Велосипедный рейтинг российских городов
В 2021 году КБ Strelka вместе с сервисом Delivery Club составили велосипедный рейтинг российских городов. Картина получилась грустная, но поучительная.
Сперва несколько слов о рейтингах как таковых. В мировой практике это не новость, хотя ни один из этих рейтингов не идеален. Даже самый известный Copenhagenize Index, который начиная с 2011 года выходит раз в два года. Например, жителям Нидерландов не нравится, что на протяжении многих лет возглавляет этот хит-парад Копенгаген — по понятным причинам они видят в этом предвзятость. Датчане берут в свой рейтинг только города с долей поездок больше 2% и анализируют по 13 критериям, присваивая за каждый от 0 до 4 баллов. Среди критериев есть и не вполне велосипедные, например, меры по успокоению автомобильного трафика. В нашем российском исследовании критериев всего шесть, методика тоже далеко небесспорна, но это все допустимые издержки. Главное — системный подход и выводы.
Ниже — фото из разных городов России:
![](https://cdni-vm.servicecdn.ru/2020.09/original/1200_5f5104ff82682c223dadda59.jpg)
Велодорожки в центре Москвы
![](https://velodoma.ru/wp-content/uploads/5/5/3/553633edd07258e7ac270b084a518932.jpeg)
Уфа
Если международные рейтинги показывают нам города-чемпионы, с которых хочется брать пример, то это исследование говорит о том, что даже в лучших городах России на самом деле всё очень плохо. Например, Уфа попала на первую строчку благодаря протяженности велоинфраструктуры, но никто не оценивал ее качество и релевантность улицам, где она расположена. В Волгограде, получившем высшую оценку за безопасность в 2020 году зарегистрировано 32 ДТП с велосипедами (а регистрируют только те, где есть серьезно пострадавшие), включая одно со смертельным исходом. Короче говоря, здесь нет городов-победителей, а только те, кто худо-бедно плетется в хвосте мирового тренда на велосипедизацию.
То, что в России велотранспорт развит слабо, не то чтобы новость. Но это первый случай, когда-то то взялся свести информацию воедино и представить ее наглядно и нарядно. И сразу становится ясно, что дело не только в нехватке велодорожек, а в подходе городов к их созданию.
Исследование объясняет то, что принято списывать на злонамеренность велосипедистов — относительно небольшой трафик на велоинфраструктуре (“Вот построили дорожки, а по ним никто не ездит!”) и толпы велосипедов на тротуарах (“Сколько ни строй им велодорожки, они все равно лезут на тротуар!”). 88% велоинфраструктуры не совпадает с популярными веломаршрутами — вот где корень проблем!
Чиновники строят велодорожки не там, где они нужны, а где их появление не будет провоцировать недовольство защитников прав автомобилистов. При этом на востребованные улицы приходится львиная доля ДТП — эти улицы по-прежнему опасны, поэтому не приходится удивляться велосипедистам на тротуарах, они просто не хотят умирать.
Еще один важный вывод — не так важны велодорожки, как их пересечения с проезжей частью. 30% ДТП происходит на перекрестках и еще 27% на пешеходных переходах. Эти цифры передают пламенный привет московским временным велополосам, которые обрываются на каждом перекрестке, а также велодорожкам на тротуарах по всей России. Чиновники пока не предложили никакого иного решения проблемы, кроме злополучного спешивания. Велоперекрестки и велопереезды остаются экзотикой, хотя цифры показывают, что хорошо бы с них и начинать, это куда важнее погонных метров краски на тротуарах и автобусных полос, зачем-то приравненных к велоинфраструктуре.
дядя Вова: «Из своей практики скажу что велодорожки в России делают для того что бы по ним ходили бабушки, дедушки и мамы с колясками, а велосипедисты ездили по тротуарам и авто магистралям, если бы наше чиновники хоть немного занимались спортом и любили кататься на велосипедах, то в России активно строились вело дорожки, как например в Финляндии, Швеции, Германии и по всей Европе».
![](https://sun9-55.userapi.com/impg/1gvsLulpstR7ufKtMGf_XrIjnqFTPvO-_KyOuA/aAAKwvS9bP8.jpg?size=1508x818&quality=95&sign=30ae7c0fa3bd56ae8db103396d2edef4&type=album)
![](https://sun9-79.userapi.com/impg/gkpzJoSlWJTsi9jCLDqYrlURI6HmHEpq9zoQvQ/y_Qe2EesFdQ.jpg?size=1524x778&quality=95&sign=9563e4a5d2e2b91b5906e875f5fb5dac&type=album)
![](https://sun9-42.userapi.com/impg/lq7OWFwqD2MQMdFf5OEqvYq8f5PITMG-Y9Ie8A/yzWPLEGb5j8.jpg?size=1538x770&quality=95&sign=1bcaa519c82db46c0c8e027bd1a95c07&type=album)
Исследование КБ Strelka и Delivery Club задумано как пособие для чиновников и активистов — это вообще лучше, что в нем есть. Авторы не дадут вам исчерпывающий ответ на вопрос, как сделать наши города велосипедными. Но показывают, с чего начать, чтобы однажды рейтинг велогородов России вызвал не стыд и печаль, а гордость.
Полное исследование вы найдете по ссылке.