Город, здоровье, экология

Зона ультранизких выбросов: опыт Лондона

В Лондоне в очередной раз расширили зону ультранизких выбросов, известную как ULEZ (UltraLow Emission Zone) — с августа она охватывает весь город.

Фото: CNN.

С августа 2023 года, чтобы ездить по Лондону на автомобиле, который не соответствует стандартам (все машины старше 2006-го, а дизельные старше 2015 года, придется платить 12,5 фунтов в сутки. Получается накладно.

ULEZ основал еще 2008 году бывший мэр Борис Джонсон, но настоящую силу проект набрал при нынешнем градоначальнике Саддике Хане.

Bloomberg пишет, что для него это отчасти личное — у мэра в 43 года была диагностирована астма. Но дело, конечно, не только в этом: по оценкам директора НКО Sustrans Джеймса Клитона, из-за плохого воздуха в Лондоне каждый год преждевременно умирают четыре тысячи человек.

Противники ULEZ. Фото: Victoria Jones/PA Wire.

Противники ULEZ. Фото: Victoria Jones/PA Wire.

Расширение ULEZ стало поводом для множества политических распрей. У Хана даже возник конфликт с коллегами по Лейбористской партии. А премьер Руши Сунак, который принадлежит к консерваторам, вообще заявил, что он в этом вопросе поддерживает автомобилистов (точнее, тех из них, кто против новых правил). Зато статистика на стороне мэра — количество CO2 в лондонском воздухе последние действительно идет на спад и это связывают именно с ULEZ.

Содержание СО2 в воздухе в центре Лондона.

В районах на окраине Лондона, которые теперь попали в ULEZ, воздух хуже, чем в центре. Но и зависимость от автомобилей у людей там выше. Поэтому многие были против новых ограничений. Местные власти этих районов даже пытались оспорить решение мэра в суде, но без успеха. Тем не менее, ULEZ остаётся спорной темой. Вот два основных аргумента противников.

Удар по коммерческим перевозкам

В Лондоне мало личных автомобилей на дизеле, другое дело коммерческие перевозки — там таких 90% и, если брать новые районы, то половина из них стандартам ULEZ не соответствует. Предприниматели забили тревогу — мол, дополнительные расходы приведут к повышению цен. Мэр в ответ обещает расширить программу замены автомобилей на более экологичные — можно сдать старую машину и получить 2-7 тысяч фунтов на покупку новой. До сих пор программа работала успешно — по ней лондонцы уже обновили 15 тысяч транспортных средств.

Нет разумной альтернативы

Жители районов на окраине Лондона больше зависят от своих автомобилей — просто потому, что других вариантов быстро добраться до нужного места у них нет.  Если в центре практически все люди имеют остановку общественного транспорта в пешей доступности, то на окраинах такая роскошь доступна не везде. У мэра на это тоже есть ответ — он обещает дополнительные вложения в развитие ОТ, в том числе новую сеть маршрутов, курсирующих на периферии, под названием Superloop.

Из-за плохого воздуха многие ездят по Лондону на велосипеде в респираторах. Фото: GETTY IMAGES.

Прямой связи между расширением  с велотранспортом ULEZ, но НКО, которые занимаются велосипедной темой, это решение приветствуют. Во-первых, есть шанс, что кто-то из горожан, отказавшись от слишком дорогих поездок на автомобиле, решит попробовать велосипед. А во-вторых, чистый воздух — сам по себе хороший  аргумент в пользу велосипеда.

За результатами лондонского эксперимента следят и в других странах. Мэры Боготы, Монреаля и Милана тоже подумывают о введении программ наподобие ULEZ.