Рекорды лондонского велотрафика
В 2023 году лондонская велоинфраструктура генерировала 1,26 миллионов поездок в день. Это солидная цифра, поэтому давайте разбираться, как им это удалось.

Для начала контекст. В лондонском метро— старейшем и очень разветвленном — сейчас ездит в среднем 3,7 млн человек ежедневно. А на велосипедах — 1,26 млн. Получается, что количество поездок на метро лишь в три раза превышает велосипедные. Это как если бы в Москве на велосипедах делали 2,5 млн поездок в день (официальной статистики велопоездок в Москве не ведется, но по моим скромным прикидкам в летние месяцы выходит до полумиллиона).
Для Лондона эти цифры, опубликованные в последнем годовом отчете транспортного департамента, — не просто хорошие, они рекордные. Это плюс 20% к доковидному 2019 году, а в 2016 году местный дептранс начитывал лишь 645 000 ежедневных поездок.

Велодорожки все ближе
Главная причина таких успехов — строительство новых велосипедных дорог. Для людей важно, чтобы безопасный маршрут находился не где-то там за тридевять земель, а начинался за порогом твоей квартиры. Ну или почти. Лондон взял за эталон 400 метров. И если в 2016 году лишь 5% лондонцев имели велодорогу на таком расстоянии от дома, то в 2023 году этих счастливчиков было уже 24,2%, почти четверть горожан! План мэрии в том, чтобы довести эту долю до 40% к 2030 году.
Когда в 2016 году нынешний мэр Лондона Садик Хан только занял этот пост, были опасения, что он не будет развивать велотранспорт так же активно, как это делал его предшественник Борис Джонсон, а в 2019 году бывший комиссар по велотранспорту Эндрю Джиллиган написал разгромную статью, в которой обвинял Хана в профанации. Мэр мог бы обидеться и свернуть все велопланы, взяв пример с московской мэрии, которая забила на строительство нормальных велодорог, после того, как велодорожки на Малой Бронной и Никитских улицах получили ударную долю критики. Но не стал — за время мэрства Хана протяженность лондонских велодорог выросла с 90 км до 352 км и этой не только “тихие” дорожки, на которые ругался Джиллиган, а магистральные обособленные маршруты, чтобы жители спальников могли безопасно добираться до работы в центре.
Воздух чище, велосипедов больше
Как и мэр Парижа Анн Идальго, Садик Хан обосновывает свои транспортные реформы стремлением сделать воздух чище, а горожан — более здоровыми. При нем в городе появилась “зона ультранизких выбросов”, которая сейчас охватила почти весь город, а на улицах в жилых зонах стали закрывать сквозной трафик для автомобилей.
Есть также нормативы, которые ограничивают количество автомобильных парковок в жилых домах и офисах, расположенных недалеко от остановок общественного транспорта, и нормативы на минимальное количество парковки для велосипедов.

Все это влияет не только на качество воздуха. Любые меры, которые косвенно ограничивают присутствие на улицах автомобилей, стимулируют людей ездить на велосипедах активней, ведь именно машины справедливо считаются главной угрозой и помехой для людей на велосипедах. Ни у свежий воздух будет поприятней выхлопов. В 2023 году почти четверть лондонцев хотя бы раз садились на велосипед.
Активная мобильность в приоритете
Ключевое отличие отчета лондонской мэрии от аналогичных документов их московских коллег — структура и приоритеты. После вступительной общей части сразу идет блок “Активная мобильность” — в нем как раз рассказывают про велотранспорт и пешеходах. Люди, которые передвигаются по городу пешком, с точки зрения лондонского транспортного департамента, — это тоже транспорт. Точнее, самый главный транспорт в городе — 39% всех передвижений.


Вышли из дома за хлебушком или дошли до ближайшего метро — это уже транспортное действие. Количество людей, которые ходят пешком, их возраст, пол и национальность — все это учитывается в статистике, потому что мэрия стремится к тому, чтобы ходить по городу на своих двоих было удобно всем без исключения, и это не может не отражаться на городской политике и подходу к проектированию улиц. Уже упомянутый чистый воздух и безопасность — отдельна забота городской администрации. Люди на велосипедах от такого подхода тоже выигрывают.

Король на велике задает тон.

Автор: Настя Ромашкевич