Выбор велосипеда

Какой велосипед купить – выбор велосипеда, а не мтб, найнера, гравела

Какой велосипед купить – постоянно возникающий вопрос. Ответ почти всегда будет выглядеть примерно в таком стиле – тебе нужен горный велосипед (массовый выбор) или гравел или найнер или двухподвес. Если отвечающий в теме, он задаст уточняющий вопрос – а как ты планируешь кататься, и в ответ скажет — бери найнер, он самый универсальный.

Возможно, возникнет еще один уточняющий вопрос — стоимости — сколько ты готов потратить. Тут могут быть комментарии — 40000/60000/80000 рублей мало, нужно 60000/80000/100000 рублей – будет кардинально лучше велосипед и ничего не придется менять (“лучше сразу вложиться”). Продвинутые советчики посоветуют поискать велосипед на хорошей раме на Авито. Как вариант — собрать велосипед под себя самостоятельно или купить велосипед на Aliexpress.

Бывают и более сложные случаи – человек пишет на форуме Веломания – хочу купить гравел, ему обязательно рано или поздно напишут – тебе не нужен гравел, бери найнер, «ты получишь больше велосипеда за свои деньги».

Просто велосипед никто не посоветует, классификация уже в подкорке. При этом главный прикол, что вся типизация и классификация велосипедов по большому счету придумана – грани типов велосипедов размыты.

Я давно хотел поднять эту тему, но она сложная и еще сложней найти читателя. Написал текст в ответ на предложение Марии (Клубники) создателя и двигателя сайта Веломания опубликовать текст у них. Решил что сайт достоин эксклюзивного материала.

На вопрос по тему материала Мария написала «Давай про технику». Данный текст состоит из трех частей. Первая часть — базовая техническая, демонстрация бессмысленности и условности любой классификации велосипедов. Выбор всегда индивидуален. Вторая часть — небольшой исторический экскурс и связь особенностей велосипеда (размер колес, тип руля) и классификации. Последняя часть — на что попадают люди желающие купить велосипед. Можно было разбить текст на три, но я решил объединить эти темы.

Какой велосипед купить – почему любая классификация бессмыслица

На изображении страницы четыре велосипеда ­- Marin Pine Mountain 1Kona Unit XTrek 1120Salsa Fargo Apex 1. Один из них не выпускается – Trek 1120, один с рулем бараном – Salsa Fargo. Один алюминиевый – Trek 1120, один с  багажником – Trek 1120. Один с амортизационной вилкой  — Marin Pine Mountain 1, один имеет регулируемый подседельный штырь (дроппер) – Trek 1120. Один  имеет 12 звезд в кассете – Kona Unit X, один доступен в титановом варианте — Salsa Fargo.

Как видите все велосипеды имеют уникальные особенности, иногда несколько. При этом они предназначены примерно для одного и того же использования – путешествия в сложных условиях, например в горах. И скорее всего с багажом в формате байкпакинга.

Это относительно дорогие (средний и верхний средний уровень для Европы) специализированные велосипеды. Самый дешевый стоит — 1500$ (Marin Pine Mountain 1), некоторые стоят существенно дороже – 2500$ (Trek 1120). Титановая рама Salsa Fargo Ti Frameset  имеет РРЦ — 3150$.

Все производители их позиционируют для бездорожья и байкпакинга. Главное что объединяет эти велосипеды — широкие покрышки от от 29×2.6″ до 29×3.0″ и система без переднего переключателя.

Позиционирование упомянутых велосипедов и их покрышки

Что производители пишут про свои велосипеды. Оригинальный текст и перевод (возможно корявый). Плюс ширина покрышек велосипедов, которые в основном и задают назначение велосипеда, наряду с количеством бонок для крепления багажа или багажником. Вопросы нюансов геометрии велосипеда сложны и я не буду их упоминать тут.

Salsa Fargo Apex 1

Fargo Apex 1 is Salsa’s drop-bar off-road touring bike built to shatter limits.

Fargo Apex 1 — это внедорожный туристический велосипед Salsa с рулем бараном, созданный для расширения границ.

29 x 2.4, можно поставить: 27.5 x 3.0″, 29 x 2.4″ w/ fender (29 x 3.0″ only compatible on SM–XL frame sizes

Trek 1120

Trek 1120 is a bikepacker’s dream. A rugged all-terrain frame, 29+ tires

Trek 1120 — мечта байкпакеров. Прочная рама для любых территорий, покрышки 29+.

29 x 3.0″

Kona Unit X


BIKE PACKING STEEL HARDTAIL BEASTS PERFECT FOR BIKE PACKING

Стальной байкпакинг хардтейл идеяльный для байкпакинга

29×2.6″

Marin Pine Mountain 1

ADVENTURE
The Marin Pine Mountain 1 is our budget-friendly steel bikepacking mountain bike hardtail.

The Marin Pine Mountain 1 наш бюджетный стальной велосипед для горного байкпакинга.

29×2.6″

Какой велосипед купить — исключительно личный выбор

Соответственно выбор из этих четырех велосипедов – исключительно вопрос личных предпочтений. Никаких формальных критериев выбора нет и ответить на вопрос — какой из них предпочтительней невозможно. Нельзя сравнить руль баран и амортизационную вилку, кому-то нравится одно, кому-то другое. Кто-то в восторге от багажников Trek 1120, кто-то не переносит багажники в любом виде. При этом если спросить в любом велосообществе какой велосипед купить наверняка будут комментарий что только такой-то, он однозначно лучший и еще добавят что это лучший производитель, остальные другой уровень и их не нужно рассматривать (смешно сравнивать фирму X с фирмой Y).

При этом на рынке присутствует не четыре похожих модели, а сотни. В материале COMPLETE LIST OF 29” DROP-BAR MOUNTAIN BIKES (полный список горных велосипедов 29” с рулем бараном) на Bikepacking.com 64 модели велосипедов и рам. Есть варианты стоимостью меньше 1000$, есть около 6000$. И это явно далеко не полный список – велосипед Shulz BDC в нем отсутствует ;)… Наряду с горными велосипедами с рулем бараном это класс велосипедов называют монстер-гравел или монстер-кросс.

И почти все велосипеды из этого списка хорошие, большинство отличные. Я интересовался подобным типов велосипедов, Decathlon Riverside Touring 920 самый недорогой, из (возможно) доступных в России (в итоге они не пришли), велосипедов этого класс – отличный вариант. В итоге так ничего и не купил. Купил только Shulz Wanderer для экспериментов и понимания того что предлагают новичкам.

Моделей велосипедов на прямом руле обозначенного направления в разы больше. Соответственно, речь пойдет о сотнях моделях близкого назначения, но с заметными отличиями.

Невозможность классификации велосипедов

Огромный ассортимент велосипедов от десятков производителей и постоянный поиск чего-то нового делает принципиально невозможной попытку любой их классификации. Слишком много параметров выбора и слишком быстро все меняется. Как следствие, люди придумывают какие-то критерии для себя и считают что только они правильные.

Ситуация в России отличается кардинально, в лучшем случае речь пойдет о выборе из 3-4 моделей, но суть от этого не меняется.

Если рассмотреть дорожные велосипеды, то ситуация будет мало отличаться – предлагается огромный ассортимент велосипедов, отличающихся нюансами. Я описываю ситуацию на примере внедорожных велосипедов так как посетители Веломании, да и вообще российские велосипедисты, в первую очередь ориентируются на горные велосипеды. Такая ситуация сложилась в России по историческим причинам. Во время массового появления иностранных велосипедов в начале-середине 90-ых годов возник перекос на горные байки. Плюс ситуация с велосипедами описанного типа очень характерна.

Как множатся типы велосипедов

Естественно изначально был изобретен и развивался просто велосипед. В современном виде он появился примерно 130 лет назад. В какой-то момент появились утилитарные велосипеды (транспорт), велосипеды для спорта и путешествий. Далее процесс пошел – количество типов множилось. У каждого типа велосипедов появились свои особенности. Сейчас базовых типов велосипедов не меньше десяти, подтипов — десятки.

Характернейший пример — история появление горного велосипеда. Почти во всех источниках можно прочитать как в 1974 году Гари Фишер и Чарли Келли приняли участие на собранных ими велосипедах «балунерах» в гонках по велокроссу в Калифорнии. Это безусловно знаковое событие и оно не случайно считается стартовой точкой, но естественно у него были и предшественники, пытающиеся кататься на велосипедах не по дорогам. И далеко не только в США, которые не была ни главным велорегионом, ни сколько бы значимым производителем велосипедов в то время.

Достаточно быстро сложились представление о горном велосипеде как велосипеде на широких колесах диаметром 26” и прямом руле. Мало кто понимает что, главная причина отказа от руля барана не в удобстве прямого руля, а в том, что он ассоциировался с неудобными «десятискоростными» велосипедами, оставшимися от велосипедного бума 1970-х годов, которые были у всех в гаражах. В отрасли считали, что плоские рули необходимы для продвижения новых «горных велосипедов». Никаких других недостатков руль баран не имел. Джеки Фелан (Jacquie Phelan) выигрывала гонки на горных велосипедах с рулем бараном и они постоянно появились в модельном ряду продвинутых фирм, типа Salsa.

