Как изменился BMX в России за последние 10 лет?
BMX-фристайл – дисциплины, которая в этом году дебютировала на Олимпиаде. Рассказывает Константин Андреев, пятикратный чемпион России, победитель этапов чемпионата мира Fise, Simple Summer Session и других международных соревнований.
Константин начал заниматься BMX в 2008 году – делал трюки в скейт-парках в питерских дворах; в 2010-м снял первый профайл, а с 2013-го попадал в тройку призеров во всех российских соревнованиях.
Что произошло с BMX-фристайлом за эти 10 лет
Раньше были просто BMX-еры: ребята, которые катались на велосипеде. Кто-то любил стрит, кто-то – парк. Это похожие для обывателя дисциплины, но на самом деле разные.
Стритеры не делают сальто и вертушек, всяких сложных трюков. Их трюки более плавные, они скользят на пегах по перилам, по граням, используют баланс. Катаются без шлемов и без защиты – это главное отличие. Парковый фристайл (эйр) больше похож на акробатику: нужно делать много трюков, вылетать на высокой скорости и с большой амплитудой.
Потом произошло ощутимое разделение на две тусовки: одна – андерграунд, душевная компашка с принципом «делаем, что хотим». Вторая – «спортики», люди, которые начали тренироваться усердно, чтобы добиться спортивных результатов.
Я никогда не делил дисциплины стрит и парк: катался и там, и там, выигрывал и там, и там, но в один момент мероприятий в парке стало гораздо больше. И я стал больше уделять времени этой дисциплине.
В эйр-парке с 2013 по 2017 год контесты проводились каждую неделю с мая по сентябрь. Я открывал календарь и выбирал, куда хочу поехать: в Барселону или Мюнхен? Смотрел на призовые деньги, был там или не был. 040 BMX Park в Эйндховене, Barcelona Extreme Games – было бесконечное число мероприятий; я впервые слышал о контесте, приезжал туда, и он был крутым.
Стритовых контестов проводилось значительно меньше, я бы сказал, что пять в год, и логичнее и тактичнее было работать на парках. Мое единственное желание было просто кататься на велосипеде, поэтому я ездил по соревнованиям с целью выиграть. Чтобы заработать денег и поехать на следующие соревнования – оплатить билет, проживание. Для этого мне нужно было побеждать.
Потом уже пришла Олимпиада. Я застал эту новость, сидя на квалификации X Games за завтраком. Все шло к тому, что BMX станет олимпийским видом спорта. И когда это случилось, открыто сказали, что BMX-фристайл – это парк, это эйры. На соревнованиях начали строить соответствующие скейт-парки, и как-то это закрепилось.
В 2017 году появилась новость про Олимпиаду, в 2018-м начались официальные Кубки и чемпионаты мира, коммерческие мероприятия пошли на спад.
В чем отличие между ними? Раньше был рок-н-ролл. Организаторы больше заботились о том, чтобы эти мероприятия понравились самим атлетам, чтобы они захотели приехать туда еще раз, продемонстрировать себя. Это было шоу. Там организовывали и тусовки, и познавательные программы и экскурсии. Ощущалось, что тебя рады здесь видеть. Помимо этого были призовые деньги. То есть ты отчетливо понимал, зачем приехал: выступить, поработать, хорошо провести время.
Все понимали, что необходимо подарить эмоции и атлетам, и зрителям.
Каким стал BMX сейчас
Экстрим-парков в России становится больше с каждым днем, но почти все рассчитаны на начальный уровень – людей, которые впервые пришли в спорт и хотят как-то научиться кататься на велосипеде. На начальные лет пять пойдет, но для меня лично и для многих, кто выступает на международном уровне, этого недостаточно.
Есть два вида парков: эйр-парки и стрит-парки. Стрит-парки – это такие бетонные плазы (площадки), где могут кататься и скейтбордисты, и BMX-еры. Их очень много в России, в основном строят именно стрит-плазы. При этом на Олимпиаде и больших соревнованиях представлена эйр-дисциплина, а вот эйр-парков у нас почти нет.
Все российские парки в 2 раза меньше, чем те, которые стоят на чемпионате мира, на Кубках мира и чемпионате Европы. С одной стороны круто, что спорт популяризируется и становится больше условий для роста. Но с другой стороны, рост идет только на начальном этапе, а создать возможность ребятам, которые уже что-то умеют, стать чемпионами – условий нет.
Идеальный парк должен быть большим. Разнообразным. Просто достаточно сбалансированным. Но в первую очередь большим и закрытым – мы, к сожалению, не в Калифорнии живем.
Есть несколько парков, которые подходят спортсменам, выступающим на высоком уровне, да и всем, кто хочет хоть чему-то научиться. Это закрытые парки «РампСтрой Хаус» в Москве, «Спортэкс» в Красноярске, открытый парк XSA Training Park в Краснодаре. Есть еще закрытые парки «Жесть» и «Смена» в Питере – хорошие, но очень маленькие.
Еще один хороший скейт-парк – «Делай» в Красногорске, его недавно построили, он прикольный, но открытый. То есть в нем можно кататься по факту 4 месяца в году, но зато он подходит под дисциплину эйр. Там есть и небольшие стрит-фигуры, скейтбордисты тоже могут там кататься.
Плюс открытых парков – они бесплатны, но работают 4 месяца в году, остальное время – дождь или снег. В некоторых городах устраивают парки под мостами – они проработают не четыре месяца, а шесть. Нужно понимать, насколько травмоопасно кататься в холодную температуру. То, что мы делаем – это достаточно сложные элементы. И нагрузки на суставы и связки тоже серьезные. Если ты не разогретый, холодный, то вообще не можешь кататься и допускаешь ошибки.
Так что летом – да, классно кататься в открытом парке. Дождь пошел – не страшно. Но это полгода в год. Поэтому приходится платить за вход в закрытый парк – в Москве это 600 рублей.
Именно поэтому трюковые самокаты стали такими популярными. Там порог входа гораздо меньше – начинать можно в гораздо младшем возрасте. И дешевле намного. Я в свое время покупал BMX-раму за 7 000 рублей, а сейчас рама стоит 30 000 руб. – не самая дешевая, нормальная. Для Москвы это может быть нормальная цена, но для регионов, конечно, жестко. Если раньше самый крутой велик, который только можно представить, стоил 50 000 руб., то сейчас эта цена порядка 150 000-170 000 рублей.
Все мероприятия сейчас получают официальный статус. Очень мало осталось соревнований с призовыми, часто атлетам оплачивают только логистику и они приезжают чтобы заработать баллы для поездки на Олимпиаду. В итоге получается гонка за одним контестом.
Раньше хотелось ехать на соревнования не только ради того, чтобы выступить, а чтобы провести там время. Теперь система и формат меняются, у нас появляется четкая задача – отстоять честь страны, заработать баллы.
Что ждет BMX дальше и каким хочется видеть этот спорт
Я бы хотел совместить эйр и стрит, как это было раньше, до разделения на олимпийскую и не-олимпийскую историю.
Я не то, что грущу по прошлому – очень глупо не принимать изменения. Скорее вспоминаю с теплом и радуюсь, что застал весь BMX, когда он был вообще другим. Невероятный опыт – надеюсь, мы к этому еще вернемся.
Раньше было больше коммерческой поддержки, потому что все понимали, что если не мы, то никто. Поэтому появлялись новые бренды, магазины, спонсоры. Сейчас с этим сложнее. В будущем могут в принципе запретить коммерческие истории, не будет никаких индивидуальных контрактов, атлеты будут на полном обеспечении в сборной, ездить только на официальные соревнования.
Индивидуальность, тот самый рок-н-ролл, вымирает. 90 % людей, которые состоят в сборной, выросли сами, нам не помогал в этом никто, кроме нас самих. При этом я сам двигался не к Олимпиаде, а к независимости. В настоящий момент, конечно, есть сборная и есть тренеры, но не все могут в нее попасть.
Талантливые ребята без бэкграунда ничего не могут сделать. Я знаю супер-талантливых ребят, которые заперты дома. Скоро будет уже третий пандемийный год: из-за этого постоянно отменяет мероприятия. Раньше было много шоу, теперь их нет совсем. И ребята сидят дома: живут у родителей, у них нет денег, чтобы тренироваться в тепле в Краснодаре или в Казани.
Вернутся ли коммерческие шоу с призовыми? Мне самому интересно, изменится ли что-то или все уже смирились.
В целом за последнее десятилетие BMX-еров стало больше, потому что информация стала доступнее, появилось больше людей, которые хотят в это вовлечься.
Мне постоянно пишут в инстаграме, просят оценить трюк или дать совет. Инстаграм – твое портфолио. Количество подписчиков относительно показывает твою крутость, сразу же есть подборка видео, люди выкладывают самые яркие моменты. То есть они снимают не что-то одно, как раньше, когда ты целый год ждал фильм одной банды. Они снимают 50 раз – и выкладывают видео 50 раз за год.
Это плюс, потому что доступность информации влияет на умы молодежи. Когда они начинают кататься на велосипеде, они понимают: эти трюки реальны, это просто, это все делают. У меня не было информации в таком количестве. Мы делали трюки и не знали: ты его сам придумал или он был? Не было такой насмотренности.
С другой стороны, это рождает перенасыщенность, интерес пропадает. Когда кто-то выкладывает что-то стоящее, все к этому относятся уже спокойно. Не передают из уст в уста, что нужно срочно посмотреть, потому что это «вау!», не репостят к себе.
Еще многие почему-то стали думать, что стали очень крутые. У меня таких вопросов даже не возникало. Я стеснялся свой профайл снять первый, меня чуть ли не силой заставили. А сейчас все думают, что они крутые и особенные, хотя по факту никто ничего особенного не делает, наоборот, перестали пытаться выделяться из толпы, потому что копируют ту информацию, которую видят в своих телефонах.
За талантливыми ребятами я слежу, помогаю чем могу. Это как хобби: я должен знать, на чьи плечи я перекладываю ответственность за BMX в России. До меня о BMX-ерах из России за рубежом толком и не знали. В принципе, я один из первых, кто заявил, что в России есть спортсмены. Я осознаю, что на моих видосах, на моем примере, выросло очень много российских райдеров – и воспринимаю это как проделанную работу, которую неохото потерять.
Вся эта BMX-движуха сделала меня тем, кто я есть. Я в восторге, я благодарен BMX-у и хочу хоть как-то отплатить. Если я могу что-то сделать, как-то внести свою лепту, то я с радостью ее внесу. И даже если перестану работать на спортивные достижения, то не брошу BMX, это мое любимое занятие.
Автор: Юля Пухкал