
состояние рубашек и тросов. Если рубашка забита грязью, или есть излом рубашки
или тросика — слишком сильное сопротивление не дает тросику возвратиться в
исходное положение. Поврежденные, истертые, треснувшие рубашки тросов
необходимо заменить. Изношенные тросики с изломами и сломанными жилами также
требуют замены.

Если состояние рубашек и тросов нормальное, но троса стали с большим
сопротивлением двигаться в рубашках — необходимо смазать троса. Для этого
подойдет жидкая смазка с высоким проникающим эффектом — Pedro\’s Extra
Dry
. Эта смазка легко проникнет в рубашку и обеспечит хорошую работу троса
на длительное время.


I.4.5 Каретка

Для смазки любых
деталей каретки используется только густая смазка.
В смазке нуждаются следующие части каретки: подшипники, резьба чашек каретки,
поверхности оси каретки, на которые насаживаются шатуны. Смазка каретки
проводится только при установке на велосипед, и при сезонном обслуживании.


Подшипники каретки.

Проверка работы каретки не требует разборки или специальных инструментов.
Достаточно снять цепь с ведущей шестеренки, и проверить свободное вращение
шатунов. Для смазки подшипников, требуется полный демонтаж каретки с
велосипедной рамы. Для этого необходимо воспользоваться специальным
инструментом для снятия шатунов и каретки.

Для всех видов подшипников обязательна предварительная чистка и промывка перед
смазкой. Новая смазка наносится на сухой и чистый подшипник. Добавление смазки
в подшипник со старой, загустевшей смазкой, грязью и ржавчиной даст лишь
кратковременный эффект.

В каретках с открытыми, конусными подшипниками, смазка наносится на конуса на
оси каретки и в чашках. Избыток смазки будет выдавлен из подшипника внутрь
кареточного узла и на ось, обеспечивая дополнительную защиту от проникновения
влаги.

Каретки картриджного типа с закрытыми подшипниками обычно являются
неразборными, и далеко не во всех моделях предусмотрена возможность замены или
обслуживания закрытых подшипников. Часто такие каретки являются модулем,
подлежащим полной замене при износе или повреждении подшипников. В случае, если
подшипники в каретке доступны, их можно прочистить и смазать при необходимости.


Резьба чашек каретки.

Резьба чашек каретки подлежит обязательной смазке при установке каретки в раму.
Если каретка снималась с рамы для обслуживания, необходимо убедиться, что
резьба в раме и на чашках каретки не загрязнена. Любые, даже самые мелкие
крупинки песка или металлические заусенцы, застрявшие в резьбе, могут привести
к закисанию резьбы. Мелкие твердые частицы грязи могут повредить резьбу. В
случае с металлическими заусенцами, они могут прикипеть к виткам резьбы на
чашке, и серьезно повредить резьбу в раме. Недостаток смазки на резьбе часто
приводит к закисанию каретки и большим трудностям при ее замене.


Ось каретки.

Независимо от типа соединения каретки с шатунами, шлицы или плоскости, на
которые насаживается шатун требуют смазки. Это необходимо для более плотного
контакта шатуна с осью, и полной насадки шатуна на ось. Смазка предотвращает
прикипание шатуна к оси каретки. В месте контакта количество смазки должно быть
минимальным. Избыток смазки может способствовать распрессовке шатунов с оси
каретки.

В случае, если ось каретки или велосипедная рама сделана из титанового сплава, вместо
смазки, в местах контакта титана и другого металла рекомендуется использовать
состав, специально предназначенный для предотвращения распрессовки и
раскручивания резьбовых соединений из титана.

Проверку велосипедной каретки рекомендуется делать не реже чем раз в сезон.
Слишком частое обслуживание каретки не рекомендуется, т.к. резьбовое соединение
каретки и рамы, а также шлицевые соединения оси и шатунов будут подвержены
дополнительному износу и разбиванию. Если каретка слишком часто вкручивается и
выкручивается из рамы, со временем будет все труднее закрепить каретку и
предотвратить ее самопроизвольное раскручивание. От частой запрессовки и
распрессвоки шатунов — шлицевой контакт с осью разобьется. Шатуны, обычно
изготавливаемые из алюминиевого сплава, начнут люфтить на каретке, даже при
максимальной затяжке. В этом случае выход будет только один — замена шатунов.


1.4.6 Шатуны

Для смазки
велосипедных шатунов используется только густая смазка.
Никакие части шатунов не требуют регулярной смазки. Смазка используется только
при установке шатунов на ось каретки и при ввинчивании педалей в шатуны. Смазке
подлежат все резьбовые и шлицевые соединения, подверженные закисанию и
прикипанию.

Минимальное количество густой смазки используется при насаживании шатунов на
каретку.

Небольшое количество густой смазки необходимо нанести на резьбу при вкручивании
педалей в шатуны.

Рекомендуется нанести на резьбу бонок и на посадочные места для бонок, при
установке ведущих шестеренок на шатуны.


Вся продукция PEDROS

представлена здесь:

http://www.pedros.info/



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *