Велотуризм

Там, где начинается Урал.

11.07.2003 

Москва провожала нас отчаянным ливнем. Дождь безумствовал уже час. Водосточные трубы не справлялись с натиском стихии, и потоки воды просто низвергались Ниагарой с крыш. Стартовать в дождь – хорошая примета. За 15 минут до отправления поезда кто-то на небесах все же решил, что нам хватит воды, и прикрыл кран…

Месяц нервотрепки, беготни по магазинам и фирмам, спорам по снаряжению и питанию закончился. Наконец- то мы в поезде, и наконец-то поезд тронулся. И уж коль нас везут, сами мы можем присесть и перекусить. Уже разложив на купейном столике яблоки да помидоры, порезав хлеб и разлив по кружкам стартовые 50 грамм, выясняем, что Андрей, чей туристический авторитет непререкаем, забыл ложку! При нашем более чем скудном пайке данная новость приводит в трудно скрываемый восторг остальных участников команды. И пока один заливает печальную, а остальные отмечают приятную новость, немного о команде. Нас трое, не считая велосипедов.
Андрей Шевелев. Спасатель Вологодского отделения МЧС. Обладает уникальной выживаемостью в любых условиях. Горник. Мы, конечно, можем посчитать, кто из нас двоих имеет больший походный опыт. Но лучше я ему сразу отдам пальму первенства. Мы знаем друг друга уже лет 20. Периодически у нас возникали совместные идеи, но до реализации дело не доходило. Разные города, разные туристические специализации, разные финансовые возможности. И, конечно, при относительно равном опыте совершенно разный подход к организации и проведению сложных походов. Как-то мы уживемся в нынешнем почти четырехнедельном путешествии.

Константин Никишин. Туристический опыт не велик, но… Несколько лет назад толи он попросился, толи я сам пригласил его с собой на пару недель в Хибины. Пусть тот поход и был несложный, но с моим характером и его хватило бы, чтобы через неделю нам по какому-нибудь пустяку «сцепиться». Однако не переругались. Более того — сложилась Команда. А эта экспедиция задумывалась нами уже совместно. И почти всю гигантскую рутинную работу по подготовке нынешней экспедиции выполнил он. При этом он же возглавил и фронт не верящих в успех нашего мероприятия. В этом весь Костя.

Николай Солин. Это я. Ну,… о себе я уже все сказал, рассказывая о Косте и Андрее. Можно лишь добавить, что ко всему прочему я нахально присвоил себе право поруководить экспедицией.

12.07.2003 «О, сколько нам открытий чудных Готовит…» А.С. Пушкин

Команда из уст руководства, то бишь моих уст узнает о надвигающемся голоде. Еще на этапе теоретической подготовки к походу я подсчитал стартовый вес и объем необходимого снаряжения. Полученным числам ужаснулся, просчитал заново – прослезился, и понял, что у нас есть лишь 2 варианта. Первый. Взять все, что требует теория, и быть погребенными заживо под своим же хламом еще на подступах к Ярославскому вокзалу.
При этом восторжествует Костин пессимизм, а этого я никак допустить не мог. Второй вариант был не намного жизнерадостнее первого, но позволял красиво покинуть Москву и тихо усохнуть где-нибудь в тундрах – вдали от человеческих глаз. Взяв на вооружение знаменитую фразу товарища Сухова — «Уж лучше помучиться», — я остановился на втором варианте и уменьшил продуктовую раскладку ровно в два раза. Об этом и было доложено команде сегодня утром, когда поезд полным ходом мчался на север, и выпрыгивать было поздно. Андрей, обладая большим опытом, сразу же вновь залез на полку спать – нагуливать жирок, пока не поздно. Костя же достал все свои рыболовные причиндалы и принялся ваять из крючков, ниток и куриных перьев гигантских мушек. Наши с Андреем заявления, что в Заполярье акулы не водятся, Костя в расчет принимать не стал. При этом оба участника, один во сне, а другой в перьях, потребовали от руководства подробно показать наш маршрут на карте. А потому пора немного рассказать и о задачах экспедиции.

Задача наша проста, как подседельный штырь. Успеть со всем нашим имуществом сойти с поезда на разъезде «110 км» ветки «Сейда – Лабытнанги» (время стоянки 1 минута). За 12 дней, двигаясь все время на север, доехать, дойти, доползти как минимум до самой первой горы Уральского хребта – Константинова Камня, и как максимум до Карского моря. За следующие 12 дней выбраться вновь к железной дороге (либо Воркута (Европа), либо Лабытнанги (Азия), либо снова «110 км» (15 км восточнее границы Европа – Азия)). Предполагаемая протяженность маршрута – 500-600 км. Дороги – первые 35 км – насыпная гравийная, все остальные километры – вездеходные дороги, оленьи ворги и просто тундры. Перевалы (переходы из одной долины в другую) – 1-2 в день. Населенные пункты – оленьи стойбища, но это как фишка ляжет – стада постоянно кочуют…

13.07.2003

Разъезд «110 км». Выгружают нас из поезда всем вагоном. За 2 с половиной дня пути все перезнакомились. Особенно в этом преуспел Андрей. Ему даже проводница из соседнего вагона ложку свою на память подарила. На велосипеды садиться не торопимся. Даем поезду уехать, дабы не позориться перед пассажирами. С таким весом на багажнике велосипеда и рюкзаком на спине никто из нас еще не ездил. Андрей первым загружает себя и свой велосипед рюкзаками и делает пробный заезд. Мы с Костей, глядя на его вензеля по железнодорожной насыпи, чуть со смеху не попадали, хоть впору и плакать было.
Андрей же, проехав метров сто, вернулся пешком, и сказал все, что он думает о предстоящем путешествии… Однако, минут через 15 тренировок, перекладываний рюкзаков и баулов, бестолковых советов друг другу и дружного хохота все кое-как приспособились к велосипедам, и поселок мы покидали уже уверенно. Средняя скорость по спидометру 10-12 км/час. Снега нынче пугающе много. Лежит он не только в горах, но и в низинах, вдоль дороги. А, значит, и броды через реки и ручьи, которых в этих краях не счесть, могут быть тяжелыми. Еще на этапе подготовки я просил Андрея, как специалиста по переправам, подготовить к походу соответствующее снаряжение. Первый брод уже через 3 км после старта. Не все так страшно. Воды больше среднего. Но переходим приток Пайпудыны каждый самостоятельно, без дополнительных страховок, в два приема – сначала баулы (велорюкзаки), затем велосипеды с наплечными рюкзаками. Брод получается долгим. В остальном все замечательно. Через час после старта, отъехав от разъезда 8 км, ставим лагерь в зарослях карликовой березки на берегу Пайпудыны. Костя борется со спутниковым телефоном, мы с Андреем топчемся вокруг них. Результатов уже полчаса никаких. Телефон замечательно «видит» спутник, но получает от него лишь одну заколдованную фразу – «Неверная позиция». В итоге, отшутившись по поводу «позиции», бросаем затею связаться с Москвой, и начинаем заниматься ужином. Управиться с гречкой да салом нам не мешают никакие позиции. Уже после ужина, около 1 часа ночи, Костя уходит на первую рыбалку, а Андрей полез на гребень Пайпудынского хребта попробовать связаться с Москвой сверху. Мы еще полны надежд. Комаров много, но все к ним относятся философски. Погода же стоит на грани. На северном небосклоне солнце (2 часа ночи, полярное лето), и освещает оно на юге черно-фиолетовые тучи. Кто победит?

14.07.2003

Каждый раз, залезая в палатку, заносишь в нее на одежде два-три десятка комаров. К моменту сна палатка набивается полчищами комаров, но нынче полярный день, и за 5-10 минут ты от непрошенных гостей избавляешься, размазывая их по стенкам палатки. Вечерние выходы Андрея на гребень и Кости на реку ни к чему не привели. Связи с Москвой нет, рыбы пока тоже нет – в общем, неверная у нас позиция. Сегодня первые 25 км пути по насыпной дороге. Строили ее в 30-х годах, но позже забросили. Во многих местах дорога размыта, и промоины эти с хороший овраг будут. Через каждые 10-15 минут приходится останавливаться и на руках таскать велосипеды через эти овраги. По многим промоинам текут глубокие ручьи. На одном из этих бесконечных объездов Андрей решил взять брод сходу, а он оказался глубиной по руль велосипеда. И застрял наш Андрей ровно посередине гигантской лужи. Залил все сапоги, но велосипед не уронил. На фоне нескольких часов нудной и рутинной работы данный инцидент, конечно, нам с Костей доставил несколько веселых минут. Андрей почему-то наш восторг не разделил. Минут 30 ушло на переупаковку вещей и переодевания, а через несколько минут прокалывает колесо Костя. Теряем еще минут15. Так потихоньку начинаем отставать от графика. На броде через Пайпудыну останавливаемся на обед. Воды много, река разлита, но течение небольшое. По велокомпьютеру пройдено 24 км. Все заметно устали. Позже Андрей признается, что к обеду он совсем вымотался. Но еда его «восстановила». После обеда он рванул вперед, но на одном из бесконечных подъемов «ломается» Костя и начинает безнадежно отставать. Андрей, как может, помогает ему на подъемах. Начиная с обеда, мы двигаемся уже по вездеходной дороге. В 20-00, пройдя за день 33 км, встаем на ночлег. Все настолько устали, что установка лагеря в нарушение всех правил начинается с 50 граммов спирта. Еще в шесть вечера начался дождь. К 20 часам он набрал силу. Небо все затянуто низкими тучами, ветра почти нет, и, похоже, дождь не на один день. Связи с Москвой нет, рыбы тоже нет, зато навалом снега на склонах хребтов да полчища комаров в этом пропитанном водой мире… Надо пойти заняться ужином, не то раскиснешь в этом мокром царстве.

15.07.2003

Всю ночь и все утро хлестал без перерыва дождь, но к моменту выхода на маршрут затих. К несчастью, легче не стало. Дорога пропитана водой, Безнадежно скользко и вязко. Любой, даже незаметный, подъем превращается в непреодолимое препятствие. Проще просто катить велосипеды по тундре. Не пройдя за полчаса и километра, окончательно сворачиваем с дороги и по старой оленьей ворге уезжаем к реке. Но и тут нас на много не хватило. Вся Пайпудына в наледях и снежных пробках, между ними со склонов текут десятки ручьев, превращая берега в сплошное болото. Остается только спешиться и двигаться вперед пешком, толкая перегруженные велосипеды по чавкающей грязи. Кошмар. Это всего лишь третий день пути. А что же будет севернее. Но не все в этот день было совсем уж безнадежно. Костя, наконец-то, поймал первую рыбу! И пусть только одну, но и она вселила в нас надежду, что совсем голодать не придется. На одной из многочисленных разведок Андрей руками поймал птенца куропатки – теплого и пушистого. После недолгих сомнений птенец был отпущен. К середине дня ветер начал рвать тучи и проглянуло солнце. В течение всего дня Андрей впереди. Видно, что быстро входит в форму. Косте лучше, но он все еще отстает. Да и мне день сегодня дался тяжело. Днем Костя, как ответственный за состояние техники, обнаружил, что на заднем колесе велосипеда Андрея сильно ослабли спицы. Дабы не терять время, просто заменили колесо запасным. Ближе к вечеру на одном из спусков уже я пробил переднее колесо. Обидно, так как это был , пожалуй единственный приличный участок для езды за сегодняшний день. Ребята уже укатили вперед, менять камеру мне не хотелось, так как до остановки на ночлег оставалось минут пятнадцать, и я просто прошел пешком этот километр. Не смотря на снег, дождь и холод, комаров – море. Постоянно в накомарниках. При этом за 15-20 минут комары все равно плотной стеной набиваются между лицом и сеткой, звенят в ушах и при дыхании попадают в рот и нос. Какое-то время давишь их прямо в сетке об лицо. Но рано или поздно все же приходится останавливаться и вытряхивать это комариное кладбище. По показаниям велокомпьютера прошли за день 15 километров.

Велосипеды – «STARK TAСTIС» без переделок и доработок.

Сайт автора http://www.solin.ru/index.htm