Велотуризм

Велопоход. Как подготовиться, проехать трек и вернуться домой.

Вы собираетесь в велопоход. На выходные, в ближайший лес, с одной ночёвкой, или на несколько месяцев в другую страну. Существуют правила, которые надо соблюдать в странствии любого масштаба. Ведь путешествие заканчивается, только, когда вы целый и невредимый возвращаетесь в точку его старта.

Любой поход начинается дома за компьютером. Пьем чай и разрабатываем маршрут. От количества выпитых чашек зависит, насколько хорошо пройдёт активная часть трека.

Начните с километража и направления. Сколько вы можете проехать за световой день. А сколько хотите? Это зависит от стиля вашей езды. Я могу проехать около 100 километров в день по асфальту со средним грузом, по грунтам примерно 40-50 км. Разбейте ваш трек на участки, учтите рельеф, тип покрытия и погодные условия. Кажется, что по асфальту можно сделать и 160 километров в день, но если температура переваливает за +40 градусов, или наоборот, вас поливает, как из ведра, это расстояние существенно сократится.

Используйте навигатор. Я давно продал свой железный гармин, и пользуюсь несколькими навигаторами в смартфоне. Один показывает трек, другой места ночевок, третий магазины. Универсального решения нет, поэтому разный софт дополняет друг друга. Не забудьте про переводчик, загрузите словари заранее. Вдруг интернета не будет.

Стоит хорошо подумать об электропитании. Как минимум у вас есть передний фонарь и смартфон, а ещё могут быть фото-видеокамера, задний габарит, электронная читалка и наушники. Я беру в поездки повербанк на 30000 мАч, хватает надолго. Если летите в самолёте, обязательно перевозите любой повербанк в ручной клади, из багажа его могут достать сотрудники аэропорта.

Точки старта и финиша. Удобно ли вам стартовать из этого места, а как быть с обратной дорогой после окончания велочасти. Вдруг у вас радиалка. Чем больше вопросов, тем лучше подготовка.

Заброска на трек. Машина, автобус, поезд, корабль, самолёт. При перевозке велосипеда надо учитывать как вы будете его упаковывать, сколько стоит перевозка, есть ли свободные места для багажа, и безопасно ли это для вашего транспорта.

По России я пользуюсь поездами, за рубежом самолётами. В поездах есть багажные купе, в электричках ещё проще, в скоростных поездах так себе, вдруг повезет, и вам откроют дежурный тамбур, а если нет. Попробуйте перевезти карбоновый велосипед в мягком чехле в самолёте, в каком состоянии он приедет на старт?

Объём и вес снаряжения. Лучше взять меньше, чем лишнее. Я видел человека, который возил в поход выходного дня железную банку с болтами, молоток, мотки проволоки и разводной ключ. И это не весь его “ремнабор”.

Не надо перегружать себя, каждый грамм веса отнимает силы. А если это авиаперелёт с платным багажом, то ещё и деньги. В 21 веке оборудование весит всё меньше, одежда из хорошей синтетики, палатка с сеткой, надувной коврик, титановая посуда. Стоит один раз потратить деньги на хорошее снаряжение, чтобы потом экономить силы и средства.

Сделайте список снаряжения в электронной таблице. Особенно, если поход групповой, так можно хорошо распределить вес между членами команды. Кому котелок, кому пилу, а кому палатку, если вы парочка. Таблицу можно расшарить и сохранить на будущее, потом просто править к другому походу.

Рассчитайте бюджет. Даже для похода на одну ночь. Вдруг на станции электрички нет кассы, а в локальном хозмаге отключили свет и рассчитывают только бумажками. Карты тоже надо брать, интернет есть почти везде. Если это зарубежная поездка — ваш вариант доллары. Их обменивают и принимают во всех странах мира.

Готовьте велосипед зимой, если вы катаетесь только в теплое время года. А вообще лучше всегда держите его в хорошем состоянии, чтобы не бегать в начале сезона по сервисам с большой очередью.

Возите ремнабор, минимум насос, заплатки, жгуты, если у вас бескамерки. Кусок троса и выжимка лишними не будут. Конечно мультитул, без него вообще никуда. Если летите за рубеж — спрячьте все железки в багаж, в Индии у меня отобрали мультитул для велосипеда и рулон скотча. Опасно!

Аптечка. Тут всё зависит от вас. Есть базовые вещи, бинт, антисептик, пластыри. Добавьте ваши личные лекарства и следите за их сроком годности. Пройдите курсы первой помощи, они есть в каждом регионе на базе Красного креста или МЧС. Пусть никогда не пригодится, а вдруг спасёте чью-то жизнь.

Изучите местность, которую собираетесь посетить. Это относится к первому пункту, где я говорил про рельеф и тип дорог. Но также надо знать культурные особенности, можно ли ходить в шортах, показывать большой палец и фотографировать женщин? Это относится не только к зарубежью, ведь Россия — многонациональная страна.

На треке.

Вы приехали и поехали. Следуйте маршруту, но делайте поправки, при планировании карты могут устареть. Вдруг на пути новая скоростная трасса, или мост через реку сломан. Заодно на стадии планирования сделайте несколько точек схода. Причина, да любая. Критическая поломка велосипеда, травма, болезнь, извержение вулкана. Тут вы вспомните, что не зря напились чаю месяц назад.

Стоянка. Если она запланирована и вы успели приехать в нужную точку — отлично. Если нет, смотрите на карте ваши отметки запасных точек стоянки. Это также стоит сделать, ну вы поняли, за чаем.

Что касается времени приезда на ночёвку в темное время суток. При должной подготовке это допустимо. Я часто выбираюсь на последней электричке из города в пятницу, чтобы в субботу стартовать засветло. И конечно приезжаю в лес уже затемно. Палатка ставится за 4 минуты. За это время вскипает вода на горелке. Сублиматы, чай, печенье, шоколадка. Полчаса максимум и спать.

Ещё удобнее ночевать в городах, когда вы бронируете жильё, или активно его ищете и быстро находите. Для кого-то этот стиль не подходит, но я вас уверяю, что после нескольких дней педалирования под проливным дождём, вы легко променяете палатку на кровать и горячий душ. Стоит заранее посмотреть гостиницы, хостелы и гостевые дома на карте.

Безопасность. Что может быть плохого. Враг велосипедиста номер один — бетоновозы и прочие грузовые машины. Психологически некомфортно, да и небезопасно на узкой дороге. Если это просёлочная дорога, то могут встретиться всякие животные, змеи, медведи, кабаны. Всё зависит от региона и сезона.

В индии меня несколько раз предупреждали, что ночью ходят тигры. Поэтому я не задерживался на трассе после сумерек. Люди тоже порой опасны, но чем дальше вы находитесь от большого их скопления, тем проще. Даже в глухих деревнях я не встречал агрессии местных жителей.

Политика также может подпортить вам поездку, но опять же хороших и понимающих людей в мире гораздо больше, чем тех, кто смотрит новости по телевизору. В Иране меня часто спрашивали про особую обстановку в России, я сразу, в лоб, говорил, не надо об этом, пожалуйста. Люди тут же извинялись и меняли тему.

Поездка и трек должны приносить удовольствие. Хотя часто в походе тяжело, физически и психологически. Когда трудно, хочется всё бросить, сесть на ближайший поезд и вернуться домой. В этом нет ничего стыдного. Не нравится — не катите. Но всё же лучше настраивать себя на позитив, ведь утром взойдёт солнце, вы приедете на чудесный берег реки или моря, отдохнете и скажете себе — какой я молодец, что не сдался.

Трек завершается. Но поход ещё нет. Вернулись домой, поваляйтесь пару дней на кровати. Напишите отчет, отсортируйте фото, смонтируйте видео. Полезно будет во-первых для вас, чтобы через много лет вспомнить как всё было. И это бесценная информация для ваших друзей и коллег по колесу, которые хотят прокатиться как вы, но не знают что их там ждёт.

За время велостранствий я написал пару десятков отчетов и снял примерно столько же видеофильмов. Пусть просмотров у этих творений не так много, как у топ-блогеров, но мне чертовски нравится писать и снимать. И я точно знаю, что кто-то поехал по моим следам, а кто-то просто порадовался, что этот чувак съездил далеко и вернулся живой и здоровый.

Михаил Кобзарь. Велотурист и путешественник.

https://taplink.cc/mkobzar

Обсудить тему

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *