ЖЗЛ

Знаменитый харьковский велоконструктор и спортсмен Реджинальд Иванович Воронцов

31 мая 2022 года отмечает 85-летний юбилей знаменитый харьковский велоконструктор и спортсмен Реджинальд Иванович Воронцов! Его имя известно всем интересующимся историей советской велопромышленности.

Семейство гоночных велосипедов высокого класса «Тахион» создано в 1981-92 годах в Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) коллективом конструкторов под его руководством и при его активном непосредственном участии.
Реджинальд Иванович родился 31 мая (по паспорту – 9 июля) 1937 года в г. Нерчинске Читинской области в семье военнослужащего. Во время войны отец был на фронте, а мать с сыном находились в эвакуации в Сталинабаде. В 1944 году семья переехала в Харьков. Именно с этим городом будет связана вся последующая жизнь Реджинальда Ивановича.

В 1955 году он окончил среднюю школу, а в 1960-м стал выпускником Харьковского Института Инженеров Коммунального Строительства» (ХИИКС). Еще школьником он всерьез увлекся спортом (самбо, боксом, футболом); в 1954-м начал заниматься в велосекции на стадионе «Динамо» и скоро стал успешным гонщиком. В 1959 году на тульском треке завоевал серебряную медаль Чемпионата СССР в гонке на тандеме в паре с Игорем Витальевичем Севруком; в том же году получил звание Мастера Спорта СССР. В 1961 году дважды стал призером Первенства Добровольного Спортивного Общества Профсоюзов (ВЦСПС) («серебро» в гонке на тандемах и «бронза» в групповой гонке). Принимал участие в соревнованиях с 1954 по 74 год, потом занимался тренерской работой.

После окончания института работал инженером-конструктором в «Энергосетьпроекте», «Южгипроцементе», Институте метрологии. С января по август 1978 года был заместителем Главного Конструктора Харьковского Велозавода, но уволился с завода по собственному желанию – его кипучая натура требовала более интересной и эффективной деятельности. В конце того же года Воронцов поступил в Центральное Конструкторско-Технологическое Бюро Велостроения, где вошел в конструкторскую группу под руководством Георгия Ивановича Панина, занимавшуюся созданием гоночных велосипедов высокого класса «Москва-80».

Здесь очень пригодился опыт Воронцова, как спортсмена-велогонщика. В 79-м он стал Главным Конструктором проекта, сменив Г.И. Панина. Было создано 6 моделей трековых и шоссейных велосипедов, в конструкции которых впервые в отрасли были использованы титановые сплавы и композитные материалы.

В 1980 году проект «Москва-80» был завершен, но работа над спортивными велосипедами высокого класса продолжилась, а велосипеды получили коммерческое название «Тахион», в честь гипотетической элементарной частицы, которая могла двигаться со скоростями, превышающими скорость света. Реджинальд Иванович по-прежнему руководил конструкторской группой.

В рамках этого проекта было разработано 17 моделей и модификаций «Тахионов»; создано более новых 30 видов узлов и деталей, восемь из которых имеют авторские свидетельства на изобретения. Велосипеды выпускались малыми партиями по заказам спортивных организаций и велокоманд.

С 1980 по 1992 гг. было выпущено около 500 экземпляров различных моделей «Тахионов». Как конструктор Р. И. Воронцов награжден медалью «За трудовую доблесть» (1986), двумя Золотыми (1984, 1987) и Серебряной (1988) медалями ВДНХ.


В 1992-м Реджинальд Иванович уволился из ЦКТБ и продолжил деятельность уже как самостоятельный конструктор. Совместно с киевским Институтом Электросварки имени Е.О. Патона (конструктор И. В. Зволинский) были разработаны две модели велосипедных рам и вилок из металло-композитных (алюминий-бор) труб.


После выхода на пенсию Реджинальд Иванович Воронцов успешно продолжает свою просветительскую деятельность в области велосипедной техники и велоспорта, по сей день оставаясь признанным и уважаемым экспертом в этих вопросах. Без сомнения, Воронцов является самым известным конструктором советских велосипедов, и эта известность простирается далеко за пределы постсоветского пространства.

Андрей Мятиев

Тахион, восстановленный в Тайване.

Обсудить на форуме