UCIПравила велоспорта

Правила UCI: соревнования по кросс-кантри  

Глава 2      Соревнования по кросс-кантри  

§ 1. Характеристики гонки  

Олимпийский кросс – XCO

4.2.001  Продолжительность кросса, проводимого в олимпийском формате должна находиться в следующих пределах (часы и минуты):

Категория |Минимально               Максимально
Мужчины — юниоры 1.30 (1.15*)        1.45
Женщины  — юниорки 1.15 (1.00*)     1.30
Мужчины — до 23 лет 1.45 (1.15*)      2.00
Женщины — до 23 лет 1.30 (1.15*)     1.45
Мужчины — элита 2.00 (1.30*)           2.15
Женщины — элита 1.45 (1.30*)          2.00
Мужчины — ветераны 1.45                 2.00
Женщины — ветераны 1.30                1.45

* Минимальное время для соревнований международного календаря класса С1, С2 и С3

При проведении соревнований при чрезвычайно плохих  погодных условиях президент  коллегии комиссаров может установить другую продолжительность гонки, по возможности близкую к минимальной продолжительности.

4.2.002 Кольцевая трасса кросс-кантри, проводимого в олимпийском формате должна составлять от 5 до 9 км.
В идеальном случае трасса должна иметь форму трилистника.  

Каждый километр трассы должен быть размечен при использовании указателей, показывающих оставшийся километраж.  

4.2.003 Гонщики стартуют одной группой.  


Кросс-кантри на марафонскую дистанцию – XCM

4.2.004  Минимальная продолжительность и дистанция кросс-кантри на марафонскую дистанцию определяются следующим образом:  

Категория                               Минимальная дистанция
Марафон                                                 60 км
Континентальные чемпионаты                    80 км
Чемпионаты мира                                     80 км

Максимальная дистанция может быть        120 км

Каждые 10 километров трассы должны быть размечены при использовании указателей, показывающих оставшийся километраж.

Трасса не должна включать участки, проходимые дважды.

Только зона старта и финиша могут располагаться в одном месте.

 Гонщики стартуют одной группой.  

4.2.005 Гонка кросс-кантри от одного пункта до другого — XCP  

4.2.006 Протяженность трассы кросса, проводимого от одного пункта до другого, может составлять от 25 км
до 60 км.  

Гонка должна начинаться в одном месте, а заканчиваться в другом.    

4.2.007 Гонщики стартуют одной группой.  


Гона кросс-кантри, проводимая по короткому маршруту или критериум – XCC  

4.2.008 Старт и финиш гонки находятся в одном месте. Протяженность кольцевой трассы не должна превышать 5 км.  

4.2.009 Естественные и/или искусственные препятствия допускаются только в том случае, если они одобрены техническим делегатом UCI или, в случае его отсутствия, президентом коллегии комиссаров.  

Гонка кросс-кантри на время — XCT  

4.2.010 Протяженность трассы кроссовой гонки на время должна составлять от 5 км до 25 км.  

Гонка кросс-кантри командная эстафета — XCR  

4.2.011 Командная эстафета по кроссу может быть организована в рамках проведения чемпионата мира и континентального чемпионата в соответствии со статьями 9.2.032 и 9.2.033.  

§ 2. Трасса  

4.2.012 Трасса гонки кросс-кантри должна включать по возможности лесные дороги, проходить по полям, грунтовым дорогам, включать участки с  гравием, а также значительное количество подъемом и спусков.  
Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять больше 15% от общей протяженности трассы.  

4.2.013 Трасса должна быть полностью проходимой, несмотря  на рельеф и погодные условия. На легко разрушаемых участках трассы должны быть проложены параллельные секции.

4.2.015 Протяженные узкие участки трассы должны чередоваться с более широкими отрезками.  

4.2.017 На трассе во время проведения чемпионатов мира, континентальных чемпионатов, соревнований Кубка мира и НС необходимо предусмотреть не менее 6 переходов для зрителей. В зоне перехода посты маршалов должны находиться с двух сторон перехода.

