Выбор модели велосипеда
Если с выбором типа велосипеда мы
определились, то настала пора выбирать конкретную модель. Для этого надо
более пристально изучить детали. В буквальном смысле — детали
конструкции выбранного нами типа велосипеда.
Рама велосипеда.
Пожалуй, основная деталь велосипеда — рама. Впрочем, это очевидно
для каждого, кто видел велосипед хоть раз. Это ведь самая большая
деталь! Самая большая и… самая тяжелая. Поскольку приводить
велосипед в движение нам предстоит с помощью своих сил, а не
лошадиных, эта характеристика имеет едва ли не решающее значение. Вес
определяется материалом рамы. Наиболее популярные варианты:
легированная сталь (HighTen), алюминий, титан и углепластик (карбон).
—
легированная сталь. Поскольку в последнее время для
легирования используется в основном сплав CroMo, такие рамы часто
называют просто хром-молибденовыми. Для этих рам характерна высокая
прочность, гибкость, что немаловажно для обработки ею неровностей
дороги при движении, высокая ремонтопригодность. Но, к сожалению, они и
наиболее тяжелые. Впрочем их вес для многих может \»перевесить\» другая
важная характеристика – цена. В отличие от веса, она у них наиболее
низкая.
—
алюминий. В последнее время рамы из алюминиевых сплавов
приобрели наибольшую популярность. Эти рамы значительно легче стальных,
имеют высокую прочность и жесткость. Но при этом у алюминия хуже
усталостные характеристики. В отличие от стали, при превышении порога
усталости металла такие рамы разрушаются внезапно даже при
незначительном воздействии. Распространены две серии алюминия – 7000 и
6000. Первый вариант жестче, но и тяжелее. Зато второй, как водится,
дороже. В целом, алюминий наиболее популярный материал для рам среднего
ценового диапазона.
—
титан. Превосходный материал для велосипедных рам. Имеет
высокую прочность по сравнению со сталью и алюминием, что позволяет
изготавливать легкие рамы, а также высокую даже по сравнению с
алюминием коррозионную стойкость. Но, к сожалению, этот материал
предъявляет высокие требования к технологии производства и, как
следствие, рамы из него имеют высокую цену. Титан используется для
изготовления рам дорогих, как правило, спортивных велосипедов.
—
углепластик. Это композитный материал: основа из углеволокна
заливается пластиком. Материал отличается высокой легкостью и
прочностью на излом, но при этом боится точечных ударов. Материал
требует применения высоких технологий при изготовлении рам.
Естественно, рамы из него дороги.
\»Оборудование\» или \»навеска\».
Строго говоря, этот термин можно употребить по отношению ко всем
деталям велосипеда, кроме рамы. Дело в том, что только рама, как
правило, изготовлена производителем, чье гордое имя носит данный
велосипед. Все остальное приобретается им у специализированных
производителей и \»навешивается\» на раму. На сегодняшний день такими
производителями являются Shimano, SRAM и Campagnolo. Наиболее важными
узлами навески велосипеда являются узлы, предназначенные для передачи
вращения педалей на колеса, и механизмы переключения скоростей. Важно,
чтобы это оборудование было совместимо между собой. Производители
разбивают его на группы. Для разных типов велосипедов они выпускают
свой набор групп.
—
Shimano.
Для горных велосипедов:
Tournеу, Tournеу-15, Tournеу-22,
Tournеу-30, Tournеу-40 MegaRange, Altus, Acera-X, Alivio, STX, STX-RC,
Deore, Deore LX, Deore XT, XTR
Для шоссейных: 2200, Sora, Tiagra,105 и 105SC, Ultegra, Dura-Ace
—
SRAM.
Для горных велосипедов: X.3, X.4, X.5, X.7, X.9, X.0, X.X
Для шоссейных: Rival, Force, Red
Группы приведены по возрастанию качества и, соответственно, цены.
Чтобы сориентироваться по цене, можно отметить, что стоимость полного
комплекта Altus несколько выше 100 долларов, а XTR — лишь немного не
дотягивает до 2000. Соответственно, Altus, Turney – группы,
предназначенные скорей для езды по дороге, чем вне ее, а XTR – для
профессионалов.
Тормоза.
Тормоза можно классифицировать по 2 признакам: приводу тормоза
(тросик или гидравлика) и механизму торможения (ободные и дисковые).
Из названия ясно, что у ободных тормозов (V-brake) деталью, о которую
осуществляется торможение, является обод колеса, а у дисковых
(disk-brake) – специальный диск на его оси. Естественно, гидравлические
дисковые тормоза позволяют лучше всего управлять торможением. Вообще,
дисковые тормоза более надежны в сырую погоду, их проще регулировать.
Ободные, использующие тросик, легче, проще и дешевле, чем
гидравлические. К ним легко найти запчасти, легко их установить и
отрегулировать. Зато контролировать силу торможения сложней, чем при
использовании гидравлических тормозов. Тросик постепенно растягивается,
механизм загрязняется, что вызывает необходимость чаще их разбирать,
регулировать и смазывать. Гидравлическая система герметична и,
следовательно, защищена от попадания грязи по своей сути. Но за это
приходится дорого платить – от 300-400 долларов. Есть, впрочем, еще и
гибрид — механогидравлические тормоза. Привод до колодок осуществляется
механическим способом, а вот их сжатие – уже гидравликой. Такие тормоза
сочетают достоинства и недостатки двух предыдущих типов.
Вот теперь мы немного разобрались в том, из чего состоит велосипед,
и как это влияет на одну из основных его характеристик — цену. Можно
более-менее осознано поговорить с продавцом, а, значит, пора
отправляться в магазин… Или все же почитать еще — о выборе
интересующего нас типа велосипедов. Тут ведь есть свои нюансы, которые
полезно знать заранее.