Старинный велотоннель в Англии
Тайнский велопешеходный тоннель (Tyne cyclist and pedestrian tunnels) — первый в Великобритании тоннель, построенный специально для велосипедистов. Проложен под рекой Тайн между Хаудоном и Джарроу.


Тоннель длиной 275 метров открыли в 1951 году. Он состоит из двух туннелей, идущих параллельно: один, предназначенный для пешеходов, имеет высоту 3,2 м; второй, для велосипедистов, имеет высоту 3,7 м. Оба туннеля имеют длину 270 м и проходят на глубине 12 м ниже русла реки.
В 2000 году тоннель внесли в список исторического наследия. В 2013 году началась его реконструкция, которая была закончена в августе 2019 года. Обновлённый тоннель стал частью национальной велосети и считается одним из лучших образцов велоинфраструктуры в стране.
Спуск к тоннелям с каждой стороны осуществляется с помощью эскалаторов и лифта. Сохранились оригинальные эскалаторы фирмы Waygood-Otis 1951 года с 306 деревянными ступеньками. На момент строительства они стали самыми высокими однопролётными эскалаторами Великобритании: высота — 26 м, длина — 60 м. В 1992 году более высокие эскалаторы (27,4 м) были установлены на станции Эйнджел лондонского метро. Эскалаторы Тайнского тоннеля остаются самыми длинными деревянными эскалаторами в мире.
В 2023 году пешеходным туннелем пользовались 27 000 человек в месяц.

Тоннель длиной 275 метров, пролегающий на глубине 12 метров под рекой Тайн задумали ещё до Второй мировой, а начали строить в 1947 году. Он должен был соединить два индустриальных городка — Джароу и Хаудон. До этого местным жителям приходилось либо ждать парома, либо делать большой крюк, чтобы добраться до ближайшего моста. Тоннель открылся в 1951 году, ежедневно им пользовались 18-20 тысяч человек. Большинство из них работали на местных верфях.

Спуститься в тоннель люди могли на эскалаторах (они до сих пор считаются самыми длинными в мире) или на лифте. Доля велосипедных поездок в Британии в те годы составляла 25%, поэтому, чтобы никто никому не мешал, тоннель поделили на две части: велосипедную шириной 3,7 метра и пешеходную, которая была чуть поуже — 3,2 метра. Спустя шестнадцать лет рядом появился ещё один тоннель, автомобильный, но он был платным, а с пешеходов и велосипедистов денег не брали.
Хотя популярность тоннеля пошла на спад, его решили сохранить и отреставрировать.
В 2000-м году тоннель под рекой Тайн внесли в список исторического наследия, но популярность его к тому моменту сильно упала: предприятия, ради которых он был построен, закрылись; большинство местных жителей обзавелись автомобилями. Но поскольку никакой альтернативы для пешеходов и велосипедистов с начала 1950-х годов в этих местах так не по появилось, тоннель решили сохранить и отреставрировать.

Ремонт, который обошёлся в 16 млн фунтов, начался в 2013 году и был закончен в августе 2019. Всё это время велосипедисты и пешеходы могли перебраться с берега на берег на маршрутках, которые пустили по автомобильному тоннелю. Во время реконструкции из тоннеля убрали вредный асбест, а два из четырёх деревянных эскалаторов заменили более удобными стеклянными наклонными лифтами (правда у них не очень большая вместимость, всего шесть человек за рейс). Оставшиеся два законсервировали и снабдили подсветкой.

Деревянный эскалатор

Старый кафель на стенах старались, где можно, сохранить, а утраченные фрагменты заменили точно такой же современной плиткой. Аналогично поступили с полами — строители сняли и переустановили 2 630 оригинальных плит, а разбитые заменили репликами. Для изготовления стеновых панелей в холлах привлекли компанию Formica, которая делала панели для тоннеля 70 лет назад.

Обновлённый тоннель стал частью национальной велосети и, как считают в Британии, — это один из лучших образцов велоинфрастуктуры в стране. И, конечно же, прекрасный пример заботы об историческом наследии.
Фотографии: Carlton Raid. По материалам Forbes и The Guardian, чей сайт стоит посетить ради замечательных исторических фотографий тоннеля.