§ 3. Разметка трассы  

4.2.018 Трасса гонки должна быть размечена и указана на схеме по следующей системе:  

4.2.019 Стрелки (стрелки черного цвета на желтых флуоресцентных щитах) должны указывать направление движения, пересечения и все потенциально опасные участки. Минимальный размер указателя — высота 40 см и ширина 20 см. Указатели со стрелками не должны устанавливаться выше 1,5 м от уровня земли.  
4.2.020 Указатели устанавливаются с правой стороны трассы, за исключением участков с правым поворотом. В этом случае указатели должны устанавливаться слева.  

4.2.021 Указатели должны устанавливаться на всех пересечениях и за 10 метров после пересечения для указания продолжения маршрута. Неправильное направление должно быть отмечено указателем «X».

4.2.022 На потенциально опасных участках следует установить указатель с одной или более стрелками, направленными вниз, который располагается за 10 — 20 метров до препятствия или потенциально опасного участка, и непосредственно в опасной зоне.  На особо опасных участках устанавливается  указатель с двумя стрелками направленными вниз.  

Особо опасные участки требуют соблюдения чрезвычайной осторожности и установки указателя с тремя стрелками,  направленными вниз.

4.2.024 Участки трассы гонки по кросс-кантри с крутыми или потенциально опасными склонами, должны быть четко обозначены, размечены и ограждены неметаллическими ограждениями, например, бамбуковыми или пластмассовыми шестами (слаломные шесты) высотой 1,5 — 2 метров.  

На скоростных участках трассы, отмеченных техническим делегатом (при его отсутствии — председателем коллегии комиссаров), должны быть натянуты ограждающие ленты согласно схеме, представленной ниже. (Лента должна быть натянута на высоте, не препятствующей телевизионной съемке – обычно на высоте 50 см от земли.) Участки  «Зоны A» должны иметь ширину не менее 2 метров.  

Зона Б = Зрители
Зона Б = Зрители
Зона А = Зона безопасности
Зона А = Зона безопасности

ТРАССА  

4.2.025 Если участки трассы включают препятствия, например, стены, поваленные деревья или  пни, для защиты гонщиков могут быть использованы тюки сена или другие подходящие средства. Такие защитные средства не должны препятствовать прохождению трассы.  

На некоторых опасных участках, например, там, где трасса проходит вдоль крутого откоса, следует использовать защитную улавливающую сетку в соответствии со стандартами по безопасности.
Ограждающая сетка должна иметь ячейки размером менее 5 см x 5 см.  

Любые деревянные мосты или переходы должны быть покрыты нескользящим материалом (ковровое покрытие, мелкая проволочная сетка или специальная  краска, препятствующая скольжению).  
Использование проволочной сетки возможно лишь в том случае, если мосту или рампе не предшествует
спуск.
 4.2.026 При проведении олимпийских игр, чемпионатов мира, соревнований Кубка мира и континентальных чемпионатов и гонок НС, трасса должна быть размечена (шесты или заградительная лента) и огорожена на всем протяжении.

При проведении чемпионатов мира, континентальных чемпионатов и НС гонок по марафону, трасса должна быть достаточно размечена, для того чтобы по ней можно было следовать без проблем.

4.2.027  Там, где это возможно, корни, поваленные деревья, выступающие участки горных участков и др. должны быть выкрашены биоразлагающейся флуоресцентной краской.  

§ 4. Зоны старта и финиша  

4.2.028 Баннеры  в зоне старте и/или финиша должны быть натянуты непосредственно над линией старта и финиша на высоте не менее  2,5 метров над уровнем земли по всей ширине трассы.

4.2.029 Требования для зоны старта при проведении соревнований по кросс-кантри (гонки с общим стартом):  
 ширина не менее 8 метров и длина не менее 50 метров до линии старта
 ширина не менее 8 метров и длина не менее 100 метров после линии старта
 старт должен проводиться на равнинном участке или на подъеме
 Первое сужение трассы должно обеспечивать беспрепятственный проход гонщиков.

4.2.030  Требования для зоны финиша при проведении соревнований по кросс-кантри (гонки с общим стартом):  
— ширина не менее 4 метров и длина не менее 50 метров перед линией финиша; на чемпионатах мира и в соревнованиях Кубка мира эта зона должна иметь ширину не менее 8 метров и длину не менее 80 метров.  
— ширина не менее 4 метров и длина не менее 20 метров после линии финиша; на чемпионатах мира и в соревнованиях Кубка мира эта зона должна иметь ширину не менее 8 метров и длину не менее 50 метров.  
— финиш должен быть организован на равнинном участке или на подъеме.  

4.2.031 Ограждающие барьеры должны устанавливаться с двух сторон трассы как минимум за 100  метров  до и 50 метров после линии старта и финиша.  
4.2.032 Последний километр дистанции должен быть ясно обозначен и размечен.  

4.2.033 Питание гонщиков во время гонки допускается только в специально установленных зонах питания, которые также используются как зоны оказания технической помощи.  

4.2.034 Каждая зона питания/оказания технической помощи должна быть организована на равнинном участке трассы или на подъеме  с небольшим уклоном и имеющем достаточную ширину. Эти зоны должны иметь достаточную протяженность, и располагаться равномерно по всей трассе. Рекомендуется во время проведения соревнований делать двойные зоны питания и зоны оказания технической помощи.  

При организации соревнований по кроссу в олимпийском формате (XCO) на трассе устанавливаются две зоны. В соревнованиях по кроссу в марафонском формате (XCM) устанавливается не менее 3 зон.  

4.2.035 Технический делегат UCI (или при его отсутствии -президент коллегии комиссаров) при сотрудничестве с директором соревнования, принимают решение по организации зон питания и оказания технической помощи.  

4.2.036 Зоны питания/оказания технической помощи должны иметь достаточную ширину, чтобы не мешать остальным гонщикам, проходящим эти зоны без остановки.  

Персонал, обслуживающий гонщиков, должен быть одет в командную форму.
4.2.037 Зоны питания/оказания технической помощи должны быть четко обозначены и пронумерованы. Эти зоны должны быть полностью отгорожены от зрителей. Доступ в эти зоны контролируется комиссарами и/или маршалами.  

4.2.038 При проведении Олимпийских игр, чемпионатов мира,  соревнований Кубка мира и континентальных чемпионатов ни одно лицо не имеет права доступа в зону питания/оказания технической помощи без аккредитации. Аккредитация выдается коллегией комиссаров на совещании менеджеров команд из расчета: 2 аккредитации на каждых четырех гонщиков  команды по каждой зоне питания/оказания технической помощи.  

4.2.039 Физические контакты  лиц, ответственных за раздачу питания и механиков допускаются только в зонах питания/оказания технической помощи.  
При подаче фляг с водой и питанием, подающий  не должен бежать рядом с гонщиком.

4.2.040 Механикам или ответственным за подачу питания запрещено поливать гонщиков или велосипеды водой.  

4.2.041 Заменять защитные солнечные очки разрешается только в зонах питания/оказания технической помощи. Территория для замены очков может располагаться в конце зоны.

4.2.042 Ни один гонщик не имеет права повернуть с трассы или развернуться и отправиться в зону питания/оказания  технической помощи. Гонщик, поступивший таким образом, дисквалифицируется.

§ 5. Зона питания/технической помощи

Диаграмма 1: зона питания/технической помощи с одной стороны

Диаграмма 2: зоны питания и технической помощи с противоположных сторон

Диаграмма 3: двойная зона питания и технической помощи

4.2.035

Питание гонщиков во время гонки допускается только в специально установленных зонах питания, которые также используются как зоны оказания технической помощи.

Эти зоны называют «зона питания/технической помощи».

4.2.036

Каждая зона питания/оказания технической помощи должна быть организована на равнинном участке трассы или на подъеме с небольшим уклоном и имеющем достаточную ширину. Эти зоны должны имеет достаточную протяженность, и располагаться равномерно по всей трассе. Очень рекомендуется во время проведения соревнований делать двойные зоны питания и зоны оказания технической помощи.

