Велопутешествие Сызрань — Подвалье, Сенгилей (день 1-ый)
Я 6 лет прожил в Самаре и знаю, что такое Жигулевские горы, был там даже в заповеднике (нелегально). Между Сызранью и Ульяновском расположены такие же протяженные меловые горы с лесами, и их территория превращена в национальный парк с платным посещением. Для этого надо заполнить специальную форму на официальном сайте парка https://npsenggory.ru/permissionthepark/ и оплатить картой. При этом отдельно оплачивается проход/проезд по экотропам, а их там четыре. Я проезжал только по трем. Идти «по следам сурка» я посчитал излишним. Вся поездка укладывалась в выходные дни, но без осмотра городов. Никакого лишнего груза я с собой не брал и ночевать решил в гостинице в Сенгилее. Бронировать ее можно только по телефону за две недели до заселения. И она там одна на всю округу. По такой гористой местности будет проблематично преодолеть серьезное расстояние с грузом из палатки и спальника. Впрочем, это было проблематично и без груза. У меня с собой был только дождевик и одежда для офиса и сна в поезде/гостинице.
День 1-й. Пробег 136 км.
Я уехал на поезде Москва — Орск с самым раним прибытием в Сызрань в 7:12. Отправляется он из Москвы в 17:16, так что без отпрашивания с работы не обошлось. Погода стояла теплая. Чтобы не вспотеть перед сном, я поехал на вокзал на электричке. Впрочем зря. Эти двухэтажные купейные вагоны оказались суперсовременными. Душ был в каждом вагоне и совершенно бесплатно. Они появились буквально пару лет назад. Кроме туалета в каждом вагоне там еще и откидные спальные места. Так это диван, а откинешь спинку — диван превращается в кровать. Велосипед я сдал в багажный вагон, а под сиденье засунул только рюкзак и пакет с одеждой.
Я на неделе уже приучил себя засыпать в 10, а вставать в 5 утра. Там я встал соответственно в 6 по местному времени и успел позавтракать и сделать все дела. Прямо у вокзала стоит скульптура Родные просторы. Она олицетворяет природу самарской области. Те просторы, на которые мужчина показывает своей возлюбленной.
Никакая навигация в Сызрани не работает, надо прикрывать от дронов нефтезавод и военный аэродром. Дорогу на выезд из города я запомнил по карте. Ремонт путепровода, соединяющего вокзал с остальным городом, там будет идти до зимы. Я воспользовался временным автомобильным подъездом через столовую и локомотивное депо. Затем повернул налево и пересек железную дорогу по тоннелю. По пути еще и выпил кофе с пончиком на бензоколонке. За городом после пересечения северного обхода по трассе М-5 я увидел военный аэродром, над которым летали боевые вертолеты. Там шли учения. Через пару километров навигация наладилась. Природу самарской области действительно можно назвать родными просторами. До северного поворота Волги от вокзала нужно ехать еще 60 км по шоссе, впрочем это заняло менее 3 часов.
Одни степи и елочные посадки. За 20 км до Волги встречаются и хорошие такие леса. Уже утром чувствовалось, что жарко. Останавливаться под солнцем было некомфортно. Первое место, куда я хотел заехать, — это на гору Светёлку. Немного не доехав до Усолья, я повернул направо к поселку Волжский Утес. Дорога обогнула залив двух рек, и под конец я увидел эту гору.
Въехав в Волжский утес, я сразу свернул направо и принялся подниматься пешком по крутому склону, затем уперся в строительную площадку. Там строили канатную дорогу и какой-то комплекс. Пришлось все это хозяйство обходить по кустам и крутым склонам. Я оставил велосипед и пошел дальше без него. Вот первый вид с горы. Но это еще не лучшее, что можно увидеть. Я поднялся еще выше, обошел всю стройку и оказался у противоположного спуска прямо под канатной дорогой. Отсюда хорошо видно Куйбышевское водохранилище и залив двух рек между Волжским Утесом и Усольем.
Гора Светёлка считается началом гряды Жигулевских гор. Именно здесь река Волга поворачивает на восток и огибает обширную территорию, называемую Самарской Лукой. Следующая гора — Молодецкий Курган. Там я в свое время тоже был, но дальше к горе Светёлке дорогу преграждает широкий залив реки Усы. Подъехать сюда можно только со стороны Сызрани и пересечь реку Усу по мосту далеко от Волги, где она еще не разлилась.
Набегавшись по горе, я быстро спустился вниз и поехал назад в Усолье. Расстояние всего 10 км, но как-то тяжело я это стал воспринимать. Ноги стали ватными, в желудке бурчало. Это признаки начала гипогликемии. Я после завтрака ничего не ел, а проехал уже километров 70. Да еще и с лечебной диетой я не сделал никаких запасов гликогена на этот случай. И по пути магазинов не было. Но больше всего я страдал от теплового стресса. По прогнозу сегодня в Сызрани днем 32 градуса. А местность вся открытая, солнце палящее. При подъеме в гору пот шел ручьем. Вот только в самый полдень солнце немного скрылось за облаками. И даже от МЧС пришло штормовое предупреждение.
Я даже не стал доезжать до перекрёстка с кольцом, а свернул раньше и срезал по полю через пьяный мост. В соцсетях писали, что пьяный мост совсем размыло, там только пешком можно пройти. Но нет, уже восстановили. Я въехал в село с каких-то задворок. Первое что я хотел — это есть и пить. Но магазин был расположен дальше всех объектов. Первым был музей истории усольского края. Навигатор привел меня какими-то полузаросшими переулками между деревянных заборов. Да и сам музей располагается в деревянном доме — бывшей школе, основанной в 1874 году отцом самого Ленина, Ильей Николаевичем Ульяновым. Он был педагогом и сторонником общедоступного образования. Здесь на картине он в середине, а справа от него учитель. Эта школа для учителя была и домом. Там же располагаются жилые комнаты, на стенах висят картины местных художников и фотографии.
За 200 рублей мне не только все показали, но и провели экскурсию, без экскурсии я бы не понял что к чему. Потом меня провели в класс, дали посидеть за партой и написать гусиным пером.
В этом же классе мне показали макет усольской усадьбы, принадлежавшей графьям Орловым-Давыдовым. В дворцовый комплекс входили здание конторы, каменный флигель для управляющего, большой конный двор. Была псарня на 300 охотничьих собак, птичий двор с обученными охоте соколами и ястребами, зверинец с медведями, волками и лисами и даже парк с фонтанами.
Следует отметить, что село имеет богатую историю. Усолье Шигонского района впервые документально упоминается в 1583 году, когда Иван Грозный «за службу и радение» пожаловал село промышленнику Строганову, который организовал здесь добычу весьма дорогой тогда поваренной соли. В 1768 году Усолье перешло в собственность к фаворитам Екатерины II – братьям Орловым. Их потомкам село принадлежало вплоть до самой Революции. Соль здесь добывали из колодца как в Солигаличе, Соликамске и прочих городах, когда не было выхода к Азовскому морю. Во дворе мне показали круглый чан, в котором эту соль выпаривали.
Есть и пить очень хотелось, но магазин далеко, а все остальное близко. Так что надо терпеть. Не менее сильно мне хотелось купаться и смыть с себя пот. Вот это подходящее место.
Здесь же стоит новая деревянная церковь интересной архитектуры.
А усадьба Орловых жалкое зрелище. После Орловых там был Сельскохозяйственный техникум, потом кузница, а затем усадьба стала никому не нужна, и ее забросили.
В парке за усадьбой соорудили волейбольную площадку. Насчет где поесть выбор там небогатый. Кафе и ресторанов нет ни в одной деревне. Нет даже сетевых супермаркетов типа Пятерочки, где можно купить макароны или рис с мясом. Можно в самом большом сельмаге купить колбасу, пирожные, консервы и бананы. Воду я пил литрами. После обеда я почувствовал силы ехать дальше. А дорога шла полями по гористой местности и все также под палящим солнцем. Я только за несколько дней до поездки узнал, что будет нереальная жара не характерная для этой местности. Блокирующий антициклон накрыл обширную территорию от Краснодарского края до Перми и преградил путь холодным и влажным массам, идущим через Москву. В результате там все сохло и плавилось, а у нас все лило и смывало много дней подряд. И это прогнозировалось еще недели на две. МЧС предупредило о грозе со шквальным ветром и градом, но тучки походили, и так ничего и не выпало.
Дорога была трудной. То я спускался в глубокую балку на скорости 54 км/ч, то долго поднимался из нее со скоростью 8 км/ч. Недавно построили платную автомагистраль — северный обход Тольятти с длинным мостом через Волгу, но только собирались открывать движение. За этой эстакадой я свернул на еще более второстепенную дорогу, идущую плавно вверх по долине мимо меловых гор.
В следующей деревне Маза по карте не было никаких магазинов, но по факту он был. Я там отдыхал и отпивался под кондиционером, где мои плавящиеся мозги пришли в норму. Из разговора между покупателями и продавцом было ясно, что тяжело всем. Сам воздух снаружи горячий как из печи. А я еще проехал 106 км.
После отбивания и прохлаждения я почувствовал силы на преодоление еще одного затяжного подъема. Наверху пошли поля с перелесками до следующей глубокой балки.
Потом дорога подошла еще ближе к берегу, ныряя в глубокие впадины рек. Последний подъем из оврага я прошел пешком. Наконец, я приехал в Подвалье с главной достопримечательностью — подвальскими террасами. Время было 5 часов вечера, а пробег достиг 130 км. До финиша оставалось еще километров 50. Можно в принципе доехать, но ничего при этом не смотреть. Но не ради этого я сюда приехал. У меня назревало решение до Сенгилея доехать на такси. Отчасти это было продиктовано нехваткой времени. Если я выеду через пару часов, то могу застать темноту и неработающие магазины. Карта в ближайших окрестностях тоже ничего работающего допоздна не показывала, даже в деревне Подвалье. А в желудке было путо, и на каком топливе ехать? Но главной причиной отсутствия желания дальше ехать был тепловой стресс. Северный человек не смог бы жить в жарком климате и нормально переносить температуры 30+ долгое время. Яндекс такси там не работало, были только местные операторы доступные по телефону. Я связался в Зеленоглазым такси. После объяснений о способах перевозки велосипеда меня все же согласились отвезти через 2 часа. А пока я собрался на Подвальские террасы. Я перешел речку Акташку и пошел в гору.
Таща еще и велосипед весом 17 кг, я почувствовал неимоверный поток пота и неприятные ощущения в груди и голове и понял, что так могу получить тепловой удар. Тогда я прицепил велосипед к дереву и пошел без него. Всего прогулка заняла 1,5 часа.
Сначала открылись виды на село Подвалье и залив трех рек.
Потом подъем стал кончаться, я вышел на плато и зашел в приятный сосновый лес. Вдали ходили тучки, которые вопреки обещаниям МЧС так как и не разразились грозой и бурей.
В лесу я почувствовал приятную прохладу. Таких мест в этих краях мало.
Я прошел километра 3 прежде, чем вышел к обрыву над Волгой. Это то, ради чего стоило сюда идти. Река широкая как море, пленяющая своей голубизной.
Рядом на пригорке стоит поклонный крест.
Проход к обрыву над заливом с видом на село оказался закрыт под угрозой штрафа. Вскоре я пошел обратно тем же путем и спустился к велосипеду. До условленного времени оставалось полчаса, и я прокатился по деревне Подвалье, съев последний перекус. Так выглядит залив трех рек и Подвальские террасы.
А это продолжение по берегу Волги.
Я вернулся к въезду в село и набрал номер такси. Я думал, что через два часа мы договорились о времени подачи машины, а они поняли, что это время созвона когда выезжать. Еще и ждать 45 минут, пока едут. Страшное пекло стало спадать, в это время я бы уже сам доехал, но выбор был сделан. Я еще прокатился по селу и нашел-таки магазин. Взял кисломолочку, козинак и сыр. Тут еще заполз безногий мужичок и долго и душевно разговаривал о чем-то с продавщицей, а она потом ему все принесла в машину. Перед входом он припарковал новую и хорошую машину то ли мицубиси, то ли рено. Наверно инвалид СВО. Так ноги может оторвать только вражеским дроном при попытке штурма, сидя на БТР. Государство конечно щедро это возмещает, но восстановить целостность тела никто пока не научился. В музее мне тоже рассказывали о наших потерях. Всего из Усолья на войне сражается с бандеровским режимом 15 человек. А на фотографиях павших в бою 4 человека. Потери ощутимые.
После ужина время таксисту на дорогу стало выходить, я позвонил и получил ответ, что он уже близко и подался к въезду в деревню. У велосипеда пришлось отвинтить только переднее колесо. Остальное целиком задвинулось в багажник и салон на откинутые задние сиденья. Дорога все такая же, в основном асфальт, только маленький участок километров на 5 через границу областей грунтовой. Сбоку раскинулось яркое поле каких-то кормовых цветов. Они цветут 3 раза в году.
Ближе к 9 часам таксист отвез меня к гостинице «Сенгилеевские горы». Рядом там магазин Пятерочка, где можно взять нормальную еду. По своему обычаю для восстановления электролитов я купил арбуз. Стоимость проживания 1400 рублей, все удобства в номере, но одежду надо было стирать вручную. Хорошо, что в душевой-туалете есть сушитель. Осилив половину арбуза, я лег спать ближе к 11.