Анонсы гонок (XC, XCO, XCM)

Презентация маршрута «Дагестан: Перевальный взлёт»

Обновлена презентация маршрута «Дагестан: Перевальный взлёт» от «Russia bikepacking» для путешествий и велогонок с самообеспечением. Обновлены треки и метки. Финиш маршрута будет в Дербенте в хостеле, чтобы была возможность отдохнуть и привести себя в порядок.

Согласно методике спортивного туризма, полный маршрут классифицируется 4 категорией сложности из 6 имеющихся! Поэтому к подготовке стоит отнестись СЕРЬЁЗНО!

В 2024 году в целях популяризации маршрута будет проводиться велозаезд с самообеспечением со стартом 23 сентября в 05:00. 

Будет проходить в двух дисциплинах:
— полный маршрут 830 км (ПМ-830);
— сокращённый маршрут 630 км (СМ-630).

Участвовать можно СОЛО или ДУЭТом.

1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ:

Протяжённость Полный/Сокращённый: 830/630 км
Набор высоты Полный/Сокращённый: в районе 19000/14000 м
Сброс высоты Полный/Сокращённый: в районе 19000/14000 м
Асфальт: треть маршрута
Без покрытия: две трети маршрута
Световой день: 13 часов 30 минут
Начало сумерек: 05 часов 00 минут
Конец сумерек: 18 часов 30 минут

2. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Маршрут целиком и полностью проходит по Республике Дагестан. Охватывает разные покрытия, что в техническом плане не даёт скучать участникам.
Маршрут захватывает разные природные зоны Республики, поэтому в визуальном плане скучать тоже не придётся.
Маршрут проложен таким образом, чтобы большинство самых известных достопримечательностей Республики находились в шаговой доступности (Сулакский каньон, водопад Тобот, Карадахская теснина, Сулакский водопад, Гамсутль). По разнообразию пейзажей маршрут точно никого не оставит равнодушным!

Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-2
Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-2-2
Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-2-3

3. ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Биологические:

Собаки-волкодавы
Главная опасность на маршруте. Она присутствует на протяжении всего маршрута, независимо от погоды. На треке обозначены места возможного нападения собак:
Метка «Кош» — пастушье хозяйство, где могут быть или есть псы, но при разведке не было случая прямой агрессии собаки в адрес велосипедиста. Другими словами, псы либо сидели на цепи, либо не проявляли интерес, и не были замечены.
Метка «Псы» — места, где собаки ходят без привязи, и где были зафиксированы случаи прямой агрессии собак в адрес велосипедиста.
Важно! К этим обеим меткам стоит отнестись с особым вниманием! Там, где при разведке не было зафиксировано агрессии собак, не гарантирует отсутствия псов и их агрессии во время заезда. Также, собаки могут быть и в других местах без меток на треке. Настоятельно советуем посмотреть наше видео о встречах собак и велосипедистов https://youtu.be/9lvqjy9DOfg а также советуем иметь при себе средства защиты.

Змеи, паукообразные и прочее
В Дагестане водятся очень опасные пресмыкающиеся, такие как Гюрза и пр. Также в данном регионе водятся различные виды ядовитых паукообразных: Каракурт, Тарантул, Сольпуга и пр.
Основной ареал обитания – район бархана Сарыкум. В остальных местах вероятность встречи резко понижается, но не пропадает совсем. Стоит быть предельно внимательным, смотреть под ноги, закрывать всегда палатку, обувь держать в палатке, либо проверять внутренность (вытряхивать) перед обувкой.
Есть клещи!

Дикие животные
Раз есть собаки-волкодавы, значит есть и волки. А также медведи, кабаны, шакалы, лисицы и пр. Особое внимание необходимо уделять при проезде по лесным дорогам. Дикие животные не ищут встречи с человеком, поэтому лучше всего обозначить своё присутствие громким разговором, песнями, свистом (можно использовать судейский свисток). Также, рекомендуем прочитать книгу С. Корытина «Человек и медведь» (по запросу можем выслать в формате pdf).

Климатические и природные факторы:

Гроза
Довольно частое явление на Кавказе, что обусловлено его географическим положением. В горах является большой опасностью потому, что человек, находясь на высоте, попадает в сферу грозовых разрядов. Удар молнии в скальные породы и даже гром могут быть причиной сильного колебания воздуха и вызывать камнепады. Кроме опасности поражения молнией, гроза в горах может сопровождаться снежной бурей, градом или дождем. Чтобы узнать, на каком расстоянии происходят грозовые разряды, надо подсчитать промежуток между блеском молнии и громом. Известно, что движение звуковых волн происходит со скоростью 340 м в 1 с. Количество секунд умножают на 340, результат — расстояние от места грозового разряда в метрах. Чаще всего молнии в горах ударяют в выступающие точки — скальные пики, находящиеся выше других, гребни, где есть породы с содержанием хотя бы небольшого процента железа. При приближении грозы необходимо спуститься с возвышенного места в укрытие на 10 -15 м в безопасное место, которое послужит защитой от прямого попадания молнией; все металлические вещи отнести на расстояние не ближе чем 10 м, сесть, опустив голову, обняв руками колени. При этом положить под сидение и ноги сухое снаряжение, не касаться руками скал и грунта.

Дождь
Дождь сам по себе не несёт особой опасности, кроме как влияния на сцепление колёс с дорожным покрытием, но, с понижением температуры и повышением количества осадков, увеличивает возможность появления других поражающих факторов.
Мокрая одежда понижает температуру тела и, при наличии низкой температуры и ветра, может привести к переохлаждению со всеми вытекающими, вплоть до летальных. Необходимо иметь одежду от дождя (куртка, штаны, обувь, перчатки, головной убор/капюшон), также необходимо иметь сменную одежду.

Ветер
Также, как и дождь, способствует образованию камнепадов.
Часто сильный ветер присутствует в ущельях (аэротруба). Там он будет, либо попутным, либо встречным (помогает аэродинамическая позиция, использование нижнего хвата, узкого хвата, лежака).
Боковой ветер опасен на шоссе, особенно если он дует со стороны дороги (авто будет перекрывать поток ветра – качение велосипедиста пойдёт в сторону дороги, а, после проезда автомобиля, будет обратный удар).
Ещё сильный ветер крайне опасен при езде на большой скорости на спусках! При поворотах на 90 градусов из попутного или встречного ветер резко становится боковым – можно получить удар и вылететь, либо на обочину, либо на проезжую часть.
Ветер может легко сломать палатку (необходимо иметь оттяжки) или безвозвратно унести какое-либо оставленное без присмотра снаряжение.
Также ветер понижает температуру окружающей среды, что крайне опасно при и без того низких температурах и осадках (что может привести к переохлаждению тела и печальным последствиям вплоть до летальных).
Необходимо иметь защитные очки, непродуваемую одежду и утепляющий слой.

Снег
На маршруте несколько перевалов выше 2000 м. В дождливую погоду ближе к пику может идти снег или снег с дождём. В сочетании с низкой температурой, высокой влажностью и ветром может привести к переохлаждению тела и соответствующим последствиям.
Попутно может значительно ухудшать видимость.
Необходимо иметь защитные очки, непромокаемую одежду и утепляющий слой, а также фонари с белым и красным светом для обозначения себя на проезжей части.

Туман
В сочетании с дождём, ветром, высокой влажностью и низкой температурой может привести к переохлаждению тела и соответствующим последствиям.
Попутно значительно ухудшает видимость (может упасть до 5 м).
Особенно опасен на спусках – машины и животные появляются резко из ниоткуда. А также в ущельях – не видно камнепады.
Необходимо иметь защитные очки, непромокаемую одежду и утепляющий слой, а также фонари с белым и красным светом для обозначения себя на проезжей части.

Тёмное время суток
Значительно ухудшает видимость, которая критически важна в ущельях при плохой погоде и на загруженных шоссе. Необходимо иметь хорошую фару, яркий фонарик красного света, при приближении машины стоит ехать по обочине.
Также тёмное время суток опасно при встрече с дикими животными и собаками (особенно для женщин-одиночек – животные чувствуют слабый пол).
Проезд в тёмное время суток по ущельям (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец ущелья») и загруженным шоссе (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец загруженного шоссе») не рекомендуется.
Проезд на этих же участках в тёмное время суток при сильном и продолжительном дожде опасно для жизни!

Солнечная радиация
Солнце действует на человека значительно сильнее на больших высотах, чем внизу. Поэтому открытые участки тела быстро сгорают и на теле образуются ожоги. Действовать стоит на опережение. Необходимо использовать крем от загара с фактором защиты SPF 50+; использовать одежду, закрывающую кожу от прямого воздействия солнечных лучей; использовать кепку или козырёк шлема; носить солнцезащитные очки. При ожогах исключить попадание солнечных лучей на обгоревшие участки тела, охладить холодной водой, для восстановления использовать крем (не мазь!) с пантенолом.
Сочетание высокой температуры, долгого нахождения под солнечными лучами (без тени), одежды, закрывающей большую часть тела и физической активности, может привести к тепловому удару (перегреву организма). Последствия могут быть крайне негативными: от слабости до летального исхода. Чтобы избежать последствий, необходимо пить достаточное количество воды/изотоника, регулярно обливаться холодной водой и смачивать ей одежду, в случае необходимости переждать пик жары в тени.
От солнечного удара необходимо носить головной убор, в нашем случае помогает велосипедный шлем.

Горная река
На маршруте будет несколько простейших переправ (отмечены метками «Брод»), преодолеваемых в седле или пешком. Глубина ниже колена, ширина 2-5 м, скорость течения 0.5 м/сек. При затяжных ливневых дождях уровень воды может повышаться, и сложность переправ может увеличиться. В таком случае, провести разведку брода: найти широкое и мелкое место в реке. Велосипед нести над водой, держа его относительно себя ниже по течению (в случае падения, велосипед вас не накроет). Либо использовать велосипед как ещё одну точку опоры, установив его параллельно потоку. В противном случае воздержаться от самостоятельного прохождения и прибегнуть к сторонней помощи. Оказавшись в горном потоке, следует сбросить с себя рюкзак, удержаться в положении на груди и стремиться приблизиться к берегу, камню, дереву, чтобы задержаться.

Камнепад
На маршруте регулярно встречаются дороги с отвесными скалами. В дождливую погоду опасность камнепадов резко повышается (от мелких камней до обвалов скальных пород в несколько тонн). Необходимо визуально мониторить отвесные склоны скал при проезде.
Проезд в светлое время суток по ущельям в сильный и продолжительный дождь (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец ущелья») не рекомендуется.
Проезд в светлое время суток по узким ущельям в сильный и продолжительный дождь (будут отмечены на треке метками «Начало/Конец лавинного участка»опасно для жизни!

Сель
Причиной образования селей могут быть сильные и длительные дожди. Признаками селя является быстро увеличивающийся уровень воды в реках, которая приобретает цвет грунта. Приближение селя можно определить по специфическому шуму и грохоту. Люди, оказавшиеся на пути селя, могут спастись, только уйдя с его пути на возвышенность, взобравшись по скалам вверх. Группа, попавшая в обстановку проливных дождей, должна переждать, пока они не кончатся и не сойдут сели. Бивуак следует устраивать в безопасном месте, на возвышенностях, водоразделах, там, где не грозит опасность селей и камнепадов.
Ставить лагерь, в рамках обозначенных на треке ущелий (метки «Начало/Конец ущелья»), а также двигаться там в тёмное время суток не рекомендуется.
Ставить лагерь, в рамках обозначенных на треке ущелий (метки «Начало/Конец лавинного участка»), а также двигаться по ним в тёмное время суток опасно для жизни!

Оползень
Следствие землетрясения и переувлажнения обильными осадками, а также подмыва склона.

Есть несколько признаков, позволяющих выявить активный оползень. К ним относятся:
— наличие трещин на грунте;
— «пьяный лес» — искривление стволов деревьев в одном направлении или в разных;
— бугристая поверхность склона, особенно наличие «ступенек» с небольшим обратным уклоном.
Для безопасности необходимо воздержаться от перемещения при продолжительных ливневых дождях в условиях крутых склонов.

Антропогенные факторы:

Крутые уклоны
На протяжении всего маршрута постоянно присутствуют крутые уклоны на многокилометровых спусках. Рекомендуются хорошие гидравлические тормоза.

Покрытие
Одну треть маршрута составляет асфальт. Ещё на двух третях будут дороги без покрытия, включающие: полевые дороги, грейдеры с возможной гребёнкой, грунтовки различного качества, каменистые дороги с подвижным камнем (особенно опасны на спусках). После дождя на некоторых участках возможно налипание глины на колёса.

Узкие дороги
Часто дороги без покрытия будут узкими в 1-1.5 полосы. Перед манёврами стоит мониторить наличие автомобилей спереди и сзади.

Слепые повороты
Дороги часто сопровождаются слепыми поворотами, порой с разворотами на 180 градусов. Следует быть внимательными (особенно на спусках) и двигаться по своей полосе.

Лежачие полицейские
В населённых пунктах много лежачих полицейских. Часто о них не оповещают предупреждающими знаками, и знаки стоят только по факту наличия. Бывает, знаков вообще нет. Лежачие полицейские крайне редко, но встречаются и на шоссе вне населённых пунктов.
Выглядеть могут совершенно по-разному: заводские, из асфальта пологие, реже встречаются очень грубые — короткие и высокие. Первые два варианта спокойно проезжаются ходом, а вот последний опасен для прохождения на скорости и, особенно, на жёсткой вилке, и, особенно, ночью. На шоссе не стоит терять бдительность!

Автотрафик и вождение
Хоть асфальта по маршруту прилично, но преимущественно маршрут проходит по дорогам с низким автомобильным трафиком. Дороги с высоким автотрафиком обозначены на треке метками «Начало/Конец загруженного шоссе».
Водители стараются объезжать велосипедистов на комфортной дистанции, тем не менее, редкие «гонщики», проезжающие впритирку встречаются. Необходимо быть внимательным, особенно на узких дорогах в светлое и тёмное время суток.

Человеческие факторы:

Ислам
Республика мусульманская, а значит стоит внимательно изучить некоторые обычаи. На фото памятка для туристов при посещении Ингушетии, то же самое касается и Дагестана.

Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-3
Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-3-2
Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-3-3

Дресс-код
В Дагестане присутствует дресс-код и могут, как минимум, сделать замечание за вызывающий облик. Чтобы избежать скандала, лучше заранее продумать гардероб. Не рекомендуется носить облегающие вещи. Не стоит ездить с голым торсом и в топиках.

Женщинам-участницам
К женщинам в Республике особое отношение. И некоторое поведение женщин из других регионов может быть неправильно интерпретировано. Например, были прецеденты, когда девушка-турист шла в гости к мужчине переночевать, и это воспринималось как открытость к сексуальному контакту. Или при проброске на машине были приставания со стороны местных мужчин. Не стоит идти ночевать к одиноким мужчинам, либо сразу оговаривать поведение.
Нет понимания, как отнесутся мужчины к женщине, если она будет ночевать в молебенном домике. Но думаю, что в экстренной ситуации, никто не выгонит.

PS: При всём вышеописанном. В любой части маршрута (и вообще в Республике Дагестан) вас никогда не оставят без помощи, либо предложат сами, либо помогут при обращении.

4. СНАРЯЖЕНИЕ

Обязательное:
— исправный велосипед с передним и задним тормозами;
— гаджет для спутниковой навигации и записи трека;
— средства связи (смартфон/телефон);
— фонарь-фара;
— красный задний фонарь;
— светоотражающие элементы спереди и сзади;
— спальный набор (палатка/бивик/тент, спальный мешок и пр.);
— шлем велосипедный;
— очки спортивные;
— одежда от дождя и ветра (верх и низ);
— утепляющий слой: флис или пух (верх и низ);
— запасные тормозные колодки;
— аптечка первой медицинской помощи.

Рекомендуемое:
— средства защиты от собак (спреи и пр.);
— портативный аккумулятор или динамовтулка для подзарядки гаджетов;
— набор для приготовления пищи;
— зеркало заднего вида;
— сменная одежда;
— утеплённые перчатки с длинными пальцами;
— защита ступней от дождя;
— ремнабор.

5. ТОЧКИ POI

Магазины
Работают в дневное время, преимущественно рабочий день с 08:00 до 20:00, но могут иметь и меньший дневной период работы.
Магазины представляют собой небольшие помещения со скудным ассортиментом, но всем необходимым для организации питания.
Супермаркеты – большой ассортимент товаров.
Оплата производится наличными или переводом (часто даже в маленьких магазинах есть WiFi), картами оплатить можно крайне редко — лучше иметь запас наличных денег.