При организации соревнований по кросс-кантри (XCO) на трассе устанавливаются одна двойная зона или две одинарные зоны. В соревновании по кросс-кантри марафону (XCM) устанавливается не менее 3 зон. Организаторы должны приблизить командному персоналу возможный доступ во время гонок кросс-кантри марафон.

При проведении эстафеты зона питания/оказания технической помощи может быть создана для технической поддержки только по усмотрению главного судьи. Питание в зоне питания/оказания технической помощи при проведении эстафеты не разрешается.

4.2.037

Технический делегат или, при его отсутствии, главный судья, в сотрудничестве с директором соревнования, принимают решение по организации зон питания и технической помощи.

4.2.038

Зоны питания/технической помощи должны иметь достаточную ширину, чтобы не мешать остальным гонщикам, проходящим эти зоны без остановки.

Персонал, обслуживающий гонщиков, должен быть одет в командную форму.

4.2.039

Зоны питания/технической помощи должны быть ясно обозначены и пронумерованы. Эти зоны должны быть полностью отгорожены от зрителей. Доступ в эти зоны контролируется судьями и/или маршалами.

4.2.040

При проведении чемпионатов России, соревнований Кубка России ни одно лицо не имеет права войти в зону питания/оказания технической помощи без аккредитации.

Для вышеперечисленных гонок, аккредитации выдаются коллегией судей в конце совещания представителей команд.

4.2.041

Физические контакты лиц, ответственных за раздачу питания и механиков допускаются только в зонах питания/оказания технической помощи.

При подаче фляг с водой и питанием, подающий не должен бежать рядом с гонщиком.

4.2.042

Механикам или ответственным за подачу питания запрещено поливать гонщиков или велосипеды водой.

4.2.043

Заменять защитные солнечные очки разрешается только в зонах питания/технической помощи. Территория для замены очков может располагаться в конце зоны.

4.2.044

Ни один гонщик не имеет права повернуть с трассы или развернуться и отправиться в зону питания/технической помощи. Гонщик, поступивший таким образом, дисквалифицируется. Только внутри самой зоны питания и технической помощи гонщик может развернуться, не мешая другим гонщикам.

§ 6. Оказание технической помощи

4.2.043 Оказание технической помощи во время гонки допускается только при соблюдении следующих
условий.  

4.2.044 Во время гонки гонщику может быть оказана техническая помощь по замене любой части велосипеда, кроме рамы. Замена велосипеда не разрешается, и гонщик обязан пересечь линию финиша с тем же номером на руле, с которым он стартовал.

4.2.045 Техническая помощь может быть оказана только в зонах питания/оказания технической помощи.

4.2.046 Запасное оборудование и инструмент для ремонта должен содержаться в этих зонах. Ремонт и замена оборудования должны осуществляться самим гонщиком или с помощью его товарища по команде, механика команды или нейтральной технической помощи. Камера или небольшой инструмент могут быть переданы и после зоны питания/оказания технической помощи.

4.2.047 Кроме оказания технической помощи в указанных зонах, техническая помощь на трассе допускается только между членами одной и той же команды UCI или национальной команды по маунтинбайку.  
Гонщики во время соревнования могут брать собой необходимый инструмент или запасные принадлежности, наличие которых является безопасным него самого и для других участников соревнований.  

§ 7. Безопасность

Маршалы

4.2.048 Там, где это возможно, маршалы должны располагаться на трассе на расстоянии видимости. Маршалы оповещают друг друга о приближении гонщика коротким свистком.  

4.2.049 Все маршалы, находящиеся в потенциально опасных зонах трассы, должны иметь флаг желтого цвета, которым они должны воспользоваться в случае падения гонщика для предупреждения других
участников соревнований.  

Оказание первой помощи (минимальные требования)

4.2.050 Присутствие не менее одной машины неотложной помощи и одного пункта оказания первой помощи должно быть предусмотрено при проведении всех гонок.  

