История велопутешественника Глеба Травина
В нашей стране в последние годы появляется все больше поклонников велодвижения. Люди разных возрастов и социальных статусов отдают предпочтение мобильности, экономичности, пользе для физической формы, и предпочитают ездить на байке на работу, по делам и проводить «на двух колесах» активные выходные. Многие отваживаются отправиться в многодневный велопоход или путешествие за границу. Но только единицы превращаются в фанатов велосипедного образа жизни, устанавливают рекорды и становятся легендами. Сегодня мы расскажем о настоящем герое велосипедного спорта – путешественнике Глебе Травине, известном тем, что вместе со своим велосипедом совершил велопоход по границам Советского Союза, в том числе и Заполярью.
В 1928—1931 годах Глеб Травин, электрик из Петропавловска-Камчатского, проехал на велосипеде 85 тысяч километров вдоль границ Советского Союза — на самом обычном велосипеде. Часть пути прошла в тяжелейших условиях, по пустыням и горам Средней Азии, по берегу Северного Ледовитого океана. Узнали, как сегодня возможно повторить маршрут отважного велосипедиста. Поехали!
Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед. Фото: псковский музей-заповедник
Протяженность разработанного им маршрута составила по разным оценкам от 80 до 85 тысяч километров. И все это – в начале XX века, в одиночку, без современных навигационных приборов, и на примитивном (по нынешним меркам) велосипеде. Странствие по периметру СССР длилось около трех лет. Отменное здоровье и стремление к мечте помогли Глебу Травину обходиться минимумом одежды, питаться добытой пищей, в том числе сырым мясом и рыбой, и стойко противостоять погодным стихиям.
Глеб Леонтьевич родился в Псковском уезде в 1902 году, и спустя 11 лет его семья переселилась в Псков. Уже в ранней юности он под воздействием отца стал увлекаться основами выживания в трудных, и даже рискованных условиях «дикой» природы: учился искать ночлег, пищу и воду. Вдохновителем для юного Глеба стал некий голландский велопутешественник, исколесивший весь Старый Свет и побывавший в Пскове. Травин решает превзойти его и задумывает более сложное по условиям и опасное путешествие. Подготовительный этап длился около пяти лет, включая тысячный километраж по Псковской земле при самых разных погодных условиях, а также тренировки на Камчатке. За этот период он успел отслужить в армии, поработать электриком на строительстве первой камчатской электростанции, обследовать сопки-вулканы, изучить сопряженные с будущей целью науки, устройство и ремонт байка, добиться успехов в физическом закаливании собственного тела.
В октябре 1928 года смельчак в компании своего байка (Princeton 404), прибывшего из Америки и собственноручно оборудованного, отправился на пароходе во Владивосток. Дальше он педалировал по восемь и более часов в сутки, при любых погодных условиях. В течение всего одного года он прошел почти 45 тысяч километров по сухопутной границе советских республик. Арктическая часть покорялась, как на байке, так и на ездовых собаках, оленях или лыжах. В этой части своего похода Глеб вмерзал в лед, проваливался в проруби, оказывался в глубоких снежных завалах и даже самостоятельно делал себя операцию после серьезного обморожения ног.
Шквальные порывы ветра сбрасывали его с байка и тащили по льдам, он полз на руках, не чувствуя ног, не стриг волосы до конца путешествия, дрейфовал на льдине, носил шкуру песца вместо шарфа, ловил рыбу крюком, сделанным из спицы, полтора месяца путешествовал в компании белого медвежонка и пугал своим велосипедом тигров. В южной части маршрута он сталкивался с кобрами и двухметровыми варанами, саранчой и шакалами. На Камчатку путешественник вернулся в октябре 1931 года, после чего в его официальных документах насчитывалось около 500 регистрационных печатей и различных отметок.
Никакого научного смысла в вояже романтика Травина не было, и потому многие критиковали велосипедиста: пока вся страна выполняет план первых пятилеток, здоровый сильный человек катается в своё удовольствие. Однако путешествие не было бесполезным. По пути Глеб останавливался в деревнях, читал лекции, вдохновляя заниматься спортом и изучать мир.
Глеб Травин на Дальний Восток попал случайно: после армии, воспользовавшись правом бесплатного проезда на родину, назвал местом жительства не свой родной Псков, а самую дальнюю точку на карте — Петропавловск-Камчатский, и получил билет на край земли.
