Главная

Обзор шведского футуристического велосипеда Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева

Представляем вашему вниманию необычный по конструкции и дизайну и важный для велоистории шведский велосипед Itera. Этот футуристического вида аппарат изготовлен в Швеции в 1983 году и имеет довольно интересную и поучительную историю…

Шведский пластмассовый велосипед Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Шведский пластмассовый велосипед Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В конце 1977 года руководство знаменитого шведского автомобильного концерна Volvo, располагавшегося в городе Гетеборге, приняло решение о разработке мини-автомобиля. В конструкции этого автомобильчика предполагалось использовать комплектующие из пластмасс, в связи с чем были начаты исследовательские и экспериментальные работы по поиску различных рецептур для органических материалов, имеющих нужные для конструкторов свойства. В 1978 году родилась идея разработать и пластиковый велосипед. В октябре 1978 года Шведский национальньный совет по техническому развитию (Swedish National Board for Technical Development) выдал грант в размере 54000 шведских крон на создание прототипа пластикового велосипеда. В феврале 1980 года правлению Государственного банка был продемонстрирован готовый прототип пластикового велосипеда, после чего банк предоставил кредит в размере 6 млн. шведских крон на организацию производства. В марте 1980 года для проектирования, производства и продажи велосипедов из композитных материалов была организована компания Itera Development Center AB.

В сентябре 1981 года состоялась презентация первых серийных велосипедов, на которую были приглашены представители велосипедной индустрии и пресса. Пластиковые велосипеды позиционировались, как «народные», так как разрабатывались на кредит Государственного Банка, а их розничная стоимость должна была быть очень невысокой. Осенью 1981 года в ходе опроса более 100000 шведов заявили, что они заинтересованы в покупке «народного велосипеда». Общенациональная реклама была запланирована на весну 1982 года. В феврале 1982 года началось серийное производство велосипедов Itera. Велосипеды продавались в разобранном виде в коробке, с необходимыми для сборки инструментами. Выпускались 2 модели – Standart и Sport, отличающиеся посадкой, рулем и задней частью рамы.

Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Также для велосипедов продавались аксессуары – детское кресло-багажник, багажные ящики, щитки для зашиты платья от попадания спицы и т.п. Большое внимание, что традиционно для компании Volvo, было уделено безопасности велосипедиста на дороге – велосипеды имели светоотражающие полосы на спицах колес, задней части рам, а также штатное светооборудование – фару и задний фонарь.

Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Страница из рекламного проспекта велосипедов Itera 1983 года — из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Против всех ожиданий, продажи были медленными, и средства массовой информации потеряли интерес к теме, что еще более замедлило реализацию продукта. Кроме того, было получено много жалоб на то, что в некоторых сборочных комплектах не хватало деталей, что тоже повлияло на спад покупательского спроса. Следующий, 1983 год оказался для компании еще менее удачным — в магазинах громоздились коробки с нераспроданными велосипедами. От покупателей последовали рекламации и возвраты – даже в небольших авариях пластмассовые элементы ломались. Получить замену было не просто, так как детали велосипедов разных серий не подходили друг к другу. Проект был на грани провала… В 1983 году для проведения национального пятидневного соревнования по спортивному ориентированию было приобретено 1000 велосипедов Itera. Они сдавались в аренду участникам, которых приглашали купить их после конкурса. Все эти велосипеды были проданы, что показывало, что спрос на рынке все же существовал, но было уже слишком поздно.. Рекламные кампании и снижение цен не спасли проект и в 1985 году производство было свернуто. За три с половиной года было произведено около 30 000 велосипедов Itera. Остатки нераспроданных в Швеции партий были проданы в страны Карибского региона, где они стали популярными, поскольку не боялись ржавчины, буквально пожиравшей металлические велосипеды из-за специфики местного климата.

Шведский пластмассовый велосипед Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шведский пластмассовый велосипед Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Шведский пластмассовый велосипед Itera 1983 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Да наших дней сохранилось не так много пластиковых велосипедов Itera – пластмасса разлагается под воздействием ультрафиолета, так что хранившиеся под открытым небом велосипеды давно уже попали на свалку.

В коллекции Веломузея Андрея Мятиева хранится 2 экземпляра таких велосипедов – немного разнящихся по комплектации. Также в коллекции имеются интересные документы, имеющие отношение к этим велосипедам – техпаспорта, рекламные проспекты и журнальные статьи тех времен.

Обсудить на форуме

Для организации выставки Веломузей ищет спонсоров и партнеров! Просим распространять информацию!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *