Велокультура как образ жизни большого города
Опыт самого велосипедного города и почему велокультура это будущее мегаполисов.
В последние десятилетия предпринимается много попыток создания велосипедной культуры в жизни большого города. Но, только у нескольких стран это действительно получается. В чем причина неудач городских властей?
Велосипедная культура «нивелирует» социальные и возрастные различия, создаёт общую позитивную городскую среду и оздоравливает экологию города.
Ежегодно датская компания Copenhagenizeindex публикует рейтинг велосипедных городов и этот список только пополняется. Страны-лидеры по количеству городов с развитым велосипедным движением — Дания, Голландия, Швеция, Канада, Япония, Франция и Германия.
Но, первое место вот уже много лет заслуженно остается за Данией! Несколько цифр для понимания масштаба события:
— 400 км велосипедных велодорожек в Копенгагене. При этом дорожки широкие (1,2-1,5 м), на две полосы движения минимум, по обе стороны автомобильной дороги;
— 12 тысяч километров велодорожек во всей стране Дании при населении 5,8 млн человек. Для сравнения — протяженность автомобильных дорог Москвы составляет 3,6 тыс км при населении 12,4 млн человек;
— переключение светофоров в городах создает «зеленую волну» в городе, настроенную на велосипедистов. Это не ошибка — не на машины, а на велосипеды. Велосипедист при скорости 20 км/час спокойно передвигается без пробок в центр города в часы «пик»;
— велодорожки оборудованы светофорами, датчиками движения скорости и мусорными баками на специальных подставках вдоль дорожек, наклоненные в сторону велосипедистов;
— в некоторые районах Копенгагена запрещен проезд на автомобилях (только автобусы и такси);
— 95% жителей Дании имеет велосипеды, это значит в стране более 5 млн. велосипедов! Это столько же, сколько машин в Москве (в Москве 5,6 млн. зарегистрированных автомобилей);
— 50% жителей Дании передвигаются на велосипедах в любое время года. Для сравнения в в Амстердаме около 30% жителей;
— 65% членов Парламента добирается на работу на велосипедах, т.е. абсолютное большинство;
— 25% датских семей с двумя детьми, имеют грузовой велосипед, чтобы отвезти детей в детский сад и привезти домой продукты;
— 16 км в день в среднем проезжает датчанин на велосипеде. Выглядят датчане, действительно, очень спортивно;
— к 2025 году Копенгаген планирует стать первой углеродно-нейтральной столицей мира (город с нулевым балансом выбросов углерода).
Фото: forbes.com
Откуда истоки такой мощной велокультуры в Дании? Обратимся к истории.
Начну с главного — при покупке иностранного легкового автомобиля налог составляет 180 процентов от суммы покупки! Конечно, существует и датский бренд легковых автомобилей — Zenvo. Но, дело в том, что это концепткар, который выпускается крошечными сериями. Остальные машины импортные — так что думайте сами, решайте сами.
Нельзя создать культуру только фискальными способами. История датской велокультуры равна по возрасту с изобретением велосипеда.
В начале XX века, велосипед был мегапопулярен на улицах датских городов. Постепенно детище Форда вытеснило «железных лошадок» из повседневной жизни горожан.
И было бы все как у всех… Но, «случилось страшное» — в 70-х годах прошлого века нефтяной кризис просто «вымел» машины с улиц, ездить на них стало дорого. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Жители столицы за несколько лет прочувствовали, как изменилась экология города. В Копенгагене стартовало движение «Город без машин». Люди голосовали за чистый город и предпочли машине велосипед.
Фото: bangkokbook.ru/poezdki/velosipedy-v-danii.html
Фото: bangkokbook.ru/poezdki/velosipedy-v-danii.html
С тех пор муниципалитеты городов начали обеспечивать уникальную инфраструктуру для велосипедного движения. Чем же нам может быть интересен опыт велосипедного города — Копенгагена?
Увлечение велосипедами в городе развивается не как отдельная субкультура, то есть культура обособленной группы людей, а как часть образа жизни горожан, часть культуры города, доступной каждому жителю.
Опыт Копенгагена говорит о том, что для создания «велосипедного образа жизни» нет необходимости сразу создавать проекты в масштабах страны. Достаточно начать с одного города или даже с одного микрорайона.
Но, создавать такой микрорайон необходимо размышляя категориями удобства передвижения на велосипеде для обычных жителей. Такими удобствами как:
— добраться на велосипеде до ближайшей станции метро или остановки общественного транспорта, оставить его на парковке, для того, чтобы спокойно отправиться на работу;
— отвезти ребенка в детский сад или на кружок в пределах своего района (или также доехать с ним до ближайшего метро или остановки общественного транспорта);
— добраться до школы или до спортивной секции;
— привезти продукты из магазина или с рынка;
— выехать на семейную прогулку в близлежащий парк;
— отправиться на велосипеде в выходной день в фитнес-центр или в салон красоты;
— выехать вечером на встречу в кафе или в гости;
— экономить на эксплуатации машины, да и в принципе отказаться от нескольких машин в семье в пользу велосипедов!
Кроме удобства для жителей, безусловное преимущество получает и город:
— уменьшается количество машин на дорогах. Если люди будут добираться на велосипедах до метро, то это существенно снизит нагрузку на дорогах в часы «пик»;
— развивается социальная инфраструктура микрорайонов (магазинов, спортивных и развлекательных центров, детских учреждений). При этом торговые центры с парковками и площадями не будут так востребованы как небольшие и уютные заведения;
— происходит концентрация «жизни» в собственном микрорайоне, и как следствие снижение «децентрализации» жизни больших городов;
— растет тенденция организации рабочих мест в «домашних офисах». Выстраивая жизнь вокруг семейных ценностей, люди будут стремиться проводить как можно больше времени в кругу семьи;
— снижается криминальная атмосфера в городах. Опыт показывает, что чем больше времени проводят родители со своими детьми, тем большим авторитетом для детей они обладают;
— улучшается экология жизни людей в больших городах.
Для начала развития такой прекрасной жизни необходимо…просто начать! Начать с одного района в таком большом городе как Москва, Санкт-Петербург, Киев или Рига.
Начать с архитектурного проекта микрорайона, спроектированого под этим углом зрения. С работы архитектора, который представит себя обычным жителем этого микрорайона и будет проектировать так, как будто он там живет и работает в любую погоду и в любое время года.
Начать с девелоперского проекта. С работы застройщика, который устал от отсутствия продаж безликих «коробок» кварталов премиального и эконом класса и будет строить так, как будто там живет его семья.
Начать с инициативы городских властей. С работы по привлечению средств и организации конкурсов для архитектурных и девелоперских проектов «зеленого города» и таким образом, как будто там живут дети чиновников городской администрации.
И город получит импульс к здоровому развитию! Ведь это так просто! Давайте попробуем?
Велосипеду не страшны суровые погодные условия. Копенгаген, Дания. Фотография Франца-Мишеля Мельбина @Franz-Michael S. Mellbin