При проведении каждого соревнования должно присутствовать не менее одного (1) врача и шести (6) представителей среднего медицинского персонала.  

4.2.051 Пункт оказания первой помощи должен располагаться  в удобном месте на трассе и быть легко опознаваемым всеми участниками соревнования.  
4.2.052 Пункт оказания первой помощи и лица, оказывающие первую помощь, должны поддерживать радиосвязь друг с другом, организаторами гонки, координатором маршалов и с президентом коллегии комиссаров.  

4.2.053 Медицинский персонал, оказывающий первую помощь, должен использовать специальную униформу и быть легко узнаваемым.  

4.2.054 Медицинский персонал, оказывающий первую помощь, должен располагаться в ключевых местах на трассе и присутствовать в каждый день соревнования.  

Бригада по оказанию первой помощи должна присутствовать на трассе во время тренировочных сессий перед гонкой.  

4.2.055 Организатор соревнования обязан принять все меры по обеспечению быстрой эвакуации пострадавших из любой точки трассы. Для достижения труднодоступных участков трассы должны использоваться вездеходные транспортные средства (мотоциклы, квадроциклы, др.), управляемые опытными
водителями, способными быстро достичь нужного участка.  

Потенциально опасные участки должны быть ясно отмечены и быть доступными для подъезда машин неотложной помощи (при необходимости следует предусмотреть использование транспортных средств с приводом на четыре колеса).

4.2.056 Перед началом соревнования должен быть организован брифинг с участием директора гонки, лиц,
отвечающих за оказание первой помощи, маршалов и президента коллегии комиссаров.  

Схемы трассы должны быть распространены среди членов медицинской бригады.  

4.2.056 доп. Организатор должен предоставить мотоцикл для оповещения о начале заезда круга («лидер») и еще один – для окончания заезда круга гонки («метлы»). Для соревнований олимпийского формата у лидера впереди должен быть прикреплен дисплей, отражающий количество кругов, оставшихся до конца гонки.

 § 8. Процедура гонки  

Тренировка  
4.2.057 Организатор соревнований должен обеспечить полную  разметку трассы и ее доступность для тренировок не позднее, чем за 24 часа до старта первой гонки. При проведении соревнований Кубка мира в XCO этот срок составляет 48 часов до старта первой гонки.  

Во время официальных тренировок гонщики должны иметь номера на руле.

Стартовая сетка  

4.2.057   При проведении кросса в олимпийском формате (XCO) и в марафонском формате (XCM), кроме чемпионатов мира и соревнований Кубка мира, гонщиков вызывают на старт в соответствии с опубликованной UCI по данному формату (или в соответствии с классификацией на 31 декабря прошлого года в том, случае, если классификация текущего года отсутствует);  гонщики, не входящие в классификацию: по жеребьевке.

4.2.059 Гонщики, сошедшие с гонки классифицируются как не финишировавшие гонщики (DNF) и не получают очки по данной гонке.

4.2.060 Гонщики, которых обогнали на круг, должны завершить круг и сойти с дистанции через обозначенный створ перед финишной прямой или в «80%» зоне в соответствии со статьей 4.2.061, если данное правило приемлемо. Эти гонщики регистрируются в финишном протоколе в порядке, в котором их сняли с указанием количества незавершенных   кругов.  

4.2.061 Решение о том, будет ли применяться правило «80%»  на гонке Олимпийского формата (ХСО), принимается президентом коллегии комиссаров после обсуждения с организатором.  Любой гонщик, чье показанное время на 80% медленнее, чем время первого круга лидера, должен быть снят с гонки. Он должен покинуть гонку в конце круга, в зоне, организованной специально для этой цели (зона «80%»), за исключением случая, когда лидер уже уехал на заключительный круг. Это правило должно применяться на кубках мира, чемпионатах мира и олимпийских играх в гонках ХСО.

4.2.062 Гонщики, снятые с гонки в соответствии со статьей 4.2.061, классифицируются в финишном протоколе в порядке, в котором их сняли с указанием количества кругов отставания.

 § 9. Многодневные гонки  

Общие правила

4.2.063  Многодневная гонка на маунтинбайке представляет собой серию соревнований по кросс-кантри, в которой принимают участие индивидуальные гонщики и  команды. Гонщики должны заканчивать каждый этап согласно регламенту соревнования, для того, чтобы быть допущенными к старту на
следующем этапе.

4.2.064 Не нарушая положений Статьи 1.2.044, организаторы  гонки должны представить программу их соревнований в соответствии с положениями Статьи 1.2.039 в комиссию UCI по маунтинбайку для утверждения.  

При отсутствии согласования со стороны UCI соревнование не может быть организовано.  

4.2.065 Многодневная гонка может проводиться на территории нескольких стран при условии, что национальная федерация каждой страны согласовала организацию данного соревнования и трассу его проведения. Наличие таких согласований должно быть  отмечено в заявке о включении гонки в
календарь.  
4.2.066  В многодневной гонке могут принимать участие как  команды, так и отдельные гонщики.  

Мужская команда может состоять из 2 (минимально) — 8 (максимально) гонщиков, а женская команда  — из  2 (минимально) — 6 (максимально) гонщиц.  

Протяженность и количество этапов  
4.2.067 Продолжительность многодневной гонки составляет минимально 3 дня и максимально девять дней.  

В течение одного дня может быть организован только один этап. Старт этапов не может быть назначен на время раньше 9:00.  

4.2.068 Для проведения на этапах могут быть выбраны различные виды соревнований по кросс-кантри,
перечисленные в Статьях с 4.2.001 по 4.2.010.  4.2.069 Дистанция и продолжительность этапов:  
§  ХСО (олимпийский формат): кольцевая трасса длиной от 5 до 9 км;  
§  ХСМ (марафон): этапы от 60 до 120 км;
§  ХСР (из пункта в пункт): трасса или круг протяженностью от 25 до 60 км;
§  ХСС (критериум): кольцо не более 5 км. Длительность гонки от 30 до 60 минут;
§  ХСТ (гонка на время): от 5 до 25 км;
§  Командная гонка на время: от 5 до 25 км. Время берется по второму гонщику и идет в зачет
командной генеральной классификации;

Классификация  

4.2.070 Индивидуальная мужская и женская Генеральные Классификации являются обязательными.

Генеральная Классификация в индивидуальном зачете определяется по сумме времени прохождения каждого этапа.  

4.2.071 Дополнительно может применяться мужская и женская Командная Генеральная Классификация.  

В многодневных гонках с применением Генеральной Классификации в командном зачете могут участвовать только два типа команд:  

§  команды UCI по маунтинбайку  
§  национальные команды  

За исключением командных гонок на время мужская и женская Командная Генеральная Классификация определяется при добавлении времени двух лучших гонщиков (гонщиц) на каждом этапе.  

4.2.072 Бонусы и штрафы по времени учитываются.  
 Технические мероприятия
4.2.073 При проведении многодневной гонки в течение трех дней нельзя осуществлять более одного перемещения на транспортных средствах. Продолжительность каждого такого перемещения не должна превышать трех часов. Перемещение продолжительностью менее одного часа не учитывается.  

4.2.074 Раздельные старты могут применяться для 75% этапов (максимально). Протяженность этапов с   раздельными стартами не должна превышать 35 км. Машина сопровождения, идущая впереди группы гонщиков,  должна контролировать скорость движения  спортсменов до линии старта. Старт
принимается с места.  

4.2.075 На всех этапах, кроме индивидуальной гонки на время, на трассе  должно находиться два мотоцикла (“лидер» и мотоцикл «метла»).  

4.6.014  Организатор должен предоставить отличительную форму лидеру в индивидуальной генеральной классификации.

UPD

Новые правила 2014 года тут: http://www.uci.ch/Modules/BUILTIN/getObject.asp?MenuId=MTY2NjU&ObjTypeCode=FILE&type=FILE&id=OTEwNDI&LangId=1