Техничка

Давление в колесах велосипеда

Давление в колесах велосипеда в существенной степени определяет его поведение на дороге или в условиях бездорожья.

При этом давление — параметр, который проще всего менять: достаточно подкачать или спустить колесо. Понимание того, какое давление в колесах оптимально в каждом конкретном случае, позволит подстроиться под веломаршрут и проехать его максимально комфортно или быстро.

Две главные части велосипеда — это рама и колеса. Велосипед контактирует с поверхностью покрышками. Они влияют на накат и управляемость велосипеда и, как следствие, на комфорт и безопасность велосипедиста. Заменой покрышек можно кардинально поменять поведение велосипеда, но даже простейшая операция — изменение давления в колесах — серьезно влияет на поездку.

Как измеряется давление в колесах

В современных велосипедных покрышках давление измеряется в двух разных единицах: PSI и bar.

PSI (Pounds per Square Inch) — фунт (фунт-сила) на квадратный дюйм (фунт/кв. дюйм) — это стандартное международное измерение давления в покрышке. Оно показывает уровень давления и напряжения (вызванного воздухом) под давлением в трубе, такой как велосипедная или автомобильная покрышка.

Альтернативное метрическое измерение, которое вы можете часто увидеть — это bar (бар) — единица измерения давления примерно равная одной атмосфере. Один бар равен 100000 Pa (Паскаль) или 100 kPa, иногда используется и такая маркировка.

Bar/PSI — связанные единицы. Для перевода PSI в bar значение в ней умножатся на 0,0685. При обратном переводе нужно разделить количество bar на 0,0685, и вы получите PSI.

Таким образом:

  • более высокий PSI (большее давление) — более жесткая покрышка;
  • более низкий PSI (меньшее давление) — более мягкая и податливая покрышка.

Маркировка покрышек

Все покрышки маркируются, на них наносится штатное расчетное давление — рабочий диапазон давления в покрышке с точки зрения производителя. В маркировке, как правило, используются единицы PSI, иногда bar, а иногда все три основные единицы.

Пример маркировки: Inflate to 40-65 PSI (2.8-4.5 bar/280-450 kPa).

Зависимость давления в колесах от типа велосипеда

Давление в колесах велосипедов зависит от типа велосипеда и варьируется от порядка 0.2-0.3 bar (5 PSI) до 13 bar (200 PSI). Самое маленькое давление типично для фэтбайков с широкой резиной (3-4″), самое высокое давление — для велосипедов участников гонок на треке.

В большинстве справочных материалов на эту тему вы прочитаете, что для разных типов велосипедов оптимально разное давление. Наиболее распространенные цифры давления в колесах будут выглядеть примерно так:

Горный велосипед:

  • переднее колесо: 36 PSI (2.5 bar);
  • заднее колесо: 38 PSI (2.6 bar).

Шоссейный велосипед:

  • переднее колесо: 90 PSI (6.2 bar);
  • заднее колесо: 93 PSI (6.4 bar).

Гравел, велокросс, городской, гибрид:

  • переднее колесо: 50 PSI (3.4 bar);
  • заднее колесо: 55 PSI (3.8 bar).

Это продвинутый вариант рекомендаций, с указанием разного давления для передних и задних колес. Подобные рекомендации могут выступать только как самый общий ориентир для людей, купивших свой первый велосипед.

На практике ситуация сложнее, велосипеды в рамках каждой группы могут очень сильно отличаться. Горный велосипед может оснащаться как гладкой резиной шириной 1.8-2», так и агрессивной резиной 2.2-2.5». Рекомендованное давление может отличаться в полтора раза, например, 60 PSI для гладкой и 40 PSI для шипастой резины. С другой стороны, на гравеле и горном велосипеде сейчас можно использовать очень близкие покрышки, с одинаковым рабочим давлением. Так что все эти классификации — условность, нужно смотреть на конкретные покрышки.

Что определяет давление в колесах

Как было упомянуто выше, давление в колесах определяет поведение велосипеда. От давления в покрышках зависит очень многое. Два главных параметра:

  • качество сцепления колеса с дорогой — управляемость;
  • сопротивление качения — накат.

Как правило, для улучшения наката нужно увеличивать давление в колесах, для улучшения сцепления — уменьшать. Естественно, перекачивать или недокачивать колеса тоже не нужно, про это расскажем ниже.

Поэтому рекомендуется накачивать колеса в соответствии с тем, как вы планируете кататься и какие цели преследуете. Для поездки по максимально ровной поверхности, такой как асфальт, нужно накачивать колеса максимально плотно (для ваших покрышек). Сложные дороги, тропинки, песок требуют максимально мягких покрышек.

От давления в колесах также зависит комфорт во время езды. Уменьшая давление, вы увеличиваете свой комфорт, как правило, за счет падения скорости.

Оптимальное давление

Давление в колесах подбирается с учетом планируемой поездки, прежде всего особенностей дороги. Также на него влияют и дополнительные параметры, например, вес велосипедиста. Для людей с весом 50 и 100 кг одинаковые покрышки качаются по-разному. Чем человек тяжелее, тем плотнее их нужно качать. 

Если планируется перевозка багажа на велосипеде, то плотность дополнительно увеличивается.

Для расчета оптимального давления существуют различные онлайн-калькуляторы. Ниже приведем пример англоязычного калькулятора давления от компании SRAM. Он ориентирован на их колеса ZIPP, но ситуация с другими колесами ничем не отличается.

