Who is who

Виктор Арсеньевич Капитонов — первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту.

Виктор Арсеньевич Капитонов — первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту. Спортсмен ставший не просто спортивной легендой, но и открывший для советских атлетов путь в мировую элиту, всю свою жизнь прослуживший тренером, в последствии создавший одну из самых сильных команд велогонщиков. Человек неистово преданный велоспорту: он сам достиг максимальных высот в спорте, но и остался преданными ему в течение всей жизни, внося огромный вклад в его развитие.

Виктор Арсеньевич Капитонов (русский: Виктор Арсеньевич Капитонов, 25 октября 1933 — 5 марта 2005) — советский шоссейный велогонщик, участник летних Олимпийских игр 1956 и 1960 годов. В 1956 году он финишировал 32-м индивидуально и 6-м с советской командой. В 1960 году он выиграл индивидуальную шоссейную гонку и финишировал третьим в командной гонке на 100 км на время. Первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту.

Виктор Арсеньевич Капитонов родился 25 октября 1933 года в городе Калинин (ныне Тверь). В детстве он мечтал заниматься конькобежным спортом, но судьба сложилась иначе. Жил Виктор Капитонов неподалеку от вагоностроительного завода. Здесь и в настоящее время стоит двухэтажный дом, где он провел свое детство и юность. На вагоностроительном заводе работали его родители, да и спортивная карьера будущего олимпийского чемпиона была связана с этим предприятием. Именно здесь в спортивном клубе вагоностроителей «Планета» Виктор Капитонов начал заниматься конькобежным спортом. В свое время был даже чемпионом Москвы в беге на 500 метров. И на велосипед он садился в ту пору только летом, чтобы поддерживать форму. Однако в конце концов случилось так, что этот вид спорта взял верх. В 1952 году Виктор Капитонов, которому в ту пору исполнилось всего 18 лет, становится чемпионом города и области по велоспорту. В первой своей многодневной велогонке на призы Михаила Калинина финишировал четвертым. Мог бы и выиграть, однако за несколько метров до финиша упал на полной скорости.

В. Капитонов — победитель гонки Москва—Харьков—Киев—Минск—Москва

Завод, где работал Виктор, отправлял команду для участия в велосипедном кроссе на двадцать километров. И Капитонова, как молодого и довольно спортивного человека попросили принять участие в соревнованиях. Неожиданно для самого себя Виктор одержал победу. И это при том, что в кроссе принимали участие не только любители, но и профессионалы. Именно с этого момента и началась великая карьера первого советского олимпийского чемпиона в велогонках. Он восемь раз становился чемпионом страны, не раз участвовал в велогонке мира. Однако заветной мечтой была олимпийская медаль.

Попав в сборную СССР под руководством Леонида Шелешнева молодой спортсмен, всегда имевший свое представление о том, как должен проходить тренировочный процесс, быстро выбился в лидеры и начал показывать ощутимые результаты. В 1956 году победил в многодневной гонке по программе I Спартакиады народов СССР. Через год – третий в общей квалификации велогонки мира. В 1958-м стоял в центре пьедестала почета трех этапов этих престижных соревнований и в том, что в командном зачете лучшими оказались советские велосипедисты, – большая доля его труда. В 1959 году опять победа сборной команды СССР. Впереди была Олимпиада.

Олимпийские Игры в Риме 1960 года

Первой дисциплиной была командная гонка, в которой от сборной СССР принимали участие Евгений Клевцов, Юрий Мелихов, Алексей Петров и Виктор Капитонов. Коллектив наших велогонщиков работал четко и слаженно, сменяя друг друга и подбадривая в тяжелые моменты. Сложнее всего было Петрову, который устал больше всех остальных, но и он выдержал всю длинную дистанцию.

Не все смогли добраться до финиша. Молодой датчанин упал в середине гонки, а через несколько часов трагически скончался в госпитале от солнечного удара. Уже позже выяснилось, что всему виной стал допинг, принятый юношей до старта.

Старания советских велогонщиков увенчались успехом — бронзовой медалью, которая стала предвестником будущей большой победы. Да, следующая гонка была уже индивидуальной, но для велоспорта это понятие не слишком подходит. На самом деле, в шоссейных гонках каждая личная медаль — это заслуга не только одного спортсмена, но и членов его команды, которые помогают сохранить силы на финальный рывок. И именно слаженная работа нескольких человек помогает одному — самому сильному — достичь заветного золота. Фаворитом же считался итальянец Ливио Трапе, которому некоторые СМИ досрочно приписали победу, ведь команда Италии в те дни была сильнейшей в мире, к тому же, они были дома.

В день проведения индивидуальной гонки на 175 км в Риме опять стояла невыносимая жара. Наши спортсмены, свободные в этот день от соревнований, вышли на трассу с ведрами, банками, кружками воды помогать велогонщикам «выжить» на этом адском пекле. Гонка начиналась довольно спокойно для большинства участников. Шли большой группой, советские атлеты держались вместе: Гайнан Сайдхужин, Евгений Клевцов, Юрий Мелихов и Виктор Капитонов.

Когда гонка начала набирать темп, случился завал, что, к сожалению, не редкость для такого вида состязаний, но нашим спортсменам хватило опыта и везения, и никто в него не попал. Впрочем, сильная команда Италии тоже продолжила движение вперед.

На пятом круге ко мне подъехал наш капитан Женя Клевцов и шепнул: — Скоро питательный пункт! Пробивайся вперед. Ты выглядишь посвежее других. А мы поможем сзади — притормозим. (из книги «Ради этого стоит жить» Виктора Капитонова)

Именно в этот момент Капитонов и отправился в отрыв, а с ним вместе еще трое, но они в скором времени отстали. Так Виктор на какое-то время оказался в одиночестве. А потом его догнали все ведущие гонщики того времени, включая фаворита Трапе и бельгийца Ван дер Бергена, чей финишный рывок пугал многих соперников. В очередной раз собралась группа, в которой остался и Капитонов, переводя дух и прикидывая тактические расклады на дальнейшую часть дистанции.

А дальше события начали набирать обороты. Сначала Виктор предпринял рывок за четыре круга до финиша, который никто из группы не поддержал. Вообще, это и не удивительно, ведь редко когда в марафоне выигрывает тот, кто рано тратит все силы. Возможно, так могло бы быть и с Капитоновым, ведь в какой-то момент его ноги начало сводить судорогой, а соперники стали догонять.

Надвигался крутой подъем. И тут-то меня осенило: «Или сейчас, или никогда…» Снова уйти на подъеме? Риск казался неоправданным. Но какая-то дерзость подтолкнула меня в седле, и я «выстрелил». Шоссе стало сверху спускаться на меня. А я карабкался метр за метром. Не оглядывался, ибо знал, что такой рывок способны поддержать лишь Трапе и Хаген. Только взобравшись на самый верх горы, я стал различать обрывки непонятных фраз. Болельщики неистовствовали: «Трапе! Трапе!» Пришлось оглянуться. Трапе! (из книги «Ради этого стоит жить» Виктора Капитонова)

Так два велогонщика, ушедшие в отрыв от остальных, и устремились преодолевать заключительные километры дистанции, попеременно выходя в лидеры и помогая друг другу, чтоб в конечном итоге решить судьбу Олимпийского золота на последних метрах, перед самой финишной чертой.

Волосы прилипли ко лбу. Во рту пересохло. Ну, конечно, это последний круг, иначе быть не может! Я неожиданно помчался к финишу, вложив в рывок весь запас сил. Опытные гонщики утверждают, что подобный спурт можно совершить лишь однажды. Я его совершил: ринулся вперед с такой силой, что в тот миг мог обогнать курьерский поезд. И поднял руки в победном приветствии. И вдруг увидел глаза Шелешнева… И не поверил в свою ошибку. (из книги «Ради этого стоит жить» Виктора Капитонова)

Нет, это был не финиш, это была ошибка. Впереди было еще пятнадцать километров пути, а сил у Капитонова не было, он отдал их зря. Драматическая развязка — настоящий спектакль без сценария, разворачивающийся на глазах у толпы болельщиков. Невероятным усилием Виктор смог догнать итальянца за два километра до финиша. За двести пятьдесят метров до финиша Трапе резко вырвался вперед.

Я бросаюсь за Трапе. До финиша 200 метров. Я уже иду вплотную к сопернику. Двадцать метров! Среди болельщиков творится что-то невообразимое. Полицейские едва сдерживают напор тысячной толпы. Когда я поравнялся с итальянцем, он вдруг закрыл дорогу. Тогда, поднявшись с седла, я рванулся вправо, туда, где соперник уже не мог помешать… Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца. И чувствуя, что победил, позволил себе выпрямиться в седле — все! …А Трапе, закрыв лицо руками, заплакал. Не знаю, что бы делал я, окажись вторым…(из книги «Ради этого стоит жить» Виктора Капитонова)

Через несколько минут его на руках несли к пьедесталу, а он все спрашивал: «Значит, мы выиграли?». Не «я», а «мы», потому что понимал: без поддержки команды не добился бы победы – в велоспорте один человек на шоссе не воин.

После Рима Капитонов еще дважды выигрывал Велогонку Мира.

В 1969 году Виктор Капитонов стал главным тренером советской сборной. Восемнадцать лет стоял он у ее руля, подготовил тринадцать олимпийских чемпионов. Трижды подряд — в 1972, 1976 и 1980 годах — советские велосипедисты побеждали в шоссейной командной гонке на 100 километров. На Олимпиаде в Москве и в групповой гонке победил его подопечный Сухорученков. В 1975 и 1976 годах назван лучшим тренером СССР и награждён золотой медалью за подготовку сборной СССР к чемпионату мира 1970 года, где она впервые стала чемпионом мира в командной гонке. Под руководством Капитонова команда СССР побеждала на велогонке Мира — в 1970—1972, 1975 и 1977 годах. Кандидат педагогических наук. Награжден Орденом Ленина.

Все было в спортивной карьере Виктора Капитонова — и неудачи, и тяжелые травмы. Однако он сумел переступить через это. Как он сам говорил, для побед в спорте необходимы три «Т»: Труд, Терпение, Талант. 

Комментировать

По материалам:

tverigrad.ru

velorider.ru

dzen.ru/a/YKTt9cHDF2gueAOX

2 комментария для “Виктор Арсеньевич Капитонов — первый советский олимпийский чемпион по велосипедному спорту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *