Мировые новости

Велосипед и спорт во Франции и Швейцарии — взгляд изнутри

Часто на наших отечественных форумах, посвящённые маунтинбайку и гоночным офф-роуд дисциплинам, мне встречаются упоминания того, какие в Европе хорошие гонщики, как они на велосипедах для циклокросса ездят даунхилл аки бессмертные, и как в общем-то «там» всё продвинуто. Как все мы знаем, то, что видно на поверхности — это, в большинстве случаев, только вершина айсберга, начинается же всё гораздо «ниже» и раньше. Целью данной небольшой заметки является не желание открыть Америку, но познакомить уважаемого читателя с некоторыми аспектами французской и швейцарской велосипедной жизни, которые отчасти участвуют в образовании этого фундамента.

Данная заметка является моим восприятием происходящего, и не претендует на исчерпывающую объективность.

Климат

Начну с самого базового — климата. Он здесь достаточно мягкий, нет сильных морозов. Немного холоднее на севере Франции и Швейцарии. Тем не менее, по российским меркам он всё равно мягкий. На шоссе уже можно тренироваться в последнюю неделю-две февраля, когда подтаивает и подсыхает немногочисленный снег на дорогах. Снега, кстати, может выпасть много (30-60) см — но в пределах 5ти раз за зиму, судя по моему, не больше. В то же время, ветра достаточно сильные (до 75 км/ч), но это опять-таки — несколько дней/недель за зиму. В общем и целом, зима мягкая, лето жаркое, что создаёт идеальные условия для шоссе и кантри. На юге (например, Cavalaire-sur-Mer) становится тепло достаточно рано, и большинство не берёт неделю отпуска и накатывает первую тыщу как раз в конце февраля.

Рельеф и застройка.

Если ты живёшь в деревне с населением 10 000 человек, то выехать за город покататься гораздо проще, чем выехать за город покататься из Москвы. Процесс выезда в больших городах де-мотивирует. Тут же вскочил на байк, 10 минут — и ты в каком-никаком, а лесу. Да, мне повезло — сейчас я живу в предгориях Журы (Jura mountains — Jurassic period), но был и в центре Франции, и кое-где в Швейцарии — с точки зрения тренировок и велика лес очень доступен для местного населения.
Конечно, не везде и во Франции рай, есть районы абсолютно без леса, равнинные — и таких достаточно. В этом случае, в регионе может развиваться шоссейный спорт и циклокросс (между виноградников!).

Дороги и водители

В следствие мягкого климата дороги находятся в более приемлемом состоянии, чем в России. В горах, где перепады температур выше, заметны эрозия и общее разрушение асфальта, особенно во Франции, где дороги значительно хуже, чем в Швейцарии.

Самое же главное — водители, которые уважительно относятся к велосипедистам. По крайней мере, на дороге. Либо они спокойно едут за тобой, либо обгоняют по полосе с минимальным расстоянием в метр, фактически — по полосе встречного движения. Как было написано в FAQ по сдаче на права в Швейцарии, «на дороге есть три бога — пешеход, велосипедист, и общественный транспорт».

Велосипедисты, тренирующиеся на шоссе, кстати, очень сильно нервируют россиян в Европе, даже постоянно живущих. Тут, в общем-то, считается в норме занять всю полосу двумя велосипедистами, что просто как красная тряпка. Вообще, с увеличением иммиграции в Европу более молодых народностей уровень толерантности на дороге падает, что может негативно отразиться в будущем на шоссейниках.

Также, и Франция и Швейцария характеризуется высокой плотностью асфальтированных дорог, а также автомагистралей, которые пропускают через себя основную массу тяжеловозов, и обеспечивают хорошую связанность и быструю доступность различных регионов. Региональные и департаментные дороги загружены слабо и поэтому относительно безопасны.

Система клубов.

Во Франции и франкоязычной Швейцарии я не знаю региона без велоклуба. В каждом регионе, городе, населённом пункте есть клуб. Это, зачастую, частные объединения, но есть и с поддержкой местной администрации. У клубов, особенно больших и с сильной командой, есть спонсоры — часто, это сети супермаркетов, магазины, частные предприятия. Все спонсоры «печатаются» на джерси. Во Франции это часто сети Intersport, Carrefour, Intermarché, L’Eclerc, банк Crédit Agricole, в Швейцарии — банк Raiffeisen, более мелкие частные предприятия и магазины.

Например, так выглядит форма одного из двух клубов региона Pays de Gex департамента Ain, красным выделены лэйблы спонсоров клуба:

Членство в клубе стоит денег — в моём случае, ежегодный взнос составляет порядка 70 евро. Взамен ты бесплатно получаешь джерси и велотрусы на лямках с символикой клуба. Кроме того, поскольку клуб — это объединение людей по интересам, то становится проще договорится о трансфере на гонку. Так же в распоряжение участников клуба может предоставляться «клубный» автомобиль с крепление для великов, что отлично подходит для транспортировки 4х человек на гонку. Так же, в случае циклокросса, можно получить необходимую техническую поддержку во время гонки от клубных механиков/добровольцев (если таковые имеются).

Самое же важное, на мой взгляд, что в каждом клубе есть «école de cyclisme» — велошкола, своеобразный «курс молодого бойца для велосипедиста».

École de cyclisme

Велошкола часто состоит из шоссейной секции, и КК-секции, как наиболее популярных направлений. Если у клуба есть средства, то у клуба есть тренер, если нет — то нет, что, в общем-то, совсем людей не волнует — они организовывают всё своими силами. Занятия разделены по возрасту — для кадетов-юниоров, и для юниоров и выше. Содержание тренировок зависит от организатора. Занятия секции кросс-кантри, которые мне удалось посетить, включали в себя:

  • велоориентирование
  • езду по простой пересечённой местности
  • езду по простым горам
  • тренировки «базовой техники» — как рулить между расставленных шашечек, как заезжать апхиллы, как съезжать

Многие дети в возрасте 10-12 лет могут — или, что не менее важно — активно пытаются делать вилли и прыгать небольшие дропы до 30-50 сантиметров.

В моём клубе один таких преподавателей — действующий гонщик-любитель из категорий Seniors (>40 лет), который регулярно показывается в топ5 гонок регионального масштаба Швейцарии и Франции.

Вообще, клуб — источник всяческих благ. Через клуб можно купить велики с хорошими скидками (не всегда). Клуб устраивает ярмарки по распродаже/обмену компонент (стоит немного денег, и клуб забирает 15% от выручки). В общем, клуб — это то, где ты начинаешь свою велосипедную и — если хочешь — гоночную жизнь. Так же бойцам велошколы обеспечивают трансфер и помощь на гонках, там, где это необходимо — т.е. циклокросс и шоссе.

Если вы заметили, я не использовал слов «спорт» и «результат». На этом этапе они мало кого интересуют, гораздо важнее слова «удовольствие», «любовь к занятиям» и «общее развитие». Никаких разрядов, зачётов, званий, ничего. Просто приезжай и катайся со сверстниками. Лично у меня создалось впечатление, что во главе угла стоит прогресс и сохранение интереса к занятиям, что бы ребёнок не «наелся» раньше времени.

Лицензии и прогресс.

Во Франции каждому, кто имеет отношение к гонкам, положена лицензия Fédération Française de Cyclisme (FFC) (в моём случае стоила 90 евро), она же — UCI лицензия. Французская шоссейная система достаточно комплексная, кросс-кантри — простая. На шоссе ты начинаешь с самой нижней — третьей — категории с соответствующей лицензией. При входе в «очковую зону» — первые 20 мест — ты получаешь рейтинг. При наборе определённого рейтинга — переходишь автоматом вышe во вторую категорию с выдачей новой лицензии; при этом, запрещается в дальнейшем участвовать в гонках 3й категории.

Количество же лицензий первой категории ограничено тремястами в год на всю Францию. Вычисляется региональная квота и квота на департамент. Например, будучи самым могучим велосипедным регионом, на регион Роны и Альп выделяется 107 лицензий первой категории из трёхсот. Для «взятия» первой категории необходимы так же очки, которые ты набираешь финишируя в топ20, плюс дополнительно, если хочется перейти прямо во время сезона, нужно иметь несколько топ5 финишей. Гонки 2й категории — это гонки регионального уровня, т.е. между департаментами.

И так, вот ты проходишь вплоть до 1й категории. 1я категория — это так называемся элита, гонки национального уровня. Тут твой прогресс весьма сильно зависит от команды, ибо команда в современном шоссе — это фундамент. Тут кончается личный и начинается зачёт командный в категориях DN3, DN2 и DN1. Есть несколько гонок национальной серии, в которых команда клуба может заработать очки и повысить свой рейтинг и перейти из одной категории в другую. Ну а далее — это уже континентальные гонки и гонки ПроТура, насколько мне удалось выяснить 🙂 В гонках 1й категории допускается участие иностранных команд. Например, на гонку многодневную гонку первой категории Tour de Pays de Gex регулярно приезжают вторые составы «Катюши», «Кофидис» и прочих известных команд.

Французские системы циклокросса и КК достаточно просты — департаментные, региональные, и национальные гонки. Хорошо едешь в регионе — идёшь на чемпионат департамента. Заехал на определённые места там — едешь на гонки национального уровня, т.е. кубок Франции и чемпионат Франции. Таким образом, может получиться так, что ты за один/два года достигнешь национального уровня — так случилось с сыном моего коллеги, который в юношестве отдавал предпочтение байку, а не шоссейнику, и за пару лет достиг национального уровня Франции по юниорам. При этом, поддержка, сервис и железо легло на плечи его папы %)

Окей, ладно, а что со Швейцарией? По закону, каждый находящийся в Швейцарии больше 3х месяцев, должен иметь медицинскую страховку. Если человек участвует в гонках — он просто подключает опцию стахования от всяких бед во время спортивной деятельности. Таким образом, любителям лицензия не нужна — на региональные гонки можно просто приехать и участвовать, как КК, так и шоссейные. Лучшие среди любителей кросс-кантри получают лицензию элиты и участвуют в UCI гонках первой и второй категории, в национальном кубке — BMC Racing Cup, — и чемпионате Швейцарии. В BMC Racing Cup также могут участвовать и любители в отдельной категории. Национальный уровень Швейцарии в кросс-кантри исключительно высок, и представлен фамилиями, которые внушают ужас и страх и заставляют сердце подкрадываться к пяткам: Саузер, Наф, Шуртер, Фришнехт, Гужан, Вогель, оба Флюкигера, Гигер и многие другие, менее известные гонщики. Это как иметь Пита, Гвина, Грасию, Лопеса и Хилла на клочке земли в половину Тверской области. Также частенько наезжают варяги: немцы — Милац, например; французы — Абсалон, Танпье; итальянец Марко Фонтана заглядывает; и прочие. В условиях сильнейшей конкуренции действительно отбираются только лучшие из лучших.

Например, приведу постер одного из этапов кубка Швейцарии, он же BMC Racing Cup, в Muttenz: 

Шоссейная система Швейцарии в общем и целом совпадает с системой КК.

Так же, характерно отсутствие разрядов как таковых. Твоё звание — это твоя лицензия, а дальше только конкретный результат. Никаких нормативов, разрядов, разномастных КМС/МС/МС МК, и прочего. Спорт, в значении регулярных тренировок, появляется на рубеже гонок второй-первой категории, где ты сталкиваешься уже с талантливой молодёжью, которой хочется уже немного больше, чем кататься, — многим уже нужен результат, у многих есть своего рода наставники, с которыми они полноценно тренируются — часто это сами бывшие профессиональные гонщики и спортсмены. Так начинается тот спорт, из которого выросли все вышеперечисленные легенды.

Доступность велокомпонент.

Уровень жизни в Европе достаточно высокий, т.е. достаточный для того, что бы тратить порядка 10 000 — 15 000 рублей в месяц на компоненты могут позволить себе многие. Родители широко спонсируют детей — я был в шоке, когда увидел такое количество карбо-колёс под «трубки» и сменных велосипедов на чемпионате департамента по циклокроссу в юношеских категориях. В общем и целом, люди предпочитают здесь просто покупать новые компоненты, чем ремонтировать старые. За деньги можно найти всё угодно, скорость доставки компонент внутри Европы — в пределах одной недели.

Краткий сравнительный анализ и явные отличия

  1. Абсолютно разное понятие велошколы. В России велошкола — это спортивная секция с тренером, в которой дети занимаются спортом. Во Франции/Швейцарии — это скорее первая ступень, где ты получаешь навыки и удовольствие. Спорт начинается много позже.
  2. Как следствие, разный изначальный посыл. Здесь спорт — это «выхлоп» от 350 любителей, выходящих на старт региональной гонки. У нас же спорт — это спортшколы и результат, а также школы Высшего Спортивного Мастерства. Абсолютно разное понятие и принятие гонок как событий массового развлечения, а не узконаправленной спортивной ориентации.
  3. Клуб — поддерживаемый и спонсируемый фундамент как французского, так и швейцарского велоспорта. И Абсалон, и Шуртер принадлежали и принадлежат какому-то маленькому клубу. Недаром на этапе КМ в Ля Бресс я видел гонщиков клубов, хорошо представленных на региональном уровне, с членами которыми не раз сходились в апхилльной схватке 🙂 У нас, насколько мне видно, клубная система находится в самом начале своего развития, соответственно — меньший охват. Меньший охват — меньший отбор. Меньший отбор — ещё меньший процент уходящих в «спорт высших достижени».
  4. Куда более высокий уровень толерантности на дорогах к тренирующимся.
  5. Более высокая доступность велокомпонент в виду их меньшей относительной стоимости. Когда я жил в Твери и получал 24 000 рублей — очень неплохую зарплату года 4-5 назад — то покупка новых колёс за 12 000 рублей была для меня чем-то из области фантастики 🙂 Кроме того, зачастую велокомпоненты в России стоят дороже, чем зарубежом, что вступает в противоречие с банальной логикой: люди, получающие меньшие деньги, не могут и не должны платить больше за тот же самый переключатель или вилку. К чести многих магазинов, они пытаются идти на встречу людям и делать всякие скидки — но это далеко не всегда и не везде, и сильно зависит от менеджерского состава.
  6. То, что невозможно исправить — это более тёплый климат, общая компактность, связанность и обилие подходящего рельефа и леса зачастую в «шаговой» доступности. Т.е. очень сложно быть конкурентным спортсмену, который живёт в таких условиях и ориентирован на результат. Поэтому, зачастую, невозможно требовать результатов сходных европейским от наших спортсменов, которые изначально находятся в более проигрышных условиях. Это не оправдание, но призыв как минимум к здравой оценке происходящего.
  7. Все страны, производящие крутых чемпионов — это велосипедные страны с очень долгой историей внедрения велосипеда в культурную жизнь. Голландия, Бельгия, Швейцария, Испания, Франция, Англия, Италия, Германия — это страны, где велосипед — это часть культуры, часть жизни общества. В самосознании жителей уже есть уголок, который занимают велосипедисты в их мировосприятии, и для них лайкра это не признак гомосятины, а признак достойного занятия. Думаю, на это ушли годы.

На этом я бы хотел закончить своё короткое повествование. Выводы я предоставляю делать вам, и надеюсь на разумное и, по мере сил, объективное обсуждение. Напоминаю, вышеизложенное является моим осмыслением увиденного и услышанного, и не претендует на звание истины в последней инстанции.

В виду вышесказанного, отдельно хотелось бы отметить, что понастроив жестких трасс с зубодробильными спусками-пулялками-съезжалками, нельзя расчитывать на появление элиты мирового уровня на следующий день — и, возможно, даже на следующий год. Как и везде, требуется планомерная эволюция и изменения сознания людей, их уровня восприятия и понимания трасс, а так же ответственности организаторов в плане оповещения находящихся на трассе о грозящих ему опасностей во избежании несчастного случая. Личная безопасность участника (в тех пределах, насколько это возможно) — залог спокойного сна организаторов.

Небольшое обновление: как верно было замечено Денисом Кабаненым, в Финляндии, например, так же достаточно любителей и клубов, но нет такой развитой системы, как во Франции. Если в общем и целом посмотреть на Европу, то у каждой из стран, есть некоторые особенности, своего рода национальный колорит:

  • Эстония — много любителей, но полное отсутствие профессионального велоспорта;
  • Германия — не смотря на популярность триатлона, и так же статуса велосипедной страны, со времён Яна Ульриха нет заментных шоссейных профиков и команд. Знакомый немец объясняет это допинговыми историями вокруг шоссейного велоспорта. Тем не менее, есть сильная МТБ команда;
  • Финляндия — регулярно производит лыжников и автогонщиков, но не производит профессиональных велосипедистов;
  • Бельгия — страна фанатеет от циклокросса, в меньшей степени от шоссе (тоже с лёгким ароматом кросса), несмотря на наследство Эдди Меркса, и совсем мало от МТБ.

Думаю, что при должном внимании можно обнаружить массу других специфических черт, свойственных каждой отдельно взятой стране в воспросах велосипеда в общем и велоспорта в частности. Что также интересно, что в государстве с развитым любительским спортом совсем не обязательно будет развит профессиональный спорт, но в стране с развитым профессиональным спортом, по всей видимости, всегда развит любительский 🙂

Надеюсь, что был хоть сколько-нибудь полезным.

В статье использовались фотографии Christophe Jacquemet (отсюда) и Matteo Mara (отсюда)
Текст: Raido