После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Ещё много лет он продолжал тренировки и был полон сил, хотел участвовать в спартакиаде, ездить на велосипеде по планете. Но полевые исследования «первооткрывателя» не оценили: за границу Травина так и не выпустили, да и с работы надолго отлучаться тоже не разрешали. Умер легендарный велосипедист в полном забвении в родном Пскове в 1979 году.
О путешествии Глеба Травина написаны две книги — «Человек с железным оленем» Александра Харитановского, камчатского корреспондента ТАСС, и «Земля стала своей» Вивиана Итина. Последний в 1938 году был расстрелян, его произведения — запрещены. Напуганные арестом писателя родственники Травина уничтожили практически весь архив невероятного похода.
Сегодня велосипед, компас, паспорт-регистратор, фотографии и другие документы Травина хранятся в псковском музее-заповеднике.
После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Фото: псковский музей-заповедник
Владивосток — Хабаровск
Приблизительная дистанция — 760 километров. Травин преодолел расстояние за 14 дней. 10 октября 1928 года Глеб Травин отплыл из Петропавловска-Камчатского на пароходе, 23 октября он прибыл во Владивосток, откуда и началась сухопутная часть его путешествия.
С тех пор по этому участку маршрута Травина ездили уже многие велосипедисты. Дорога сейчас неплохая, деревень по пути, где можно восполнить запасы еды и воды, много. Главные неприятности — затяжные подъёмы на горные перевалы и пылящие грузовики, которых на магистрали между двумя важнейшими дальневосточными городами очень много.
Ночуя в лесу, не забывайте закапывать продукты подальше от себя — в темноте ваша провизия может стать добычей медведя.
Маршрут путешествия легендарного велосипедиста. Фото: псковский музей-заповедник
Хабаровск — Биробиджан — Белогорск — Чита
Приблизительная дистанция — 2100 километров. Травин преодолел расстояние за 69 дней.
От Хабаровска Травин свернул на запад и поехал вдоль Транссибирской магистрали. В этих местах до сих пор водится немало опасных диких животных. Удивительно, но Глеба спасал велосипед, выглядящий слишком непонятно. Есть легенда, что довольно долго его преследовал тигр, но так и не решился напасть на странное, неизвестное ему существо на двух колёсах.
Сегодня этот участок пути хорошо знаком современным велосипедистам-экстремалам. Так, олимпийский чемпион Михаил Игнатьев, выигравший золото в Афинах в 2004 году, за 23 дня проехал от Москвы до Владивостока. Он называет недавно построенную трассу Хабаровск-Чита лучшей в России. Во времена Травина никаких шоссе не было.
Чита — Улан-Удэ —Иркутск — Нижнеудинск — Канск — Красноярск— Ачинск — Кемерово — Угра — Новосибирск
Приблизительная дистанция — 2900 километров. Травин преодолел расстояние за 80 дней.
Если не считать диких зверей и комаров, главная сложность состоит в том, что в первой части пути мало населённых пунктов, поэтому нужно или брать с собой приличный запас провизии, или, подобно нашему герою, овладевать искусством охоты. Когда Травин достиг Байкала, местный житель подсказал, что зимой удобнее всего ехать по льду озера. Однако современные велотуристы, путешествующие летом, едут из Улан-Удэ в Иркутск вокруг по берегу — там дороги проходят по очень живописным местам.
Новосибирск — Барнаул — Рубцовск — Семей (Семипалатинск)
Приблизительная дистанция — 700 километров. Травин преодолел расстояние за 14 дней.
В наши дни до Рубцовска вы доедете, однако потом, чтобы попасть в Семей (который раньше назывался Семипалатинск), нужно пересечь государственную границу и въехать на территорию Казахстана. Виза гражданам России не нужна, загранпаспорт пока тоже.
Семей — Талдыкорган — Алматы
Приблизительная дистанция — 1140 километров. Травин преодолел расстояние за 24 дня.
По этим местам отваживаются ездить редкие путешественники. Пейзаж скучный и невыносимо однообразный, никого и ничего вокруг, только сильный ветер, гуляющий по бескрайним степям — он почти сдувает велосипедистов. Потом появляются горы со сложными перевалами, это окончательно изматывает уставших путешественников.
Фото: псковский музей-заповедник
Алма-Ата — Бишкек — Тараз — Шымкент — Ташкент
Приблизительная дистанция — 830 километров. Травин преодолел расстояние за девять дней.
