Главная

Как ездить на велосипеде безопасно и не мешать окружающим

10 добрых советов
Как в городе выжить велосипедисту


Прошли те времена, когда педали крутили разве что по выходным в парке. Теперь и у нас, как в каких-нибудь Нидерландах, люди ездят на великах на работу, в кино и в гости.

Конечно, это здорово и удобно — в условиях мегаполиса велосипед нередко передвигается быстрее, чем застрявший в пробке автомобиль. Другое дело, что массовое сознание не так легко перестроить и для автомобилистов вы на своем велике — досадное исключение, чем правило. Они вас рядом с собой не ждут, у них ещё нет наработанных годами соответствующих навыков поведения. Они боятся, потому что с ПДД многие велосипедисты знакомы на уровне обитателей Московского зоопарка. Самые главные враги начинающих велосипедистов — это они сами, не вполне осознающие, что беспечное пешеходное прошлое позади.

Итак, как доехать до пункта назначения целым и невредимым?

Решили, что готовы ездить по дороге? Купите шлем. Ездить в шлеме совсем не стыдно. Стыдно ездить без шлема. Шлем не гарантирует вам жизнь в случае чего, но от сотрясения мозга спасти может, если вы вдруг решите вылететь из седла и приложиться макушкой к бордюру. Кроме того, шлем — это ещё и способ сообщить миру, что вы дерзкий индивидуал.

По умолчанию велосипед оборудован отражателем белого цвета спереди и красного сзади, плюс катафоты на спицах, как того требуют ПДД. В условиях города этого недостаточно. В сравнении с габаритами автомобиля вы на велосипеде — ничто, иногда вас вообще толком не видно на фоне серого ландшафта. Обязательно купите красный и белый фонари на батарейках. Как правило, в них есть режим мигания — используйте его даже днем, повышая свою заметность. Некоторые велосипедисты цепляют дополнительный красный фонарик на затылочную часть шлема.

Будет совсем замечательно, если вы купите велосипедный светоотражающий жилет — накиньте его сверху вашей обычной одежды. Цена вопроса: комплект фонарей — от 800 руб., жилет — от 300 руб.

Современные велосипеды позволяют без труда разгоняться до 30-40 км. Особенно соблазнительно крутануть педали как следует в парках, где вроде бы безопасно. Утройте бдительность, если начало смеркаться. Недавно я стал свидетелем ужасного инцидента на территории ВДНХ в Москве. Шестеро разогнавшихся велосипедистов повалились в кучу малу, не заметив полицейское ограждение, вдруг возникшее поперек дороги. Заметить его было невозможно: серый металл на фоне серого асфальта различим только с 3-5 м. А тормозной путь велосипеда на скорости 40 км, между прочим, достигает 7-8 м.

Чаще всего машины сбивают велосипеды именно на поворотах. Помните, что по правилам поворачивать налево нельзя, если на дороге есть трамвайное движение или более одной полосы в каждом направлении. Слезайте с велика и побудьте немного пешеходом. Но даже если вы вообще не собираетесь поворачивать, а едете прямо, вас могут зацепить. Только потому, что автомобилист слева от вас справедливо полагает, что находится в крайнем правом ряду и собирается поворачивать направо. Он может не видеть вас и уж точно не догадывается о ваших намерениях. На улицах с велодорожками эта проблема решена: стоп-линия для велосипедов всегда дальше, чем для автомобилей — вас увидят. На остальных улицах будьте предельно внимательными.

Даже если вы предпочитаете кататься по тротуарам, не расслабляйтесь. По себе знаю — выезды со двора возникают всегда вдруг. Автомобилисты не догадываются, что по тротуару кто-то движется со скоростью свыше 5 км/ч. А тут вы. Не покалечитесь, так дверь авто помнете. Сбрасывайте скорость до нуля, крутите шеей. Кстати, не забывайте, что по правилам езда на велосипеде по тротуару возможна, если нет велодорожек и по какой-то причине нет возможности ехать по краю проезжей части; или же вы сопровождаете велосипедиста до 14 лет.

Пожалуй, самое нарушаемое велосипедистами правило дорожного движения. Дело даже не в том, что мешать пешеходам — свинство и нарушение ПДД. Иногда это вопрос жизни и смерти. Представьте, что вы подъезжаете к перекрестку. Чуть справа — пустынный переход, по которому вы по старинной пешеходной привычке хотите пересечь дорогу. Незаметно подкативший автомобилист слева может решить, что вы повернули направо и резко делает то же самое. А тут вы выруливаете на переход…

У нас, конечно, не Париж, где давно существуют специальные велосипедные светофоры. Но знаки для велосипедистов у нас есть и их становится все больше, особенно в зоне велодорожек. Они помогут вам вовремя заметить выезд со двора, подготовиться к крутому спуску и, главное, вовремя остановиться перед зоной, куда велосипедистам нельзя. На Третьем транспортном кольце в Москве вас точно не ждут.

Обычные знаки, разумеется, тоже не стоит упускать из виду. Но, следуя им, не забывайте, что вы со своей мускульной тягой — из низшей касты колесных. Вас могут раздавить как муху, даже если вы едете по всем правилам. К примеру, шуршите вы по главной дороге, задрав нос. Автомобилист со второстепенной может втопить по газам, просто вас не заметив. Ему кажется, что пусть чист, сознание отказывается видеть такую мелочь, как вы. Вообще, исходите из того, что нарушить правила может кто угодно и всегда не в вашу пользу.

Страшнее движущегося автомобиля только автомобиль неподвижный. «Вовремя» распахнутая дверь — и вот вы уже флиртуете с медсестрой в Институте Склифосовского, едва отойдя от наркоза после многочасовой операции. Это если повезет. Двери авто — бич велосипедистов. Делайте крюк, выезжайте на тротуар, спешивайтесь — только сохраняйте безопасную боковую дистанцию между автомобилем и вами.

Выпендривайтесь в парке, на стадионном треке, на шоссе, но только не на городских улицах. Контактные педали — аксессуары профессиональных велогонщиков, а Тверская вообще-то не является частью маршрута «Тур де Франс». В городе важно иметь возможность в любой момент выставить ногу в сторону возможного падения. В момент икс вам может не хватить той доли секунды, которая необходима, чтобы вильнуть стопой и отстегнуть велотуфлю. А уж если замок заклинит…

Кататься в компании всегда интереснее. Элемент соревновательности бодрит. Даже если едешь один, велик соблазн обогнать вот того чудика на «Стелсе». Инстинкт самосохранения пасует перед жаждой победы или просто желанием догнать приятеля и вот вы, сильный и красивый, пролетаете перекресток, когда водители уже начали давить на газ, дождавшись зеленого. У вас все получится и в первый, и в десятый раз. Но рано или поздно вы не успеете и не догоните.

Автор: Сергей ЕФИМОВ
Фото: PIXABAY, Виктор ГУСЕЙНОВ, Тимур ХАНОВ, Иван ВИСЛОВ
Дизайн и верстка: Анна ЛАТУХОВА