Онлайн-калькулятор

Прежде всего нужно задать единицы, которые вы хотите использовать: кг/фунты и PSI/bar.

Далее нужно задать вес велосипедиста, стиль катания (от поездок по шоссе до поездок на фэтбайке) и характеристики колес велосипеда (ширина передней и задней покрышки, параметры обода). Если вам сложно задать все на английском, можно воспользоваться переводчиком в браузере. Для поиска альтернативных калькуляторов задайте в поиске «bike tire pressure calculator».

Изменение давления в колесах

Самый простой способ понять влияние давления на поведение велосипеда — эксперимент. Накачайте покрышки максимально плотно и прокатитесь несколько километров, далее спустите немного колесо и прокатитесь еще. За несколько изменений давления вы поймете, как оно влияет на велосипед. В идеале подобный эксперимент нужно провести несколько раз на разных дорожных покрытиях.

Далее можно попробовать менять давление в ходе поездки. Если ожидается длительный кусок асфальта или дороги с твердым покрытием, накачайте колеса максимально. Для сложных условий и плохих дорог — приспустите.

Экспериментируя с давлением в колесах, нужно понимать, что перекачка часто дает обратный от ожидаемого, а именно ухудшает накат. Недокачка в свою очередь не делает велосипед более управляемым. Так что действуйте осмысленно.

Смена покрышек — самая простая, недорогая и при этом самая эффективная модификация велосипеда. Покатавшись и поняв, как давление влияет на поездку, можно подумать о смене покрышек или покупки второго комплекта резины.

Велосипеды изначально комплектуются универсальными покрышками под абстрактные средние условия поездок. На практике достаточно быстро формируется свой стиль поездок и под него можно выбрать соответствующую резину. Если вы больше катаетесь по асфальту и твердой поверхности — выбирайте гладкую резину, ориентированную на более высокое давление в колесах. Если ваш выбор — бездорожье, то подойдет более мягкая шипастая резина. Для разных сезонов также оптимальна разная резина со своим давлением в колесах.

Давление больше или меньше заданных производителем значений

Рабочее давление для покрышек — это рекомендации. В некоторых случаях можно их не придерживаться, но нужно понимать риски подобной эксплуатации велосипеда. В случае недокачки главный риск связан с тем, что при ударе покрышка его не отработает и он достигнет обода. Это может привести к серьезному повреждению колеса. При более слабом ударе может произойти пробой камеры, так называемый «змеиный укус» — повреждение колеса, когда при слишком низком давлении покрышка сплющивается до обода и рёбра обода пробивают в камере два отверстия. Результат по внешнему виду напоминает укус змеи. Также недокаченная покрышка может слететь с колеса.

В случае перекачки покрышка может разорваться от избыточного давления или на ней вылезет «грыжа», чаще такое бывает на старых покрышках. При сильном ударе в случае перекачки также есть риски повреждения колеса.

Давление при камерной и бескамерной установке колес

Все большое распространение получает бескамерная установка покрышек на велосипед. На специальные обода бескамерные покрышки ставятся без камеры, далее конструкция герметизируется.

Кроме уменьшения веса колеса, такая установка покрышек позволяет использовать более низкие давления в колесах без возникновения проблем, упомянутых выше.

У такой установки покрышек есть и недостаток — ремонт подобного колеса в полевых условиях затруднителен.

Давление в колесе и велонасосы

Говоря о давлении в колесах, нельзя пройти мимо ассортимента, возможностей и выбора велонасосов. Без хорошего насоса экспериментировать с давлением в покрышках вашего велосипеда невозможно.

Велонасосы классифицируются несколькими способами:

  • Стационарные или портативные. Портативные предполагают перевозку с собой в велопоездке.
  • Ручные/ножные или электрические. Наряду с традиционными типами насосов, когда качать нужно было вручную (или вножную), появились насосы с электроприводом. Электронасосы бывают как стационарные, так и портативные.

Также все более популярной становится накачка колес велосипеда с помощью баллонов со сжатым газом, такие насосы заменяют портативный насос. Насос может быть оснащен манометром для измерения давления. У каждого насоса есть ключевой параметр — максимальное давление, до которого он позволяет накачать колесо. От типа и класса насоса зависит удобство накачки.

ВАЖНО! Насосом, ориентированным на плотную накачку покрышек шоссейного велосипеда, накачать резину фэтбайка очень сложно. Насосом для фэтбайка накачать 6-8 bar просто не получится.

Разные насосы также требуют разных усилий. Качественным стационарным насосом можно легко накачать шоссейный велосипед до 8-10 bar, получить подобное давление даже качественным портативным насосом очень непросто и потребует много усилий. Проще говоря, если на портативном насосе написано, что он позволяет накачать до 10 bar, это еще не означает, что вам удастся подобное осуществить.

Если вы хотите осмысленно управлять давлением в колесах, то вам нужно иметь как минимум один насос с манометром. Для более-менее точного измерения давления на ощупь нужен опыт, с незнакомой резиной определить давление в колесах наобум практически невозможно.

Резюме

Изменение давления в колесах — самый простой способ поменять поведение вашего велосипеда, причем иногда достаточно существенно. Кроме насоса и понимания, как давление влияет на поездку, для этого ничего не нужно. Эксперименты с давлением расширят границы понимания возможностей вашего велосипеда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *