В России введут обязательную маркировку велосипедов
Министерство промышленности и торговли РФ разработало проект постановления правительства, касающийся обязательной маркировки велосипедов и велосипедных рам средствами идентификации, сообщает издание ТАСС.
Согласно документу, с 1 сентября 2024 года участники рынка в России должны будут наносить средства идентификации на велосипеды и рамы перед их продажей. С этой же даты им необходимо будет передавать сведения о маркировке и реализации продукции в информационную систему, а с 1 марта 2025 года — также о ходе реализации продукции и ее выводе из оборота.
Согласно оценкам, около 1 млн велосипедов ввозится в Россию нелегально и до 2 млн — с нарушением таможенных правил, отмечается в отчете министерства. Доля нелегального оборота, по оценкам, составляет до 27,9% от всего объема рынка.
Документ опубликован на официальном портале проектов правовых актов
Однако, еще в 2019 году в постановлении Правительства РФ было указано, что целью эксперимента является проверка работоспособности механизмов системы прослеживаемости оборота велосипедов и рам, а также защита интересов производителей и потребителей.
Тогда же в постановлении был утвержден полный перечень товаров, которые подлежат маркировке. В список вошли двух- и трехколесные велосипеды, рамы, а также велосипеды с двигателем. Правительство назначило на безвозмездной основе ООО «Оператор-ЦРПТ» оператором проводимого эксперимента, участники оборота велосипедной продукции примут участие в эксперименте на добровольной основе.
Кроме того постановление 2019 года утвердило положение об эксперименте и перечень видов товаров, подлежащих маркировке, в том числе:
Кодi ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование вида товара |
8711 | Велосипеды с установленным вспомогательным двигателем, с колясками или без них |
8712 00 | Велосипеды двухколесные и прочие велосипеды (включая трехколесные велосипеды для доставки грузов) без двигателя |
8714 91 100 | Рамы велосипедов |
9503 00 100 9 | Трехколесные велосипеды |
Постановление Правительства РФ от 11.09.2019 №1183 было опубликовано 13.09.2019 года и вступит в силу 21.09.2019 года.
i Для целей применения перечня следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54) и наименованием товара.
Эксперимент по маркировке велосипедов стартовал в РФ 16 сентября 2019 года и завершился 31 мая 2020 года. За это время в системе зарегистрировались 844 компании. Результаты эксперимента были признаны успешными.
Согласно последнему проекту, участники оборота велосипедов и велосипедных рам с 1 сентября 2024 года должны наносить средства идентификации на продукцию.
Этот же срок — 1 сентября будущего года — зафиксирован в качестве срока введения обязательной маркировки в распоряжении правительства, которое устанавливает перечень товаров, подлежащих маркировке.
Кроме того, с сентября 2024 года участникам рынка необходимо будет передавать в информационную систему маркировки сведения о маркировке продукции средствами идентификации и о вводе товаров в оборот.
С 1 марта 2025 года, согласно проекту, необходимо будет также представлять в информационную систему мониторинга сведения об обороте товаров и о выводе продукции из оборота.
Запасы велосипедов и рам, которые участники рынка не успеют реализовать до 1 сентября следующего года, можно будет промаркировать до 1 января 2025 года. В сводном отчете к проекту приводятся оценки последствий реализации проекта.
В части издержек отмечается, что «инвестиции всей велосипедной отрасли, в которую входят несколько тысяч участников оборота, составят не более 0,5 млрд рублей».
В отчете также отмечается, что, по информации профильных отраслевых объединений, потребность российского рынка велосипедов составляет в среднем до 4,3 млн единиц в год, из которых 30-34% производятся с различной степенью локализации на российских заводах, а остальные — импортируются (в основном — из стран Юго-Восточной Азии).
«По экспертной оценке, более 1 млн велосипедов в год ввозится на территорию Российской Федерации нелегально, а также до 2 млн единиц в год — с нарушением таможенных процедур через территорию стран — членов ЕАЭС.
По аналитической оценке НИУ ВШЭ, основанной на данных Росстата, доля нелегального оборота в периодах 2017-2020 гг. составляет до 27,9% от общего объема оборота велотоваров на территории РФ, при этом в структуре реализации преобладают небольшие магазины (55-58%), через которые реализуется основной объем контрафакта», — говорится в отчете.
.