Город, здоровье, экология

Европейская велодекларация

Еврокомиссия приняла первую Европейскую велодекларацию. В ней подчеркивается, что велосипед — это устойчивый, доступный и полезный для здоровья вид транспорта, который приносит значительную экономическую выгоду Европейскому союзу.

Во главе с Бельгией шесть стран ЕС подписали “Европейскую велосипедную декларацию” во Всемирный день велосипеда 2022 года, призывая Европейскую комиссию разработать “надлежащий план действий на уровне ЕС” для определения приоритетов велосипедного движения.

Декларация, подписанная министрами транспорта Австрии, Дании, Ирландии, Люксембурга и Нидерландов, призывает Европейскую комиссию “разработать и внедрить стратегическую политику в области велосипедного спорта на уровне ЕС”, основанную на Стратегии ЕС в области велосипедного спорта, которую ECF разработала в 2017 году вместе со своими партнерами.

Велодекларация содержит 8 принципов и 36 обязательств по обеспечению безопасности и удобства езды на велосипедах, среди которых: создание связных сетей велодорог в городах, организация мест хранения велосипедов и зарядных станций для электровелосипедов, а также строительство «велохайвеев», соединяющих города между собой и с сельскими районами.

В плане поставлена ключевая цель удвоить уровень велосипедного движения во всех странах к 2030 году и разработать национальные стратегии велосипедного движения для всех стран-участниц. ECF сыграл ключевую роль в разработке нескольких частей этого плана и продолжает взаимодействовать с правительствами в целях содействия продолжению инвестиций в велосипедную инфраструктуру.

В декларации подчеркивается необходимость всеобъемлющей велосипедной стратегии на уровне ЕС.

Езда на велосипеде постепенно становится частью политики повышения мобильности на европейском и национальном уровнях. Но без всеобъемлющей стратегии ЕС эта политика не будет интегрирована в более широкое видение ЕС и его амбиции по приоритизации велосипедного движения в своей климатической стратегии, особенно в достижении целей по сокращению выбросов CO2.

Например, езда на велосипеде занимает видное место в новой системе городской мобильности Европейской комиссии, и городам, представляющим городские узлы TEN-T, необходимо будет увеличить долю велосипедных перевозок в своих планах устойчивой городской мобильности.

Езда на велосипеде также включена в предлагаемый пересмотр Директивы об энергоэффективности зданий, который направлен на регулирование большего количества парковок для велосипедов в жилых и нежилых зданиях.

Комментируя принятие декларации, комиссар по транспорту ЕС Адина Вэлеан отметила: «Безопасность является необходимым условием для популяризации езды на велосипеде, так как в данный момент в ЕС велосипедисты составляют 9% от количества погибших в ДТП». Еврокомиссия также считает, что декларация поможет стимулировать создание рабочих мест.

Принятие велодекларации стало итогом лоббистской работы Европейской федерации велосипедистов. Ранее страны ЕС, а также Россия, подписали Общеевропейский генеральный план развития велосипедного движения.