Аэро-, легкий или универсальный: какой из шоссейных велосипедов самый быстрый?
На 100-километровом горном маршруте Гран-Фондо какой тип велосипеда и экипировки дает наибольшее преимущество? Есть только один способ узнать это.
Аэроснаряжение быстрее всего работает на равнине; легкое быстрее всего на крутых подъемах – мы все это знаем. Но что, если вы совершаете длительную поездку, такую как Гран Фондо, с ровными участками, подъемами, спусками, в полном объеме? Является ли аэро-, облегченная или универсальная конфигурация — в целом быстрее?
Ответ неочевиден, поэтому, чтобы выяснить это, мы собрали три велосипеда и три соответствующих комплекта экипировки и протестировали их все на 100-километровой трассе во французских Пиренеях, включая подъем на величественный перевал Коль-дю-Турмале. В общей сложности подъем всей трассы составляет 2000 м, и в нем доминирует этот знаменитый перевал, но стоит помнить, что Турмале составляет лишь пятую часть всей дистанции, а большая часть оставшегося маршрута выглядит как удачное охотничье угодье для аэроснаряжения (подробнее о маршруте смотрите здесь на карте ниже).
‘Результаты на всем протяжении маршрута всегда должны быть в центре внимания, так что это отличный тест», — говорит Саймон Смарт (Simon Smart) из Drag2Zero, консультант нескольких ведущих брендов и команд WorldTour. ‘У гонщиков любого уровня может возникнуть соблазн сосредоточить свой выбор экипировки на очевидной изюминке маршрута, на Турмале в данном случае».
‘Последние 14 лет моя работа в области разработки велосипедов и экипировки была направлена на то, чтобы найти оптимальное соотношение между аэродинамикой и весом’.
Велосипед и экипировка
В качестве нашего аэробайка мы выбрали BMC Timemachine Road 01, который не отличается чрезмерным весом — 7,9 кг, но спроектирован как полностью аэродинамичный. Исключением являются его 50-миллиметровые колеса, поэтому мы заменили их на комплект сверх высокопрофильных 82-миллиметровых колес Zipp 808 Firecrest. Они весят 2015 граммов, увеличивая общий вес до 8,2 кг, но должны сделать BMC настоящей ракетой на более ровных дорогах.
Кроме того, шлем Giro Eclipse Spherical и обувь Suplest Aero обещают реальный выигрыш в аэродинамике в обмен на несколько дополнительных граммов веса. Костюм Sanremo от Castelli был оригинальным цельным гоночным комбинезоном, а версия 4.1 стала еще быстрее, чем когда-либо. Носки Rule 28, дополняющие комплект, экономят несколько ватт за счет своей рифлёной ткани. Весь комплект оборудования рассчитан на высокую скорость и весит всего 9,46 кг.
В качестве легкого велосипеда мы выбрали Specialized S-Works Aethos весом всего 6,19 кг. Его круглые трубы полностью лишены аэродинамики как часть его экстремальной диеты. Шлем Poc Ventral Lite и ботинки Giro Empire SLX II являются идеальным дополнением к легкому весу, в то время как шорты-полукомбинезон и носки Assos Superleger созданы для преодоления больших подъемов в жаркие дни. Подходящая джерси имеет только один карман, рассчитанный на тренировки в помещении, поэтому для этого теста мы использовали джерси Dhb Aeron Lab Ultralight, которая невероятно легкая, но в то же время имеет три кармана, что позволит выдерживать более длительные поездки. При общем весе в 7,16 кг, этот комплект — мечта любителя подъемов.
Наш универсальный велосипед — Factor Ostro VAM, который компания называет «велосипедом для всего», сочетает в себе низкое лобовое сопротивление и малый вес — 7,21 кг. Шлем Met Trenta и ботинки Lake CX302, как и велосипед, разделяют разницу в весе между легкими и аэродинамичными комплектами, а шлем также добавляет еще и аэродинамичности. Джерси Sportful Bomber плотно прилегает к телу, но при этом, как и шорты-полукомбинезоны Total Comfort, пригодны для ношения в течение всего дня. Вес велосипеда и экипировки составляет 8,4 кг, что почти ровно посередине между двумя другими комплектами.
Метод тестирования
Очевидно, что проконтролировать такой длинный тест с заездами в разные дни очень сложно, мы все еще могли многое осуществить, чтобы сделать его честным и репрезентативным. Сначала я проехал с упором на мощность, используя одинаковые педали Favero Assioma Duo с измерителем мощности на каждом велосипеде. В первом заезде я задал темп, затем повторил ту же мощность для каждого отрезка трассы на последующих заездах, при этом список секторов и целевые показатели мощности были прикреплены скотчем к верхним трубкам рамы (подробную информацию о каждом секторе смотрите на карте).
Хотя это невозможно сделать вслепую, внимательно наблюдая за текущей мощностью и средней мощностью на круге (сегменте) на экране, можно легко контролировать как общую среднюю мощность на дистанции, так и плавное распределение мощности. Однако это требует большой концентрации.
Во–вторых, я использовал одну и ту же аэропозицию на каждом отрезке трассы – хват за пистолеты на пологих подъемах, верхний хват руля для крутых подъемов, нижний хват руля на спусках и равнинах — и велосипеды были настроены идентично. В-третьих, я брал с собой одни и те же запчасти и инструменты, питание и две литровые фляги, чтобы не останавливаться и не пополнять запасы. Я даже ел в одних и тех же местах во время каждой поездки.
В-четвертых, чтобы исключить любые различия в сопротивлении качению, все велосипеды были оснащены 26-миллиметровыми шинами Pirelli P-Zero Race с камерами Maxxis Ultralight, накачанными до 6,2 бар спереди и 6,5 бар сзади.
Конечно, повторные тесты — это хорошо, но для такого длительного испытания это нецелесообразно. Потребовалось много времени на планирование и немалая удача, чтобы получить неделю стабильного высокого атмосферного давления, тихую и солнечную погоду, в которую можно было бы провести все три заезда, проводя их поочередно. Я ехал без остановок и на спусках не надевал жилет или куртку, что могло бы повлиять на результат сравнения аэродинамики.
Даже при всех этих усилиях в методе остаются уязвимые места. Атмосферное давление не будет одинаковым, и нет возможности контролировать аэродинамический эффект проезжающего транспорта на равнинах или задержки, вызванные необходимостью обгона автомобилей на спусках. Если возникнет какая–то задержка – например, овцы на дороге, — обработку данных со Strava можно будет использовать для определения потери времени. Кроме того, два города на маршруте – Лурд и Баньер–де-Бигор — было невозможно проехать с постоянно выдаваемой мощности на педалях, поэтому они были нейтрализованы, и всем трем заездам было отведено одинаковое среднее время на этом участке.
Как все прошло
Все три заезда прошли хорошо, при почти одинаковой погоде и без задержек или сбоев, что означает, что показатели мощности на каждом участке были практически одинаковыми. В некоторых местах, например, на подъеме на протяжении первых 11 км, было трудно почувствовать разницу между велосипедами с точки зрения скорости. Удивительно, но то же самое было и при подъеме на Турмале, хотя и в меньшей степени. Разница в весе была ощутимой, но, определенно, не было ощущения, что один из велосипедов был похожа на якорь, в то время как другой, казалось, «всплывал».
При спуске все было по-другому, но их отличала управляемость, а не аэродинамика и вес. Specialized казался хрупким и практически слишком легким, соскакивая с неровностей и подрывая уверенность. BMC на Zipp 808s был еще более проблемным. Таким высоким колесам действительно не место в высокогорье, где ветер дует отовсюду.
Колеса Zipps очень стабильны для своего профиля при воздействии бокового ветра на равнинной местности, но на верхних склонах Турмале их сильно сбивало боковым ветром. Factor показал, как это должно быть сделано: стабильно, понятно, точно, уверенно… и при этом было быстрее.
Последовавший за этим длинный спуск с ложной плоской поверхностью сопровождался небольшим встречным ветром каждый день, и здесь аэродинамичная конфигурация была в своей стихии, в то время как Specialized чувствовали себя ограниченным в этих условиях. Универсальный Factor, как и положено, находился где-то посередине.
Результаты
И победителем становится… универсальная конфигурация с результатом 3 часа 19 минут 37 секунд. На втором месте, с отставанием в 2 минуты 46 секунд, находится облегченная конфигурация с результатом 3 часа 22 минуты 23 секунды. На третьем месте — аэрошоссер, время которого 3 часа 24 минуты 41 секунду, что на целых 5 минут 4 секунды медленнее универсала.
Шоссейник с универсальной конфигурацией выиграл четыре из семи сегментов и был вторым на остальных отрезках. Особо следует отметить, что он проиграл всего 15 секунд у облегченной версии на подъеме Турмале. Пожалуй, самым впечатляющим является то, как он показал самое лучшее время на различных участках трека: труднопроходимых подъемах, сложных спусках и равнинных участках.
Легкая конфигурация заняла второе место, выиграв на Турмале, но не сумев использовать свое преимущество настолько, чтобы остаться в лидерах. Короче говоря, она наиболее эффективна только при крутом подъеме и дорого обходится на более быстрых участках.
Аэро конфигурация заняла третье место с совершенно противоположными результатами: она выиграла два этапа, которые ей подходили, и была последней в остальных. На Турмале из-за своего веса подъем занял почти на две с половиной минуты дольше, а затем из-за плохой управляемости спуск стоил еще 43 секунды.
‘Эти результаты впечатляют», — говорит Смарт. «Универсальная конфигурация теряет некоторое преимущество в аэродинамике и весе, но она лучше всего справляется с этой задачей, к тому же это был самый стабильный и внушающий уверенность велосипед. Общая разница во времени колоссальна».
Все метрики вы можете посмотреть в Strava
1-е место — Универсал: Factor Ostro VAM, 3 ч 19 мин 37 сек, 237 Вт средняя мощность | Смотреть в Strava
2-е место — Легкая конфигурация: Specialized S-Works Aethos, 3 ч 22 мин 23 сек (-2 мин 46 сек), 236 Вт средняя мощность | Смотреть в Strava
3-е место — Аэрошоссер: BMC Timemachine 01 Two, 3 ч 24 мин 41 сек (-5 мин 04 сек), 235 Вт средняя мощность | Смотреть в Strava
Выводы
Аэро — это все, и вес — это… большинстве случаях тоже. Сочетание этих характеристик в универсальных продуктах позволяет получить лучшее из обоих миров, превосходящее по своим характеристикам специализированное легкое или аэроснаряжение.
Итак, когда я в следующий раз запишусь на Gran Fondo, буду ли я просто использовать более универсальный комплект, представленный здесь? Не совсем. Я бы предпочел более универсальную модель Factor Ostro, но я бы сочетал ее с аэрошлемом Giro, спортивным аэрокостюмом Castelli Sanremo и носками Rule 28 в сочетании со сверхлегкой обувью Giro. Это было бы и легче на 44 грамма, и более аэродинамично. Думаю, это стоило бы еще одной минуты выигрыша.
Тестовый маршрут
Много подъемов, много спусков и все, что между ними
Соперники
Аэрокомплект
BMC Timemachine 01 Two 8,18 кг (7,9 кг в стоке)
Колеса Zipp 808 Firecrest (наше дополнение, модельный год 2021)
Шлем Giro Eclipse Spherical: 308 г
Очки SunGod Airas: 33 г
Спортивный костюм Castelli Sanremo Speedsuit: 256 г
Носки Rule 28: 56 г
Обувь Suplest Aero: 626 г
Вес комплекта экипировки 1279 г
Общий вес оборудования 9,46 кг
Легкий комплект
Specialized S-Works Aethos 6,19 кг
Шлем Poc Ventral Lite: 210 г
Очки Poc Elicit: 23 г
Джерси Dhb Aeron Lab Ultralight: 83 г
Шорты-комбинезон Assos Equipe RSR Superleger S9: 129 г
Носки Assos RS Superleger: 30 г
Обувь Giro Empire SLX II: 498 г
Вес экипировки 973 г
Общий вес оборудования 7,16 кг
Универсальный комплект
Factor Ostro VAM 7,21 кг
Шлем Met Trenta Mips: 287 г
Очки Rudy Project Spinshield: 28 г
Джерси Sportful Bomber: 111 г
Шорты-комбинезон Sportful Total Comfort: 168 г Носки Rule 28: 56 г
Обувь Lake CX302: 540 г
Вес экипировки 1190 г
Общий вес оборудования 8,40 кг
______
Фото: Chris Storrar (Крис Сторрар)