Андрей Чмиль: «Цель «Катюши» — победа на «Джиро»
Президент российской команды «Катюша» рассказывает о задаче выиграть
«Джиро д’Италия», новых переговорах с Денисом Меньшовым, раскаянии
Данило Ди Луки и вкладе Марио Чиполлини в становление российского
спринта.
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС КАРПЕЦА
— В межсезонье «Катюша» громких приобретений не
совершила. Особняком стоит разве что трансфер итальянца Данило Ди Луки.
Так и было задумано?
— Да. Команде требовалось точечное усиление,
исходя из этого мы и строили селекционную политику. Задача заключалась
в том, чтобы укрепиться в тех направлениях, которые мы сами для себя
обозначили как ключевые — упор сделан на «Гран-туры» и однодневные
гонки. Этим объясняется приход двух горных гонщиков в помощь Хоакину
Родригесу — Альберто Лосады и Даниэля Морено из Испании. Серьезно
усилил направление трехнедельных гонок и Ди Лука. Для однодневок были
ангажированы Лейф Хосте и Лука Паолини. На бумаге состав команды
выглядит, на мой взгляд, очень сильно и сбалансированно.
— Трансфер Ди Луки оказался довольно
неожиданным. «Катюша» прогремела на весь велосипедный мир введением
собственного, весьма жесткого, командного антидопингового кодекса, а
тут — контракт с гонщиком, запятнавшим репутацию употреблением допинга.
— В последние годы отношение к гонщикам,
вернувшимся после дисквалификации, в пелотоне резко изменилось. Это
видно на примере Александра Винокурова, ряда других спортсменов. Если
человек осознал свою ошибку, признал ее, раскаялся, то его возвращение
в спорт не вызывает косых взглядов.
В профессионализме итальянца нет никаких сомнений.
Скажу больше: многие из наших гонщиков, молодых и не очень, могут
поучиться у Ди Луки отношению к делу. И я не вижу причин, по которым мы
не могли бы дать Данило шанс начать в спорте новую жизнь. И еще одна
важная деталь. Некоторое время назад в профессиональном велоспорте
существовал внутренний документ, который подписывали руководители
ведущих команд: не брать в высшую лигу спортсменов, уличенных в
применении допинга. Сейчас такого документа не существует.
— То, что Родригес — гонщик высокого класса,
было известно давно. Но в испанской Caisse d’Epargne, откуда «Катюша»
забрала Родригеса, он не был даже основным гонщиком. Думаю, лишь
единицы ожидали от него сумасшедшего прорыва на первую строчку рейтинга
UCI по итогам 2010-го.
— По-моему, вы утрируете. Выходит, что мы достали
кота из мешка, который непостижимым образом понесся у нас как угорелый.
Это не так. Хоакин действительно в Caisse d’Epargne выступал в амплуа
помощника Алехандро Вальверде. Пребывал в его тени. Но с поставленными
перед ним задачами справлялся полностью. Собственно, само выполнение
этих задач и не давало Родригесу возможности полностью раскрыться. Мы
прекрасно знали о потенциале этого гонщика, когда звали его в команду.
Никакого чуда в том, что он стал номером один в мире по итогам 2010
года, для нас нет. И мы искренне рады, что он сумел одержать для себя и
команды столько побед.
— Именно Родригес будет капитаном на первом «Гран-туре» сезона — «Джиро»?
— Да. Причем он поедет в Италию с конкретной
задачей — бороться за победу в общем зачете. Все усилия сейчас сведены
к тому, чтобы вывести испанца на необходимый уровень физической формы и
обеспечить ему качественную поддержку. Это важно еще и потому, что
маршрут очень «гористый»: гонка будет невероятно трудной.
— Как показывает практика, выиграть за один
сезон «Джиро» и «Тур де Франс» в современном велоспорте невозможно.
«Катюша» собирается бороться за титул на «Туре»?
— Насчет «Тура» у наших спортивных директоров
Дмитрия Конышева и Геннадия Михайлова появилась грандиозная идея.
Подробности, правда, пока рассказать не могу. «Генеральщик» во Франции
обязательно будет, но в целом у команды будет собственный план.
— Вы продолжаете рассматривать Владимира
Карпеца как самостоятельную фигуру в борьбе за общий зачет
трехнедельных гонок? Шансов Карпецу давалось немало, но какого-то
прорыва в результатах не последовало.
— Особо радоваться нечему, вы правы. На самом
деле, это очень непростой вопрос, ответ на который вполне способен
испортить отношения между гонщиком и руководством команды. Но я думаю,
что у Владимира в этом году будет последний по-настоящему серьезный
шанс доказать, что он способен быть капитаном, настоящим лидером на
протяжении всех трех недель. Разумеется, в том только случае, если
Карпец сумеет отобраться на «Тур». «Джиро» он не поедет, для него
сверстана персональная программа подготовки к «Туру». Мы должны на
практике увидеть, на что он готов. К сожалению, «Париж — Ниццу», первую
многодневку в гоночном плане, Карпец из-за болезни пропустил.
МЕНЬШОВ МОГ ПРИНЯТЬ МОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
— Когда команду Geox не пригласили на «Тур де
Франс», вы, по моей информации, встречались с Денисом Меньшовым. До
повторных переговоров дело не дошло?
— Мы разговаривали с Денисом по телефону. Меньшову
было сделано предложение. Он вполне мог его принять, но возникла
проблема: Денис привел из «Рабобанка» в Geox трех «своих» гонщиков —
россиянина Дмитрия Козончука, испанца и колумбийца. К тому моменту
состав «Катюши» на сезон уже был сформирован, у нас оставалось место
только для одного спортсмена, но никак не для четверых.
— Кто из молодых российских гонщиков способен в
перспективе вырасти в «генеральщика» уровня Меньшова? Я слышал, есть
хорошие задатки у Егора Силина, Петра Игнатенко. Но сколько еще ждать,
пока они смогут выиграть на взрослом уровне что-то серьезное?
— За Силиным и Игнатенко, безусловно, большое
будущее. Пока, правда, только виртуально. Егор — молодой спортсмен,
обладающий хорошими физическими, психологическими и волевыми данными.
Все будет зависеть от того, как будет протекать его велосипедное
взросление. Силин недавно переехал в Испанию, живет недалеко от Кальпе.
Претензий по количеству тренировочных объемов, которые он выполняет,
никаких, но куда важнее соотношение количества и качества. Так что в
случае с Силиным нам придется подождать еще пару лет, прежде чем он
сумеет выиграть по-настоящему большую гонку, а мы станем делать далеко
идущие выводы.
— Про Игнатенко в прошлом году говорили, что он
первый «чистый» гонщик за последние годы, выигравший молодежную
многодневку «Валле д’Аоста», через которую в свое время так или иначе
прошло большинство ныне известных горняков и многодневщиков.
— Про «чистоту» рассуждать не буду. А «Валле
д’Аоста» действительно на протяжении долгого времени запускала на
орбиту мирового велоспорта талантливых горняков. То, что Игнатенко там
под руководством нашего знаменитого тренера Николая Морозова победил,
лично мне говорит о том, что Россия по-прежнему богата на таланты. И
что при беспрерывном тренировочном процессе мы сумеем вернуть себе
звание велосипедной державы, которое потеряли в 90-е, гонясь за
медалями, но позабыв о преемственности в подготовке нового поколения.
В 2000-х внезапно выяснилось, что у России есть
Денис Меньшов — и больше никого. Есть для однодневных гонок Сергей
Иванов и Александр Колобнев, но за ними — провал. Позволю себе
напомнить, что ключевым пунктом проекта Игоря Макарова по развитию
российского велоспорта как раз и является формирование нового поколения
гонщиков. Сегодня только в составе «большой» «Катюши» 60 процентов
гонщиков — россияне. Примерно половина из них совсем еще молодые
ребята. И упор в работе с ними мы делаем на то, чтобы они смогли
безболезненно влиться во взрослый велоспорт. По сути, занимаемся
велопедагогикой.
— В начале года, особенно это стало заметно на
гонке «Париж — Ницца», настоящий прорыв в элиту мирового спринта удался
молодому россиянину Денису Галимзянову. Дает плоды работа с Марио
Чиполлини?
— Безусловно. Мне вообще нравится, как растет
Денис, у него уже появилась определенная стабильность в результатах.
Самое главное, что задатки спринтера у него заложены от природы.
— В чем это выражается?
— Видите ли, спринтеры в массе своей делятся на
две категории. Одни атакуют из второго ряда, «подбирая» тех, кто не в
состоянии в конкретный момент претендовать на победу. Денис же берет
инициативу на себя, способен атаковать из самого опасного первого ряда,
где борьба идет колесо в колесо. Многие спортсмены боятся работать в
этом первом ряду, а Галимзянов не боится. Вот и вся разница.
Рассчитываю, что Денис вырастет не только в классного спринтера, но
сумеет хорошо ездить и однодневные гонки. Такие нам понадобятся уже на
сентябрьском чемпионате мира в Дании и на Олимпиаде в Лондоне (обе
тамошние трассы для групповых гонок подходят по профилю именно
спринтерам).
Что касается Чиполлини, то профессиональная
информация, которой он делится, крайне важна. Она эксклюзивна, а потому
дает Галимзянову определенные конкурентные преимущества. Да и не только
Денису. Марио ведь общается со всеми ребятами, делится своими знаниями
и пониманием велоспорта с нашей континентальной командой
(«Итера-Катюша»). Лучшего примера, нежели сам
Марио, которого я считаю сильнейшим спринтером мира последних двадцати
лет, для молодежи просто не существует.
— Раньше основным российским спринтером в команде считался Николай Трусов, но потом он ушел в тень. Почему?
— Правильнее будет сказать, что в последнее время
мы выступали вообще без спринтера. Просто Коля как раз из той категории
финишеров, которые «подбирают», а не атакуют сами. Зато из Трусова
может получиться фантастический разгонщик, который сможет вывозить того
же Галимзянова на атакующую позицию. Стать для Дениса той самой
последней ступенью, благодаря которой он сможет начинать свой спринт.
— Чиполлини говорил в интервью «СЭ», что его
цель — выстроить в «Катюше» полноценный спринтерский поезд. Есть
вероятность увидеть такой поезд уже в этом году?
— Хочется в это верить. Но с учетом того, что в
России еще совсем недавно вообще никакого спринта не было, сам факт,
что Галимзянов борется за победу на этапах «Париж — Ниццы», — уже
достижение.
Сергей БУТОВ
ГЛАВНЫЕ ГОНКИ СЕЗОНА
«Тур Фландрии» |
Бельгия |
3 апреля |
«Париж — Рубэ» |
Франция |
10 апреля |
Amstel Gold Race |
Голландия |
17 апреля |
«Флеш Валонь» |
Бельгия |
20 апреля |
«Льеж — Бастонь — Льеж» |
Бельгия |
24 апреля |
«Джиро д’Италия» |
Италия |
7 мая — 29 мая |
«Тур де Франс» |
Франция |
2 июля — 24 июля |
«Вуэльта» |
Испания |
20 августа — 11 сентября |
Чемпионат мира |
Дания |
19 сентября — 25 сентября |