В Нижнем Новгороде начали строить городскую велосеть
В Автозаводском районе Нижнего Новгорода создана замкнутая дорожка для велосипедов длиною 17 километров. По этому велокольцу можно объехать практически весь район. Городская администрация заявляет о том, что работы по развитию городской велосети будут продолжены. В 2025 году Автозаводскую велотрассу хотят соединить с Ленинским, а потом и Канавинским и Сормовским районами города, где уже ведутся работы по созданию своих локальных велосетей. Известно также, что начались работы по прокладке велосипедного маршрута вдоль проспекта Гагарина в Приокском районе города. В недалекой перспективе планируется соединить Заречную и Нагорную части Нижнего Новгорода, а всего в городе планируют создать 52,8 км велодорожек.
Мы предложили экспертам оценить эту инициативу, поделившись своим мнением о том, актуально ли сегодня строительство велосети в Нижнем Новгороде и насколько этот проект отвечает запросам и ожиданиям нижегородцев.
Вадим Андрюхин, главный редактор газеты «Новое дело»:
«Инициатива хорошая, но только не для центра города. Историческая часть для этого точно не предназначена. Мало того, в центре следует запретить и велосипеды, и самокаты, и прочие малые мобильные средства передвижения. Они сильно мешают как пешеходам, так и автомобилям. А вот в заречной части можно поэкспериментировать — место есть».
Концепция 2016 года
На Мещерском озере для удобства пешеходов и велосипедистов сделали отдельные от тротуара велосипедные дорожки. Однако большинство пешеходов предпочитает передвигаться именно по велодорожке!
Евгений Семенов, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества отмечает особенности проектирования велосети.
«Как и любой проект, формирующий новый уровень материальной культуры, этот проект заслуживает внимания. Однако внимание не означает безоговорочного признания. Стереотипы урбанизации, которые мы с восторгом продолжаем импортировать из Европы, все же не должны лишать нас здравого смысла. Велосипедизация европейских городов началась более ста лет назад и достигла небывалого размаха. Кое-где даже стала культом. Однако не будем забывать, что европейские города, в которых существуют развитые велосипедные сети, – это города с другим климатом. В Амстердаме и Барселоне на велосипеде можно ездить круглый год. В Нижнем Новгороде почти полгода стоят либо морозы, либо слякоть, и в этих условиях велосипед использовать будет только фанатик, беззаветно преданный идеям просветления через самоистязание..».
Замкнутую 17-километровую велосеть создали в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
По мнению мэра, теперь почти весь район можно объехать по велокольцу.
Андрей Чугунов, редактор ИА «Время Н»:
«Наверное, следует уточнить у представителей городской власти: велодорожки в Нижнем делают чтобы… Первый вариант: добраться из пункта А в пункт Б без помощи общественного транспорта. Второй вариант: поддержать и обезопасить от превратностей дорожной ситуации приверженцев ЗОЖ, которые ради здоровья готовы наматывать круги по кольцевому веломаршруту без помех со стороны общественного и личного транспорта. Во втором случае новость про автозаводское велокольцо просто замечательна. Как и про ленинское, приокское, канавинское и объединяющее Заречную и Нагорную части города. В первом же варианте это новость ни о чем, поскольку возможность добираться из любого пункта А практически в любой пункт Б прекрасно реализуют электросамокаты. Если кто-то не заметил, то подскажу, что появившийся пару-тройку лет назад в Нижнем Новгороде велошеринг (прокат велосипедов по QR-коду) тихо отошел в небытие..»
Елена Мозгунова, к. полит. н., доцент Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС указывает на необходимость комплексного подхода при создание велосети в областном центре.
«Городская велосеть протяженностью более 52 км – звучит многообещающе. Велосипед – это не только альтернативное средство передвижения, но и «зеленое» решение. Как известно, тонны выхлопных газов от автомобилей улучшению экологии не способствуют. Однако, многие ли нижегородцы пересядут на подобный экологичный вид транспорта и откажутся от всесезонного комфорта автомобиля? Многие мегаполисы стремятся стать велосипедными центрами, а наличие выделенных велодорожек становится критерием удобного и дружелюбного города. Но не следует забывать, что создание велосети требует комплексного подхода: от организации парковочных площадок (это дополнительные траты) до формирования соответствующей культуры взаимоуважения пешеходов и велосипедистов. И важным фактором является природно-погодная обусловленность: в наших условиях объективно возможно пользоваться велосипедом около 6 месяцев в году».
Андрей Самсонов, научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский Институт проблем социального управления» считает, что создание велосети надо увязывать с будущим развитием Нижнего Новгорода:
«Социальный запрос — понятие достаточно распространенное и широко применяемое в публицистике. Под ним обычно подразумевается мнение жителей о необходимости и востребованности тех или иных инфраструктурных изменений. Однако, существует и другая сторона вопроса, когда инфраструктурные проекты, реализуемые властью в инициативном порядке, опирающиеся на стратегические планы развития городской среды, меняют мнение населения и, что немаловажно, формируют новые паттерны поведения. Проект создания городской велосети в Нижнем Новгороде скорее относится именно к таким. Проект создания городской велосети следует рассматривать именно с точки зрения не его сегодняшней актуальности, а будущего развития..»
Елена Мозгунова, к. полит. н., доцент Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС:
«Городская велосеть протяженностью более 52 км – звучит многообещающе. Велосипед – это не только альтернативное средство передвижения, но и «зеленое» решение. Как известно, тонны выхлопных газов от автомобилей улучшению экологии не способствуют. Однако, многие ли нижегородцы пересядут на подобный экологичный вид транспорта и откажутся от всесезонного комфорта автомобиля?
Главное назначение велодорожек – это разделить потоки движения автомобилей, пешеходов и велосипедистов в целях обеспечения безопасности. То есть любители подобного вида транспорта не попадут под машину, не создадут аварийных ситуаций, не собьют пешеходов. По заявлению мэрии уже в 2025 году Автозаводскую велотрассу соединят с Ленинским, Канавинским и Сормовскими районами города.
Многие мегаполисы стремятся стать велосипедными центрами, а наличие выделенных велодорожек становится критерием удобного и дружелюбного города. Но не следует забывать, что создание велосети требует комплексного подхода: от организации парковочных площадок (это дополнительные траты) до формирования соответствующей культуры взаимоуважения пешеходов и велосипедистов. И важным фактором является природно-погодная обусловленность: в наших условиях объективно возможно пользоваться велосипедом около 6 месяцев в году.
Поэтому вопрос о расстановки приоритетов остается: не нужно ли потратить средства городского бюджета на что-то более актуальное!? Полагаю, что организовать доступные велодорожки в городе, безусловно, необходимо, так как это и популяризация ЗОЖ, и формирование особого рода комьюнити, и экологическая направленность. Сделать это нужно на отдельных протяженных участках, но не организуя при этом весьма затратную сеть, охватывающую весь город».
Материал подготовлен в рамках совместного проекта НИА «Нижний Новгород» и федерального «Экспертного клуба»