Сейчас такой маршрут очень неудобен, потому что придётся несколько раз пересекать границы государств: сначала въехать в Киргизию и проехать через её столицу Бишкек, потом вернуться в Казахстан, и в самом конце пути въехать на территорию Узбекистана. Хотя ни в одну из этих стран россиянам визы не нужны, достаточно лишь загранпаспорта, придётся потратить время на очереди и формальности.
Ташкент — Душанбе — Туркменабад — Ашхабад — Туркменбаши (Красноводск)
Приблизительная дистанция — 2600 километров Травин преодолел расстояние за 65 дней.
Ещё один крайне неудобный для современных велотуристов участок. На пути граница с Таджикистаном, возвращение в Узбекистан, переезд в Туркменистан, для посещения которого в консульстве страны заранее нужно получить визу. Этот отрезок пути Травина проходит по границе с Афганистаном, он небезопасен для путешественников, а в некоторые районы Туркменистана иностранцам въезд вообще запрещён.
Впрочем, во времена, когда Глеб Травин колесил по этим краям, в Средней Азии тоже было неспокойно — орудовали банды басмачей.
Баку — Тбилиси — Владикавказ
Приблизительная дистанция — 650 километров. Травин преодолел расстояние за 12 дней. В Туркменбаши, который тогда назывался Красноводском, Глеб сел на пароход и за три дня пересёк Каспий. Его путешествие продолжилось в Баку.
Перед нами опять несколько границ: нужно въехать в Азербайджан, потом — в Грузию, и, наконец, в Россию. Высокие горы, многочисленные перевалы, пограничные кордоны и неспокойная криминальная обстановка (особенно в последней части) — всё это делает эти места не самыми приятными для велосипедистов.
Владикавказ — Новопавловск — Пятигорск — Железноводск — Минеральные Воды — Невинномысск — Ростов-на-Дону
Приблизительная дистанция — 750 километров. Травин преодолел расстояние за 13 дней.
Первая часть маршрута — неспокойный горный регион Северного Кавказа. Завершение пути — в степной местности. Путешественникам стоит переживать и о личной безопасности, и о сохранности велосипедов, и о том, что местные жители не привыкли к такому формату путешествий, поэтому на дорогах между населёнными пунктами стоит быть очень осторожными и максимально заметными для водителей.
Ялта — Севастополь — Симферополь — Мелитополь — Запорожье — Харьков
Приблизительная дистанция — 765 километров. Травин преодолел расстояние за 15 дней. В Ростове-на-Дону Травин сел на пароход и отправился по Азовскому и Черному морям в Ялту.
Первая часть велопохода — от Ялты через Севастополь в Джанкой — хороший небольшой веломаршрут протяженностью примерно 260 километров. В этих местах многие велосипедисты катаются и сегодня. Не придётся беспокоиться ни о еде, ни о ночлеге: продуктовые магазины встречаются чуть ли не каждый километр, ночевать можно хоть в палатке, хоть в отеле, хоть в комнате в частном секторе (правда, в разгар летнего сезона с последним бывают проблемы).
Сначала дорога тянется вдоль берега моря. Это гористая местность, поэтому придётся потрудиться, регулярно преодолевая подъёмы. Потом маршрут поворачивает на север и идёт по ровной степной части полуострова через Бахчисарай и Симферополь.
За Джанкоем и озёрами путь преграждает российско-украинская граница. По украинским законам вы можете въезжать в Крым только с территории их государства. Если вы, подобно Травину, доплыли до Ялты со стороны Ростова-на-Дону, то есть с современной территории России, через границу вас не пустят.
Если же вам удалось доказать обратное и как-то пересечь рубеж, дальнейший путь пройдёт по болотистым местам через Новоалексеевку, Мелитополь, Запорожье, Новомосковск — до Харькова. Теоретически этот участок вполне проходим, набор высоты будет небольшим — встречаются холмы. Однако рядом восточные регионы Украины — Донецк и Луганск, где ведутся военные действия.
Фото: псковский музей-заповедник
Харьков — Белгород — Курск — Орел — Тула — Москва
Приблизительная дистанция — 720 километров. Травин преодолел расстояние за 13 дней.
Сначала на вашем пути — между Харьковом и Белгородом — опять встретится граница между Украиной и Россией. Поэтому, если захотите проехать по части маршрута Травина, лучше начинать с Белгорода.
Разные участки маршрута от Белгорода до Москвы очень популярны у современных велотуристов. Дорога несложная, горы хоть и встречаются, но они невысоки, преобладает равнина. О велодорожках между городами мечтать не приходится, поэтому в основном ехать придётся по обочине автодороги с сильным движением или внимательно изучить треки других велотуристов и проложить путь «огородами». Продукты брать с собой не обязательно — всё можно купить по дороге.
Сам Травин вспоминал эту европейскую часть маршрута как приятную загородную прогулку и беспокоился, что в таких комфортных условиях потеряет форму.
Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Валдай — Старая Русса — Псков
Приблизительная дистанция — 1000 километров. Травин преодолел расстояние за 19 дней.
Первая часть маршрута — около 200 километров от Москвы до Твери изъезжена многими: дороги там хорошие, вариантов, как проехать, не выезжая на крупные магистрали, хватает. Поездка будет отличной, если запастись репеллентами и хорошо изучить треки предшественников, чтобы выбирать правильные пути объездов и не рисковать жизнью на забитых автомобилями магистралях. Но знайте, что стоит свернуть с трассы — и асфальт превращается в роскошь, встречаясь в основном в населённых пунктах, поэтому местами придётся помесить грязь, проехаться по гравийным и дорогам, покрытым песком или вымощенным булыжниками. Словом, для любителей колесить по России — ничего неожиданного.
За Вышним Волочком, в районе Валдая и Старой Руссы, ездить на велосипеде между городами желающих гораздо меньше: местность там болотистая и пустынная, дорог мало, часто встречаются брошенные деревни, иногда трудно найти работающий магазин.
Ближе к Пскову жизнь налаживается, но город находится в приграничной зоне, так что не удивляйтесь, если человек на велосипеде вызовет интерес пограничников.
Псков — Санкт-Петербург
Приблизительная дистанция — 290 километров. Травин преодолел расстояние за шесть дней.
Места у велосипедистов хоть и не самые популярные, но всё-таки изъезженные. Наши современники советуют удлинить маршрут и ориентироваться не на федеральную трассу Е95, а катить через Гдов, Сланцы, Кингисепп вдоль берега Чудского озера — там машин меньше, спокойнее, места красивые.
Санкт-Петербург — Петрозаводск — Медвежьегорск — Мурманск
Приблизительная дистанция — 1400 километров. Травин преодолел расстояние за 24 дня.
В окрестностях Петербурга велосипедисты исследовали каждый сантиметр. После Петрозаводска ситуация ухудшается, дорог становится меньше. Впрочем, некоторые велолюбители отваживаются ездить и по этим влажным заболоченным местам. В конце лета 2016 года в честь строительства железной дороги из Мурманска до Санкт-Петербурга и столетия столицы Заполярья даже состоялся велопробег между этими городами.
В Карелии много озёр. Травин потратил бы уйму времени, объезжая их. Помогла осенняя погода: велосипедист «летел» по первому ноябрьскому льду буквально напрямик.
Архангельск — Нарьян-Мар — Югорский Шар — Диксон — Русское устье — Уэлен
В Мурманске Травин, по-видимому, сел на пароход. Достоверных сведений об этом нет. В Архангельске начался самый трудный участок его легендарного путешествия. С 27 декабря 1929 года по 12 июля 1931 года он преодолел путь в 40 тысяч километров вдоль Северного Ледовитого океана. С тех пор условия на побережье не слишком изменились.
Морозы, бездорожье, местами снег был таким глубоким, что Глебу случалось вставать на лыжи и тащить за собой велосипед. Однажды рядом с местом ночёвки образовалась трещина, из неё выступила вода. К утру она замерзла, и путешественник проснулся закованным в ледяной скафандр. С трудом достав нож, он начал высвобождать себя. Тёплая одежда превратилась в лохмотья, обувь осталась без подошв. Ноги были обморожены — Травин опасался гангрены и сам ампутировал себе два больших пальца. От Печоры к Югорскому Шару путешественник решил ехать на велосипеде по замёрзшей воде: теперь по гладким ледовым полям ему удавалось преодолевать по 75 километров в день. Полыньи приходилось переплывать. Для этого он прикрепил к раме велосипеда надувной баллон, а к заднему колесу — гребные лопасти.
Завершилось путешествие на мысе Дежнева. Добравшись до Уэллена, села на Чукотке, Травин поставил каменный знак «В память северного перехода» и оставил под камнями отслужившие свой срок велосипедные покрышки.
Велопутешествие Глеба Травина: как повторить легендарный маршрут — Телеканал Поехали!