Обзор шведского футуристического велосипеда Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева
Представляем вашему вниманию необычный по конструкции и дизайну и важный для велоистории шведский велосипед Itera. Этот футуристического вида аппарат изготовлен в Швеции в 1983 году и имеет довольно интересную и поучительную историю…
Шведский пластмассовый велосипед Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
В конце 1977 года руководство знаменитого шведского автомобильного концерна Volvo, располагавшегося в городе Гетеборге, приняло решение о разработке мини-автомобиля. В конструкции этого автомобильчика предполагалось использовать комплектующие из пластмасс, в связи с чем были начаты исследовательские и экспериментальные работы по поиску различных рецептур для органических материалов, имеющих нужные для конструкторов свойства. В 1978 году родилась идея разработать и пластиковый велосипед. В октябре 1978 года Шведский национальньный совет по техническому развитию (Swedish National Board for Technical Development) выдал грант в размере 54000 шведских крон на создание прототипа пластикового велосипеда. В феврале 1980 года правлению Государственного банка был продемонстрирован готовый прототип пластикового велосипеда, после чего банк предоставил кредит в размере 6 млн. шведских крон на организацию производства. В марте 1980 года для проектирования, производства и продажи велосипедов из композитных материалов была организована компания Itera Development Center AB.
В сентябре 1981 года состоялась презентация первых серийных велосипедов, на которую были приглашены представители велосипедной индустрии и пресса. Пластиковые велосипеды позиционировались, как «народные», так как разрабатывались на кредит Государственного Банка, а их розничная стоимость должна была быть очень невысокой. Осенью 1981 года в ходе опроса более 100000 шведов заявили, что они заинтересованы в покупке «народного велосипеда». Общенациональная реклама была запланирована на весну 1982 года. В феврале 1982 года началось серийное производство велосипедов Itera. Велосипеды продавались в разобранном виде в коробке, с необходимыми для сборки инструментами. Выпускались 2 модели – Standart и Sport, отличающиеся посадкой, рулем и задней частью рамы.
Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Также для велосипедов продавались аксессуары – детское кресло-багажник, багажные ящики, щитки для зашиты платья от попадания спицы и т.п. Большое внимание, что традиционно для компании Volvo, было уделено безопасности велосипедиста на дороге – велосипеды имели светоотражающие полосы на спицах колес, задней части рам, а также штатное светооборудование – фару и задний фонарь.
Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Против всех ожиданий, продажи были медленными, и средства массовой информации потеряли интерес к теме, что еще более замедлило реализацию продукта. Кроме того, было получено много жалоб на то, что в некоторых сборочных комплектах не хватало деталей, что тоже повлияло на спад покупательского спроса. Следующий, 1983 год оказался для компании еще менее удачным — в магазинах громоздились коробки с нераспроданными велосипедами. От покупателей последовали рекламации и возвраты – даже в небольших авариях пластмассовые элементы ломались. Получить замену было не просто, так как детали велосипедов разных серий не подходили друг к другу. Проект был на грани провала… В 1983 году для проведения национального пятидневного соревнования по спортивному ориентированию было приобретено 1000 велосипедов Itera. Они сдавались в аренду участникам, которых приглашали купить их после конкурса. Все эти велосипеды были проданы, что показывало, что спрос на рынке все же существовал, но было уже слишком поздно.. Рекламные кампании и снижение цен не спасли проект и в 1985 году производство было свернуто. За три с половиной года было произведено около 30 000 велосипедов Itera. Остатки нераспроданных в Швеции партий были проданы в страны Карибского региона, где они стали популярными, поскольку не боялись ржавчины, буквально пожиравшей металлические велосипеды из-за специфики местного климата.
Да наших дней сохранилось не так много пластиковых велосипедов Itera – пластмасса разлагается под воздействием ультрафиолета, так что хранившиеся под открытым небом велосипеды давно уже попали на свалку.
В коллекции Веломузея Андрея Мятиева хранится 2 экземпляра таких велосипедов – немного разнящихся по комплектации. Также в коллекции имеются интересные документы, имеющие отношение к этим велосипедам – техпаспорта, рекламные проспекты и журнальные статьи тех времен.
Для организации выставки Веломузей ищет спонсоров и партнеров! Просим распространять информацию!