Тенденции развития горных велосипедов в 2024 году
Велострана.ru пытается заглянуть в будущее и посмотреть, в каких направлениях будут развиваться дизайн и технологии горных велосипедов. Пока эти тенденции можно проследить по велосипедам ведущих гонщиков, но то, что сегодня внедряется в топовом сегменте, постепенно будет появляться и в других.
Больше электронных компонентов
Велосипеды и дальше продолжат обрастать электроникой: переключатели скоростей, датчики скорости, крутящего момента, мощности и т.д.
Умные компоненты позволят контролировать и оптимизировать езду. Интеграция с мобильными устройствами станет более распространенной, что позволит управлять всеми функциями и отслеживать свои показатели.
Одна из самых удивительных технологий, связанных с электронникой: автоматическая система контроля над подвеской. В качестве примера такой системы, можно посмотреть на Flight Attendant от компании RockShox.
Впервые разработка была представлена в 2021 году. В июне 2023 года ее можно было увидеть на двухподвесе Scott Spark, на котором Нино Шуртер проходил один из этапов Кубка мира. Наряду с ней развивались аналогичные системы от SR Suntour и Fox.
В чем суть технологии электронного контроля над подвеской: при помощи сенсоров, расположенных на шатунах, вилке и заднем амортизаторе, система автоматически меняет настройки демпферов под условия рельефа.
Стандартные режимы для спуска, подъема и педалирования дополняются различными пользовательскими настройками, делающими амортизацию максимально эффективной. Нет сомнений в том, что в 2024 году электронные системы контроля получат дальнейшее распространение.
Модуль управления Flight Attendant на вилке
Новые технологии привода и подвески
После десятилетий доминирования стандартной цепной трансмиссии, появляются все новые альтернативы ей. Например, механическая велосипедная трансмиссия с автоматическим переключением скоростей. Однако, пока она далека от полноценного внедрения.
В ноябре 2023 года был опубликован патент на систему автоматической трансмиссии для велосипеда. Его автор, Хейвен Мерсер, считает, что эта разработка может стать альтернативой привычной трасмиссии с переключателями и манетками. Разбираемся, в чем суть новой технологии.
Цепная велосипедная трансмиссия не сильно менялась в последние десятилетия. Звезды становились больше, расширялся диапазон скоростей, появилось электронное переключение без тросов, но суть работы осталась прежней. Чтобы перебросить цепь на другую звезду, например, перед подъемом в горку, велосипедисту нужно нажать на рычаг на руле, который подаст сигнал переключателю.
Инженеры давно думают о создании системы, которая бы переключала скорости, не отвлекая внимание райдера. Автомат, почти как на автомобиле. И кажется, изобретателю-энтузиасту Хейвену Мерсеру удалось это сделать. Он создал прототип автоматической велосипедной трансмиссии. На видео, опубликованном на канале Innovative Engineering LLC, можно увидеть, как она работает.
А вот двухподвесы с high-pivot технологией подвески можно увидеть уже сейчас. В 2024 году их появится еще больше. High-pivot (или высокий шарнир) позволяет заднему колесу более точно отрабатывать крупные неровности даже на большой скорости. А дополнительный верхний ролик компенсирует изменения в натяжении цепи при прохождении препятствий.
Помимо увеличения скорости и комфорта гонщика, такая технология увеличивает вес велосипеда, добавляет больше изнашиваемых деталей, которым требуется обслуживание, поэтому о ее целесообразности пока ведутся споры.
High-pivot на велосипеде Trek