Руль баран на первых горных велосипедах был также актуален.

Так что истории горных велосипедов с рулем бараном уже почти 50 лет и их появление никак не связано с появлением гравелов и в дальнейшем монстер-гравелов/монстер-кросс. Причем сейчас руль баран модифицируется, получая некоторые особенности прямого руля — появляется флейр (flare), разворот боковых ручек.

Назначение велосипеда, его особенности и классификации

Когда я пытался продвинуть альтернативу МТБ на колесах 26” для путешествий и велопоходов в условно европейском стиле (без велоштанов на 80-100 литров и других прелестей советского велотуризма с необходимостью таскать велосипед на себе) в 90-ых годах,  фокусировался на том, что обычным велосипедистам нужно ориентироваться на велосипеды с колесами 700С. В тот момент это были гибриды, туринги, отчасти велокроссовые и шоссейные велосипеды. Некоторые компании, например Bianchi (старейший производитель велосипедов в мире, спонсирует топ команды), уже тогда выпускала то, что позже начало называться найнером – горные велосипеды на колесах 700С. В России их никто не поставлял, да и практически никто и не знал.

Очевидная идея что велосипеды с колесами 700с удобней для вседорожных поездок, чем  26” (псевдо)мтб с (псевдо)амо вилками была откровением. Торговля и оплачиваемые ей СМИ, делали вид, что других массовых велосипедов кроме как на колесах 26” не существует или это прошлый век.

Задним числом понятно, что моя идея была иллюзорной и наивной. Невозможно продвинуть то что практически недоступно (невозможно посмотреть) или доступно под заказ через 3 месяц.

В начале 2000-ых ситуация поменялась, появились найнеры — горные велосипеды на колесах 700с. К примерно 2008 году найнеры стали популярны, а еще через несколько лет стандартом, 26” колеса ушли в прошлое. А в 2013 году – уже появились гравелы. Еще через несколько они появились в России. Это практически первый тип велосипедов по поставкам которого Россия не отставал от других стран. Как результат, если в 90-ых велосипед с рулем бараном в Москве можно было увидеть раз в месяц, сейчас несколько раз в час. При этом, массово покупают гравелы лишь в нескольких крупных городах, в большинстве регионов доминируют (псевдо)горные велосипеды.

Как навязывается классификация и типизация велосипедов

В 2021 году возвращаясь к велотеме я решил продвигать гравелы. Слоган моего сайта “Гравел — велосипед для путешествий, туризма, досуга и не только…”.  Это тоже определенная дань моде на гравелы.  “Велосипед для путешествий, туризма, досуга и не только…”  не обязательно гравел, но абстрактный велосипед для таких целей в медийном пространстве продвинуть намного сложней чем гравел.

Не говоря о том, что под гравелом сейчас понимается что угодно. В том числе и велосипеды с прямым рулем, такие как Marin DSX FS. Описание велосипеда от производителя “LONG DISTANCE MIXED SURFACE COMMUTING. GRAVEL RIDING. ADVENTURE ON AND OFF-ROAD RIDING. The DSX is the mountain biker’s gravel bike with familiar hand positioning, reliable 1x drivetrains, large tire clearance, and dropper post routing for better off road control, and on road descending stability.” Суть текста — гравел байк для гравел езды на прямом руле.

То есть по факту гравел это условности, который каждый производитель видит по своему. Причем в 2022 году появился UCI стандарт гравел велосипеда для гравийных соревнований.

Какой велосипед купить – выбор новичка

Написанное во многом теория, практика намного более банальна. Идея купить дорогой велосипед для внедорожных путешествий, с которых я начал, явно придет человеку имеющему опыт катания  на велосипеде и понимающего какие варианты велосипедов существуют и чем отличаются. И что не менее важно понимающего за что он будет платить и имеющий возможность его купить.

Подавляющее большинство людей в России покупает свой первый-второй велосипед с максимальным бюджетом 40000-60000 рублей, обычно 30000-40000 рублей. Это бюджет осмысленного выбора. В России продается огромное количество псевдовелосипедов – их массово габаритных аналогов. Причем это не всегда вопрос цены. Простой дорожный велосипед за 20000 рублей – велосипед, “двухподвес” за 20000 рублей – массогабаритный аналог.

Новички не понимают, как и где будут кататься и какие велосипеды бывают. Люди ориентируются на то какие велосипеды они видят вокруг и советы. В качестве советчиков могут выступать авторы текстов и видео роликов, посетители профильных форумов и группы. Большинство людей слушает  продавцов в магазинах, цель которых не развить покупателя, а продать, часто скорее запарить, ему велосипед.

Это сразу уводит их в сторону и они будут покупать не велосипед, а велосипед какого-то типа. Как это выглядит я описал в начале текста. И в большинстве случаев их выбор велосипеда нерационален. Их ввели в заблуждение по базовым вопросам, в которых они, как новички, ничего не понимают.

Какой велосипед купить — рекомендации СМИ

Какой велосипед купить - подход СМИ
Какой велосипед купить — подход СМИ

Характерный пример, показанная мне недавно реклама Google со ссылкой на статью из Тинькофф журнала под названием:

Лучшие горные велосипеды: для прогулок и ежедневного катанияРазбираемся в универсальных моделях

Уже по названию статьи, очевидно что это даже не бред, а бред-бредовый контент или бредовая реклама (если быть точным, то скрытая реклама – джинса по старому, нативка – по новому) известной сети веломагазинов.

Как новички вводятся в заблуждение

Подробно прокомментирую девять слов названия текста:

  1. Лучшего велосипеда и лучших велосипедов не существует в принципе. Выбор любого товара всегда индивидуален, то что подойдет одному человек не подойдет другому.
  2. Непонятно почему речь идет о лучшем горном велосипеде, а не о просто лучшем велосипеде.
  3. Горный велосипед для прогулок – бред бредовый, “горный велосипед” по определению для гор.
  4. Соответственно речь в материале идет о псевдогорных велосипедах для спокойного катания.
  5. Если человек планирует ежедневно кататься, то это потенциально мега продвинутый велосипедист. Видимо автор перепутал слова “ежедневный” и “повседневный”. Редактор тоже не в теме или не понимает смысл слов.
  6. Естественно автор ни  в чем не разбирается, а находится в плену мифов и схем. Так что он разобраться не может и может только дезинформировать читателей – ввести в заблуждение.
  7. Универсальных велосипедов тоже не существует. Поиск универсальности это тупик. 
  8. В материале рассмотрены псевдогорные велосипеды, в горах на них новичку делать нечего, если конечно не хотеть покончить жизнь самоубийством.
  9. Итоговый список велосипедов как резюме статьи – выглядит мягко говоря странно.

Список из девяти некомпетентных утверждений на девять слов названия. В тексте примерно такая же концентрация некомпетентности/бреда.

Тинькофф журнал предлагает 10000 рублей за качественный материал (это гонорар существенно выше среднероссийского) и публикует подобные материалы.

95-99% популярных материалов про то, как выбрать и купить велосипед примерно такого же уровня. Авторы или банально слабо ориентируются в предмете или пытаются что-то запарить (продать). Ни одного массового издания (онлайн или бумажного) на русском языке про велосипеды и велопроцесс, и не связанного с велоспортом, фактически нет.

Советы по выбору велосипеда в магазинах

Как ориентируют продавцы в магазинах подробно описано у меня на ГРАВЕЛО, личный опыт покупателя. Некомпетентные продавцы крупнейшей сети пытались навязать свой выбор покупателю с конкретным адекватным запросом.

По крупицам можно собрать информацию на форумах: раздел выбор велосипеда на форуме Веломания, но это сложный путь. И вы почти всегда столкнетесь с навязыванием схем и представлений советчика, а они очень разные. Классические ситуация — человек задает вопрос, а через полгода уже учит других, в том числе и тех у кого он изначально спрашивал. Причем учить в агрессивной манере, видимо от избытка тестостерона (случается, но в основном у нас люди хорошие и дружелюбные, особенно вежливы представители ТМ и магазинов — ред.).

Новички хотят купить велосипед для катания по паркам, поездок на природе. Им не нужен, ни горный, ни гравел, ни гибрид. Естественно их запросам удовлетворит велосипед какого-то типа, но это вторично, выбирать нужно конкретный велосипед. Сориентироваться в возможных вариантах выбора велосипеда можно в материале:

Как выбрать простой велосипед

Сейчас можно посмотреть очень разные велосипеды. Часто можно попробовать или как минимум поговорить с владельцами. Главный принцип осмысленного выбора и покупки велосипеда — фильтруйте любые советы. И желательно понимать хочет ли советчик помочь вам или реализует свои амбиции.

Версия 1.0 от 22.03.2023, опубликовано 22.03.2023

© 2021-2023 Денис GRAVELO

Обсудить, прокомментировать на форуме.