Спорт, тренировки, секректы мастерства

Спортсмены велокоманды Merida-Веломир раскрывают секреты подготовки!

Компания \’Веломир\’ открывает серию популярных публикаций, посвященных спортивной подготовке спортсменов российской команды Merida -\’Веломир\’. Катание на велосипеде зимой – это необходимая часть всесторонней подготовки не только профессиональных спортсменов, но и продвинутых любителей активного отдыха и индивидуальных видов спорта. Мы попросили ведущих гонщиков команды Merida – Веломир рассказать общественности, как именно они тренируются в зимний период, а также поделиться секретами подготовки велосипедов. Сегодня мы публикуем первую часть этого материала, в которой знаниями делятся представитель команды \’Merida — \’Веломир\’ Алексей Пичугин, по праву считающийся одним из сильнейших в российском кросс-кантри гонщиков-любителей.

Вступление

Кататься зимой можно и нужно! Еще два года назад я проводил долгие зимние вечера на станке, за просмотром упущенных летом блокбастеров.

Сейчас я нахожу гораздо более интересным проводить такие вечера в живом катании.

Однако и станок никто не отменял, ведь погода не всегда позволяет нам нормально покатать. Вообще говоря, зима накладывает на катание свои специфические ограничения, однако в ней есть и свои преимущества. Так как я являюсь спортсменом любителем и провожу значительную часть своего времени на работе кататься получается исключительно вечером. Утром мой организм спит и не желает воспринимать никаких нагрузок, днем он работает, а вечером как раз тренируется. Летом, чтобы захватить побольше светлого времени суток я стараюсь пораньше начинать свой рабочий день и пораньше его заканчивать, это, порой , создает определенные проблемы во взаимодействии с коллегами.

Зимой же такая проблема отсутсвует! Темно практически с утра и нет смысла гнаться за световым днем. Однако, традиционная для москвы низкая облачность и городской свет не позволяют любимому Орехову погрузиться во тьму. В лесу царит мягкий полумрак, позволяющий кататься без света. Освещение требуется лишь изредка, когда на небе нет облаков. Кроме того, катаясь по заснеженному лесу байк просто невозможно испачкать, достаточно стряхивать снег после катания и вовремя смазывать цепь. Очень гигиенично.

Про байк

Летом у меня два байка, гоночный и тренировочный. Зимой гонок нет и вполне достаточно одного. Обычно, зимний байк собирается на базе летнего тренировочного, но есть определенные нюансы. Во-первых на зимнем байке обычно добиваются кассета и цепи с гоночного.

 

Летний байк Алексея Пичугина —

Merida Carbon FLX Team Russia

Тренировочный

Merida MATTS HFS

— совсем нетяжелый, несмотря на недорогое оборудование

Во-вторых на зиму, вместо любимой

Rock Shox Reba

, я ставлю вилку, которую не жалко. Зимней вилкой у меня работает Marzocchi MX Comp 2004 года, еще итальянского производства. В ней просто нечему ломаться – две камеры низкого давления, открытая масляная ванна и демпфер, больше в ней ничего нет. Когда мурзик умрет своей естевственной смертью, ему на смену придет

Rock Shox Recon

, подобный уже не первую зиму ходит под Виктором Трохиным.

На тормозные ручки я надел специальные утеплители от LizardSkins, но их качество очень разочаровало. Года три назад для их производства использовался толстый неопрен, сейчас же это просто плотная тряпочка.

Кроме того, в новом сезоне я решил попробовать раму бОльшего размера. Сейчас байк собран на раме

Merida HFS 3000

готично черного цвета 20-ой ростовки.

После злых и компактных 18-х ростовок прошедшего сезона байк оказался неожиданно удобным. Незначительно потеряв в управляемости он намного ровнее едет в гору и лучше работает на неровностях. Вероятно это происходит из-за того, что мой немаленький вес лучше распределяется на более длинной раме. С нетерпением жду того момента, когда я смогу опробовать

Merida FLX Carbon 2009

в этой ростовке, ведь рамы Merida Carbon FLX

2008

и

2007

годов были очень хороши.

В качестве резины уже не первый год использую Nokian WXC300.

Единственная альтернатива этой резине – Schwalbe Ice Spiker Pro, которую я не пробовал, но отзывы, в целом, положительные.

Остальные шиповки либо сильно тяжелее либо менее шипасты.

Так как живу я в двухстах метрах от леса с чистым снегом крылья на моем байке большая редкость, но на нем постоянно стоит неопреновая перемычка между короной и горилой вилки. Это очень удобная штука, она отлично защищает от брызг в лицо.

Я стараюсь не кататься по дорогам общего пользования, поэтому в обслуживании байка нет особенной зимней специфики, просто слежу, чтобы цепь была всегда смазана.

Про свет

Свет бывает разный. Дешевый, дорогой, легкий, тяжелый, удобный и не очень. Зимой много света не нужно, потому что снег. В прошлом году мне вполне хватало налобника Petzl Tikka XP, этой осенью я разжился фарой

Sigma Powerled Pro

. Светит она намного ярче чем Tikka, хотя и не дотягивает до лучших образцов от ведущих мировых производителей.Несмотря на умеренные световые способности, фара удобна в использовании, легка и может использоваться как с аккумулятором, так и с блоком батарей, что может пригодиться в длительных гонках с элементами ориентирования, на которые меня порой заносит.

Зимой можно кататься и с налобным фонарем — снег отлично отражает свет

Мощный светодиодный фонарь

Sigma Powerled Pro

прекрасно освещает ночной зимний лес

Вообще говоря, фара использовалась в основном осенью, как только лег снег потебность в свете практически полностью отпала и я просто вожу с собой компактный налобный фонарь, на всякий случай.

Про одежду

Зима бывает разной. Если летом практически всегда тепло и не нужно особо заморачиваться на одежду то зимой неправильный подбор экипировки может сорвать тренировку. Лично я выделяю для себя три зимних температурных режима, до -5, до -10 и до -15. Зимняя одежда у меня подобрана так, чтобы ее легко было одевать в различных комбинациях. На тело, как правило, одевается тонкая термомайка с коротким рукавом непонятной фирмы «Crane», несколько таких я купил давным-давно в каком то таможенном магазине и пользуюсь до сих пор. Следующим слоем обычно идет лыжное термобелье «Swix» c ветрозащитой. Для самых холодных вечеров еще есть джерси от «Lowe Alpine», но его я одеваю крайне редко.

Ветрозащита на термобелье позволяет не одевать в качестве верхней одежды тяжелую куртку с ветромембраной, вместо нее я использую командную Веломировскую джерси из флиса. Ноги греют также Веломировские зимние велоштаны, иногда им на помощь приходят велотрусы GSG ¾, хотя ноги у меня почти не мерзнут. Одновременное надевание двух памперсов меня абсолютно не парит, хотя некоторым это кажется весьма неудобным. Когда температура не опускается ниже -5 я одеваю белье от «Swix» и верхнюю куртку, если кататься а не стоять на месте этого вполне достаточно. Если температура достигает 10 градусов мороза то на помощь свиксу приходит легкая термомайка и этого оказывается достаточно. Самый теплый вариант это полный комплект одежды – легкая термомайка, лыжная термомайка, кофта Lowe Alpine и куртка Атом.

Вместо мембранных курток я использую командную Веломировскую джерси из флиса. Ноги греют также Веломировские зимние велоштаны.

На голову я одеваю шапку Swix Black Devil с прикольным чертенком, и Buff на шею.

Нужно сказать что я не являюсь сильным поклонников ветрозащитных мембран, они намного хуже отводят влагу от тела, а именно неиспарившаяся жидкость является главным источником зимнего дискомфорта. На голову я одеваю шапку Swix Black Devil с прикольным чертенком, и Buff на шею. Когда дует сильный ветер Buff отлично защищает лицо, и вообще, я большой фанат этих разноцветных многофункциональных тряпочек. А вот с балаклавами у меня отношения как то не сложились, мне в них не очень удобно.

Про обувь для зимнего катания нужно сказать отдельно. Можно, конечно, взять старые разношенные летние тапки, и надеть их с кучей носков, нацепив сверху бахилы. Но этот вариант не идет ни в какое сравнение с нормальными зимними туфлями. Sidi или NorthWave выбирать вам, но покупка, по-любому, стоящая. На самом деле сколько бы вы не надевали носков с летними тапками вы будете мерзнуть в них сильнее чем в зимних. Это происходит потому что главным охлаждающим элементом является шип контактной педали и сама педаль. Именно эти стальные детальки вытягивают тепло из вашей стопы и чем тоньше подошва тем лучше это у них получается. Подошва, само собой, толще на зимней обуви, поэтому не скупитесь. Так же не поскупитесь на теплые спортивные носки.

Многие райдеры не могут себе представить зимнее катание без бахил. Это действительно достаточно удобная штука, причем ее можно использовать не только зимой на зимней обуви но и в межсезонье, когда вы еще (или уже) катаетесь в своей летней обуви. При выборе бахил, на мой взгляд, следует особое внимание уделить конструкции носовой части. Она ни в коем случае не должна соскакивать с ботинка и быть достаточно прочной, чтобы не изнашиваться при ходьбе.

Стоит сказать пару слов и о перчатках. Выбор перчаток дело достаточно индивидуальное, мне, например, достаточно тепло в перчатках для беговых лыж от Fisher, а кто то мерзнет и в сноубордических. Главное, чтобы они были достаточно свободны, в тесных перчатках значительно холоднее. Если же руки мерзнут даже в самых теплых перчатках, то стоит попробовать трехпалые рукавицы, в них значительно теплее. Следует помнить, что перчатки должны хорошо дышать. В толстенных сноубордических перчатках рука отсыревает и начинает мерзнуть, в то время как в гораздно более тонких, но дышащих перчатках намного комфортнее.

Про план тренировок

Если понимать под планом четко расписанную схему тренировок с установленными объемами, видами нагрузок и интенсивностями, то это миф. У подавляющего большинства гонщиков любителей есть работа, семья и другие увлечения. Эти вещи никогда не позволят вам выполнить даже самый демократично написанный план, все пойдет наперекосяк. Так стоит ли заморачиваться? На мой взгляд достаточно почитать про периодизацию тренировочных нагрузок и расставить приоритеты. Зимой нужны длительные тренировки средней и низкой интенсивности и силовая подготовка. Все очень просто – спокойно катаемся не ломая передачу и пару раз в неделю даем силовую нагрузку на ноги. Силовая подготовка может быть разной – работа со свободными весами, выпрыгивания, езда в гору на низкой передаче или ходьба по лестницам с отяжелением. Только, не стоит давать новую силовую нагрузку до полного восстановления от предыдущей.

У меня в этом году появилась возможность регулярно играть в футбол в зале и я ей с удовольствием пользуюсь в качестве ОФП.

Про технику

Зима – отличное время для тренировки техники. На снегу байк ведет себя совершенно иначе. Зимой заносы более предсказуемы, отработка резких поворотов позволяет гораздо лучше понять свой байк. Езда в гору требует намного более плавного кругового педалирования чем летом, сконцентрируйтесь на том, чтобы тянуть педаль вверх, это спасет вас от проскальзывания заднего колеса.

Про езду по лыжне сказано многое.

С одной стороны это очень полезно, равномерный педаляж, равновесие, плавность движения. С другой – лыжникам это не очень нравиться. Поэтому не стоит ездить по свежей лыжне, найдите хорошо набитую, которой не повредят ваши колеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *