Интриги. Скандалы. Расследования.

Голландцы придумали невероятный велошлем, но его тут же запретили

Рустам Имамов сообщает, что в велоспорте запретили новый инновационный шлем.

Велосипедист в инновационном шлеме Visma TT5. Фото Global Look Press

Спорт вновь выступает против технологий.

Велоспорт, пожалуй, самый технологичный из всех видов спорта, включенный в программу Олимпийских игр — сравнится с ним в этом плане может разве что бобслей. Мастерство механика для результата важно едва ли не меньше, чем велогонщика, как и плавность работы байка. Технологии идут вперед, и с каждым годом велосипеды становятся все легче и быстрее.

Научный прогресс влияет и на экипировку спортсменов. Так недавно голландская команда Visma представила миру инновационный шлем с улучшенной аэродинамикой. Он сразу же стал объектом для шуток, однако UCI увидела в необычной экипировке угрозу и тут же ее запретила. Может ли в реальности новый шлем давать весомое преимущество в спорте?

Странного вида велошлем озадачил UCI

Международный союз велосипедистов (UCI) с большим скепсисом относится к любого рода нововведениям в своем виде спорта. Организация уже запрещала новые виды трансмиссий и строения рам, аэродинамические полоски на одежде.

Теперь же UCI взялся за инновации велосипедного шлема. Под запрет попали аэродинамические элементы на головном уборе спортсмена. В UCI сослались на пункт регламента, запрещающий использование второстепенных компонентов экипировки, которые не предназначены исключительно для целей безопасности. Поводом для таких мер стало появление велосипедистов команды Visma в гонках Тиррено — Адриатико и Париж — Ницца в необычном шлеме TT5 предельно вытянутой формы. При этом союз не утверждает, что решение окончательное, и берет паузу для дальнейших исследований.

Текущий запрет на супершлем на стартах под эгидой UCI будет введен со 2 апреля 2024 года на ограниченный срок (правда, непонятно, какой именно). А в будущем UCI намерен пересмотреть свои правила по конструкции и использованию шлемов на соревнованиях из-за тенденции в их дизайне в пользу аэродинамического преимущества и в ущерб безопасности гонщика в случае падения. То есть вопрос не только в том, что шлем особой формы напрямую влияет на результаты в гонке (что еще предстоит доказать в рамках исследований).

Проблема в том, что подобный элемент экипировки может не выполнять в должной мере свою первичную функцию — собственно, защиту велосипедиста в нештатной ситуации. Велоспорт и так один из самых травматичных видов спорта, ни одна веломногодневка не обходится без массовых завалов. Так что опасения UCI касательно безопасности объяснимы.

Новый шлем никак не повлиял на результат

Другое дело, что в Visma восприняли этот запрет с иронией. Над командой и так до этого иронизировали касательно внешнего вида шлема. Одного из лидеров клуба датчанина Йонаса Вингегора тут же окрестили охотником на драконов за сходство с образами скандинавских викингов. Другие же пользователи Сети, наоборот, отмечали чрезмерно футуристический вид экипировки Visma и сравнивали со шлемом Дарта Вейдера из «Звездных войн». Были как те, кому подобный дизайн понравился, но нашлось и немало критиков. Но главным был, конечно, не внешний вид. «Мы полностью переосмыслили динамику шлема, — рассказывал затем немецкий спортивный директор Visma Пауль Мартенс. — То, что мы сделали, — это настоящий прорыв в индустрии».

Трудно сказать, связано это с новой экипировкой или нет, но по факту в двух гонках, где спортсмены Visma выступали в новых шлемах, их результаты, откровенно говоря, не впечатляли. Но повод ли это отказаться от новаций? К слову, Visma уже не в первый раз идет на такие эксперименты — еще в 2020 году причудливой формы шлем носил на «Тур де Франс» словенец Примож Роглич.

Аэродинамика и правда играет для велоспорта ключевую роль. Научно доказано, что почти 80 процентов энергии спортсмена уходит на преодоление сопротивления воздуха. Причем чем быстрее велогонщик едет, тем с большим сопротивлением сталкивается. Поэтому производители костюмов стараются делать их более обтекаемыми, максимально уменьшать количество швов и размещать их таким образом, чтобы не увеличивать поверхностное трение.

Фото Global Look Press

Главным «технологическим допингом» были гидрокостюмы в плавании

Велоэкипировка сейчас играет не менее важную роль, чем сам велосипед. Так, согласно одному из исследований, обтягивающая велосипедная одежда по сравнению с ветровкой дает на расстоянии 40 километров преимущество в 91 секунду. Приличный разрыв для профессионального спорта. Правильный аэродинамический шлем даст вам преимущество в минуту с лишним. Если новая форма шлема позволит сбросить хотя бы 10-15 секунд на таком расстоянии — это уже будет повод говорить пусть о локальной, но революции.

Правила Международного союза велосипедистов запрещают кардинально менять конструкцию самого велосипеда и добавлять детали исключительно с целью улучшения аэродинамики. Однако касательно одежды ограничения не столь строгие, поэтому производители экипировки постоянно ее совершенствуют, тестируя в аэродинамической трубе. Кроме того, работа идет над структурой рамы (ее пытаются сделать все легче), руля и колес. Особенно важны покрышки.

Прорыв дали композитные материалы — они изменили многие виды спорта, от легкой атлетики (где появились современные эластичные шесты для прыжков) до плавания. Гидрокостюмы в плавании и бум рекордов — это отдельная тема. Мировой спорт едва ли знает более странный старт, нежели чемпионат мира по водным видам спорта 2009 года.

В римском бассейне за полторы недели побили 43 мировых рекорда. Причину таких аномальных результатов видели в костюме из эластана-нейлона и полиуретана. В итоге Международная федерация плавания признала его «технологическим допингом». Но результаты ЧМ-2009 никто не отменял, и уже 20 рекордов из 43 успели перебить без гидрокостюмов. И есть ощущение, что на этом человечество не остановится.

Сколько бы ни говорили ученые о том, что мы достигли потолка физических возможностей homo sapiens, наш биологический вид еще способен удивлять.

Рустам Имамов