ИЗ ИСТОРИИ ГОРНОГО ВЕЛОСИПЕДА
Прошлое горного велосипеда, или маунтинбайка, крайне загадочно. Сложно сказать, есть ли у него конкретный изобретатель или эта честь принадлежит группе людей. Нельзя даже конкретизировать, в какой стране и в какое время это произошло. Более того, в разное время под определение \»маунтинбайк\», или сокращенно МТБ, попадали разные понятия.
Немного информации: а знаете ли вы, что:
— первый в мире велосипед с педальным приводом и рулем был построен крепостным кузнецом из Сибири Ефимом Артамоновым,
— раньше на руле крепился пистолет для отпугивания собак,
— первая велосипедная покрышка была сделана из… железа!
— первые велосипедисты ездили по специальным деревянным дорожкам,
— в начале XX века езда на велосипеде была исключительно привилегией мужчин.
Чаще всего «горным» называют велосипед с толстыми покрышками, на котором ездят по бездорожью (или офф-роуд). В зависимости от условий и стиля катания обычный среднестатистический велик постепенно дополнили следующими деталями: изогнутый руль, крепкие колеса, ободные тормоза, система переключения скоростей, амортизация и так далее. После многолетних мучений поклонников велотуризма, энтузиастов и изобретателей, на внедорожный велосипед появился спрос — люди захотели кататься вне трасс.
Официально первый горный велосипед стал продаваться в 1979 году в Калифорнии. Эта модель была оснащена широкими покрышками и рулем от кроссового мотоцикла. Завод, на котором выпускали это «чудо природы», назывался MountainBikes, а хозяев звали Гари Фишер и Чарли Келли. Ребята начали продавать велосипеды за 1400 долларов за штуку, но народ не испугался. Дело пошло — продажи стали расти, производители — умножаться в количестве, а сами велосипеды — совершенствоваться. Конечно, сегодня никто не купит велосипед уровня 1979 года за 1400 долларов — сегодняшние горные машины ушли далеко вперед, да и Гари Фишер с Чарли Келли стали мультимиллионерами. Кстати, старик Фишер до сих пор гоняет на велике — и не просто так, а на соревнованиях по маунтинбайку.
Но в начале 80-х соревнования надо было еще организовать. Тогда-то и появилась Национальная офф-роад велосипедная ассоциация — NORBA. Потом соревнования по горному велосипеду захватили Европу и, наконец, весь спортивный мир. Индустрия стала расти на глазах, компании не успевали ставить новинки на конвейер.
В 82-м компания Shimano, лидер в производстве велозапчастей, запустила в производство первую группу компонентов для горного велосипеда под названием Deore XT, а фирма Cannondale выпустила первый алюминиевый велосипед (до этого их делали из стали). Но и этого не было достаточно: всем хотелось, чтобы велосипеды стали еще прочнее и еще легче! Так на рынке появилась первая титановая, а вслед за ней и карбоновая рама от компании Kestrel. Некто Ханебринк придумал задний амортизатор для велосипеда: теперь можно ездить даже по самым серьезным горам, не боясь за свою пятую точку.
В конце 80-х появилась Международная ассоциация маунтинбайка (IMBA). И уже в 90-м году прошли первые международные соревнования, а в 93-м, то есть всего через 14 лет после своего появления, горный велосипед был включен в программу Олимпийских игр!
На сегодняшний день все более или менее значимые изобретения, можно сказать, закончились: последним достижением в области строительства маунтинбайка стали гидравлические дисковые тормоза, выпущенные компанией Sachs в середине 90-х.