Источники пополнения воды
Источников довольно много. Представляют из себя кран (метки «Вода»). Встречаются как в населённых пунктах, так и вне их. Также при молебенных домиках практически всегда в наличии. Пить воду из крупных рек категорически не рекомендуется!

Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-4

Туалеты
Есть на автозаправках, часто в наличии рядом с молебенными домиками.

Молебенные домики и женщины
На треке отмечены молебенные домики, где можно в экстренной ситуации переночевать. Главное, не превращать посещение в балаган: вести себя скромно и тихо – будут приходить люди помолиться. Нет понимания, как отнесутся мужчины к женщине, если она будет ночевать в молебенном домике. Но думаю, что в экстренной ситуации, никто не выгонит. В некоторых есть раздельные комнаты: для мужчин и женщин.

Стоянки
На треке отмечены варианты стоянок, где можно поставить палатку. На метке надо смотреть по сторонам: стоянка или съезд к ней должен быть в зоне видимости. Варианты отмечены не все.

Покрытие
Сделали отдельно метки по покрытию. Можно посмотреть по треку смену покрытий. При необходимости загрузить в навигатор. Под метками «грунт» подразумевается дорога без асфальтового покрытия: грунт, грейдер, камни

Посты
Пограничные и полицейские, где будут проверять документы. Сейчас особая ситуация в обеспечении безопасности.
В приграничной зоне документы могут проверить вообще в любой момент (полицейские наряды курсируют регулярно).

6. ТРЕКИ И МЕТКИ МАРШРУТА

На карте есть описание, фотографии, а также 2 сегмента с метками: полный маршрут и трек сокращённого маршрута.

Треки и метки можно скачать по ссылке https://mapmagic.app/map?routes=V5avqkV

7. ЛОГИСТИКА

Аэропорт находится в 30 км от Махачкалы и в 60 км от стартового городка. В 8 км от аэропорта есть жд станция Уйташ, через которую дважды в сутки идут электрички в Махачкалу. В противном случае, либо своим ходом (трек можно скачать по ссылке маршрута), либо такси.

В стартовый городок можно приехать своим ходом из Махачкалы 30 км (от жд вокзала). А можно доехать на электричке до станции Шамхал (ходит дважды в сутки) и оттуда своим ходом проехать 10 км (трек можно скачать по ссылке маршрута).

Финиш будет в Дербенте. Из Дербента в Махачкалу ходят электрички 9 раз в сутки. Из Дербента на станцию Уйташ электрички ходят дважды в сутки.

Финиш будет в «Хостел 8», где можно будет выспаться, помыться, поесть и постирать вещи. На время гонки (23-30.09.2024) нам выделят весь верхний этаж. Там две спальни с двухъярусными кроватями и 2 гостиных со столами, диванчиками и стульями. Хостел имеет закрытый дворик с навесом, где можно поставить велосипеды. А также пару столиков со скамейками для посиделок на улице — очень атмосферно и уютно!
Там же есть газовая плитка и посуда, если захочется что-то приготовить самим. Рядом есть Столовая.

Оплата проживания (700 рублей в сутки) и питания происходит за счёт участников. Ужин 30 сентября за счёт организаторов.

Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-5

ТЕМА НА ФОРУМЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ

VELOMANIA.RU— международное сообщество велосипедистов.
Tour Unite — серия длительных нон-стоп заездов с самообеспечением от Баренцева моря до Чёрного (около 7500 км).
Мел | байкпакинговая гонка — двухдневная приключенческая велосипедная гонка с самообеспечением и обязательной ночёвкой на промежуточном финише.
ВелоПитер — сообщество велосипедистов Санкт-Петербурга и России
Егор Ковальчук | Открытый мир — блог путешественника, писателя, спортсмена и тренера, Егора Ковальчука.
Malpa — индивидуальный пошив спортивной одежды и туристического снаряжения, включая байкпакинг.

Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-6
Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-6-2
Приключенческий веломаршрут от "Russia bikepacking" для путешествий и велогонок с самообеспечением.
Маршрутом может пользоваться любой желающий.-6-3