Курск: история велосипеда в городе
Почему-то считается, что в деле популяризации бытового велосипеда мы лишь следуем за Скандинавскими странами. Вот там де интерес к двухколесному техническому чуду на самом деле высок, независимо от рангов и титулов ездоков…
Посмею с этим не согласиться. В начале 70-х годов прошлого столетия мне довелось работать на машиностроительном заводе в поселке Пены Льговского района. Рабочие в своем большинстве в теплое время года ездили на велосипедах. В том числе весьма солидные дядьки. У проходной завода была организована велостоянка, вмещавшая до трехсот веломашин при общей численности работающих около двух тысяч человек. То есть велосипед в то время был близок к сути россиянина, особенно если учесть наши необъятные просторы. Какая уж там Скандинавия.
Здесь стоит добавить, что современный бытовой велосипед мало изменился с последней четверти XIX века, по сути, таков он уже 150 лет. Появились автомобили, мотоциклы, самолеты, космические корабли – и все это на фоне практически неизменного велосипеда. Недаром же бытует устойчивое выражение «изобрести велосипед» – как символ удачной, незыблемой конструкции, а еще – бесполезности что-либо придумывать на том или ином поприще.
В 1884 году появился Rover – модель велосипеда, практически ничем не отличимая от современных. «Скиталец», придуманный англичанином Джоном Кемпом Старли, имел равного диаметра колеса, раму и цепную передачу на заднее колесо. Седло велосипедиста комфортно располагалось между колесами, на раме. «Ровер» считался безопасным. То есть предшествующие конструкции можно оставить для музеев.
Справедливости ради, заметим: стоил такой велосипед в конце 80 годов XIX века 240 рублей – по тем временам очень дорого.
В 1894 году городское общество велосипедистов, не имея собственного трека, арендовало ипподром для велосипедных гонок. Причём по примеру Петербурга и Москвы, чтобы привлечь больше зрителей, в эти гонки включались, например, состязания велосипедиста с лошадью. По беговой дорожке лихо мчался нарядный ямщик на русской тройке, стараясь обогнать юркого велосипедиста. В большинстве случаев победа доставалась коням железным.
КУРСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ (КОВЛ)
27 апреля 1892 г. в Общественном клубе Курска состоялось учредительное собрание общества велосипедистов-любителей, на котором был принят его устав и подписано письмо на имя губернатора с просьбой о разрешении деятельности общества.
Уже в мае общество арендовало сад городской усадьбы князя Юсупова (на Московской ул.), где и устроило циклодром с кругом в 85 сажен.
11 июля 1892 г. был учрежден устав и дано разрешение на деятельность. Председателем избрали К.П.Горохова, вице-председателем Н.А.Офросимова, секретарем Н.П.Гинсбурга. Всего в общество записались 32 человека.
Большинство членов были люди состоятельные: членский взнос составлял 10 рублей, а покупка велосипеда обходилась в 200-240 рублей.
С этого момента спортсмены-любители развивают активнейшую деятельность, устраивая соревнования на велодроме, а также на шоссе, проведя гонку Курск-Обоянь-Курск.
В сезоне 1892 г. лучшими велосипедистами считались Гинсбург, Ефремов, Орлов, Фидоровский, Стоян, Медведев. Однако в 1893 г. руководство общества не справилось с задачами, соревнования не проводились ни разу, а циклодром использовался для гуляний и других увеселительных мероприятий. Был избран новый комитет КОВЛ во главе с А.А.Аншельсоном (сентябрь 1893). Новое руководство действовало более целенаправленно.
17 июля и 14 сентября 1894 г. на ипподроме состоялись первые междугородные соревнования велосипедистов с участием киевлян, харьковчан, орловцев и белгородцев. Было проведено 9 заездов. Гонки прошли успешно, вызвав огромный интерес горожан.
7 декабря 1894 г. комитет КОВЛ, городская управа и комиссия городской думы выработали проект договора о передаче в распоряжение общества бесплатно сроком на 10 лет площади «Бородино поле» под устройство велодрома и сада при нем. К тому времени состав комитета вновь изменился. Во главе его встал А.Н.Алферов, управляющий отделением Дворянского банка.
Планировки площади и сада сделал вице-председатель КОВЛ, губернский землемер Н.Д.Шишкин, постройка павильона и других сооружений проводилась по чертежам начальника военно-инженерной дистанции инженер-полковника Н.А.Ракинта, трек выполнялся по проекту инженера путей сообщения Управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги Н.А.Колосова. Деньги на постройку составились из членских взносов и заимообразной подписки. Помогли и курские купцы, снабдив в кредит различными строительными материалами.
В мае 1895 г. строительство трека было завершено. Он имел круг в 1/3 версты (166,66 саженей), при радиусе закругления 13,27 саженей, ширину 2-3 сажени, подъем наружного края до 0,70 сажени.
14 мая состоялось его открытие, а на следующий день -большие соревнования с участием москвичей и харьковчан.
19 мая 1895 г. состоялись новые соревнования. На этот раз участниками были все иногородние велосипедисты, в том числе набиравший всероссийскую славу одессит Сергей Уточкин, участвовавший в 4 заездах и победивший в них. Коронной стала дистанция 10 верст. С.Уточкин прошел ее за 18 мин 50 сек, харьковский студент С.Савич проиграл ему всего лишь 0,2 сек.
После открытия велодрома (циклодрома) гоночные соревнования стали проводиться регулярно, привлекая массу зрителей, в особенности молодежь. Проводились и дорожные гонки.
Товарищеские соревнования с орловцами и белгородцами проводились в Курске неоднократно. Проходили они и в сезонах 1896-1897 гг.
В 1896 г. у КОВЛ возник конфликт с городскими властями, обвинившими общество в несоблюдении условий договора, который с трудом удалось уладить.
Пик развития деятельности КОВЛ пал на 1897 г., в котором было проведено 8 крупных соревнований (56 заездов). В них отличились курские гонщики А.И.Хлебников и В.К.Бугаев. Участвовали в них и многие иногородние спортсмены. Устраивались соревнования велосипедистов с лошадью. Курские гонщики участвовали в соревнованиях и в других городах России.
В 1898 г. конфликт вспыхнул вновь, и договор между городской думой и КОВЛ был расторгнут ввиду невыполнения обществом его условий. После этого общество фактически самораспустилось. Лучший курский велогонщик А.И.Хлебников переехал в Харьков. Часть велосипедистов вступила в Вольно-пожарное общество. Самостоятельно продолжали выступать велосипедисты И.Ф.Новиков, А.П.Орлов, участвуя в соревнованиях, проводимых в других городах.
Трек велодрома зарос травой, так как площадь «Бородино поле» уже не принадлежала обществу и находилась как бы под арестом.
Лишь в 1900 г. попечитель Александровского дома призрения бедных П.П.Сапунов предложил безвозмездно построить летний барак для нищих из материалов деревянных построек велодрома. Предложение Сапунова было принято городской думой.
© Ю.А.Бугров © Б.М.Гущин
Краеведческий словарь-справочник, 1997, Курск.
Поэтому велоспорт, даже в прогулочном варианте, был далеко не всем по карману. Тем не менее велосипед становился все более востребованным, а потому стали появляться общества велосипедистов.
В типовом уставе велосипедных обществ России, утвержденном министром внутренних дел России в конце XIX века, отмечалось, что велосипедная езда – это «…удобный, приятный и практичный способ передвижения, а также полезное лечебное средство», и посему надо содействовать его развитию. Согласитесь, звучит вполне актуально – особенно в условиях растущего сегодня «атеросклероза» наших городских транспортных коммуникаций. Сначала разрешалось пользоваться велосипедами лишь тем лицам, кто прошел испытание в комиссии, состоящей из двух членов комитета Курского общества велосипедистов и одного полицейского чиновника. В целях безопасности запрещалась быстрая езда по городу наперегонки, предписывалось держаться правой стороны, а объезд пешеходов и экипажей делать только с левой, ни в коем случае не нервировать лошадей, при езде группой двигаться только в затылок друг другу, не злоупотреблять сигналами звонков. Запрещалось ездить по городским улицам в трико.
Судя по регалиям, этот юноша был отличным спортсменом. Фотография 1912 года
Члены велосипедного общества носили форменную одежду и соответствующие значки…
Лишь 27 апреля 1892 года (когда количество велосипедов в городе перешло-таки в качество) в общественном клубе состоялось учредительное собрание Курского общества велосипедистов-любителей (КОВЛ), на котором был принят соответствующий проект устава и подписано письмо на имя губернатора с просьбой о разрешении деятельности. Уже в мае общество арендовало сад городской усадьбы князя Юсупова (на Московской улице), где вскоре устроило свой первый циклодром с кругом в 85 саженей (сажень равна 2,134 метра). Всего в общество записались 32 человека, большинство членов были люди состоятельные: членский взнос составлял аж 10 рублей.
До Первой мировой войны. Курск, фотоателье Красовского. В те времена велосипедисты-чемпионы были очень популярны
Считается, что как раз с этого момента курские велосипедисты-любители развивают активнейшую деятельность, устраивая соревнования на велодроме, а также на шоссе, проведя гонку Курск – Обоянь – Курск. В сезоне 1892 года лучшими велосипедистами считались Гинсбург, Ефремов, Орлов, Фидоровский, Стоян, Медведев. 17 июля и 14 сентября 1894 года на ипподроме состоялись первые междугородные соревнования велосипедистов с участием киевлян, харьковчан, орловцев и белгородцев. Гонки прошли успешно, вызвав огромный интерес горожан.
7 декабря 1894-го КОВЛ, городская управа и комиссия городской думы выработали проект договора о передаче в распоряжение общества бесплатно сроком на 10 лет площади «Бородино поле» под устройство велодрома и сада при нем. К тому времени во главе комитета встал А.Н. Алферов, управляющий отделением Дворянского банка.
Планировкой площади и строительством павильона занимались люди серьезные: губернский землемер Н.Д. Шишкин и инженер-полковник Н.А. Ракинта. Трек выполнялся по проекту инженера Управления Московско-Киево-Воронежской железной дороги Н.А. Колосова. Деньги на постройку составились из членских взносов и заимообразной подписки. Помогли и курские купцы.
Работники ВЧК на велосипедах. Курск, 20-е годы
Уже в мае 1895-го строительство нового трека было завершено. Он имел круг в 1/3 версты (166,66 саженей), при радиусе закругления 13,27 саженей, ширину 2-3 сажени, подъем наружного края до 0,70 сажени. 14 мая состоялось его открытие, а на следующий день – большие соревнования с участием москвичей и харьковчан. А уже 19 мая прошли новые соревнования с участием одессита Сергея Уточкина. К слову, курский трек входил в тройку первых в России.
Велобарышни на прогулке. Окраина Курска. Начало ХХ века
После открытия курского велодрома гоночные соревнования стали происходить регулярно, привлекая массу зрителей, в особенности молодежь. Проводились и дорожные гонки. Товарищеские соревнования с орловчанами и белгородцами случались в Курске неоднократно.
Особенно заметной стала деятельность КОВЛ в 1897 году, когда было проведено 8 крупных соревнований (56 заездов). В них отличились курские гонщики А.И. Хлебников и В.К. Бугаев. Приезжали и иногородние спортсмены. Устраивались соревнования велосипедистов с лошадью. Курские гонщики участвовали в соревнованиях и в других городах России.
• 100 с лишним лет назад в Курске опасались велосипеда почти так же, как сейчас — автомобиля. Существовавшими правилами допускалась езда по городу только на низких, безопасных велосипедах (очевидно, «высокие» — это те архаичные конструкции, где переднее колесо было огромным, и велосипедист сидел на высоте больше полутора метров). Разрешалось пользоваться велосипедами лишь тем лицам, которые прошли испытание в комиссии, состоящей из двух членов комитета Курского общества велосипедистов и одного полицейского чиновника.
• В целях безопасности правила запрещали быструю езду наперегонки, предписывали держаться правой стороны, а объезд пешеходов и экипажей делать только с левой, ни в коем случае не нервировать лошадей, при езде группой двигаться только в затылок друг другу, не злоупотреблять сигналами звонков. Не забыли составители и о нравственности горожан, включив пункт о воспрещении езды по улицам в трико и гоночных костюмах. Усилиями общества велосипедистов в Курске был устроен циклодром, на котором проходили тренировки и показательные гонки в присутствии зрителей. Члены общества носили форменную одежду и значки. В уставе, утвержденном министром внутренних дел 11 июля 1892 года, отмечалось, что велосипедная езда — это «удобный, приятный и практичный способ передвижения», а также «полезное лечебное средство», и посему надо содействовать ее развитию и заботиться об удешевлении велосипедов. Очень современно звучат аргументы столетней давности в пользу велосипеда, особенно в условиях нарастания дефицита общественного транспорта…
Но в следующем году возник конфликт между городской думой и КОВЛ, договор был расторгнут ввиду невыполнения обществом условий. После этого КОВЛ фактически самораспустилось. Лучший курский велогонщик А.И. Хлебников переехал в Харьков. Самостоятельно продолжали выступать велосипедисты И.Ф. Новиков, А.П. Орлов, участвуя в соревнованиях в других городах.
Трек велодрома скоро зарос травой, так как площадь «Бородино поле» уже не принадлежала обществу. Лишь в 1900 году попечитель Александровского дома призрения бедных П.П. Сапунов предложил безвозмездно построить летний барак для нищих из материалов деревянных построек велодрома. Предложение было принято городской думой. Потом пришли тяжелые времена (Первая мировая война, революция, Гражданская война) и стало не до велосипеда.
Велопробег на Красной площади. 60-е годы
Однако вернемся в нынешние времена. Понятно, что развитие велодвижения в городском формате невозможно без создания соответствующей инфраструктуры. В первую очередь это система велодорожек, но не только. Велосипедист должен стать привычным и полноправным участником уличного движения наравне с пешеходом (а может, наравне с автомобилем). Стало быть, нельзя обойтись без определенных новаций и в Правилах дорожного движения.
И тут вопрос: где в центре Курска проложить эти велодорожки? Хотя… У нас же есть широченный и не очень-то востребованный тротуар по четной стороне улицы Ленина. Если вписать велодорожку там, она вовсе не будет мешать пешеходам. Понятное дело, нужно устранить необходимость перескакивать через бордюр, когда вы переезжаете (на зеленый свет) поперечные улицы, продублировать специально для велосипедистов сигналы светофоров. А почему бы не взглянуть и на Первомайский парк как на место организации велопутей?
Там даже проще – нет автомобилей. Аналогично и в Детском парке. Почему бы не ввести велоновации и в парке имени Дзержинского? В Курске множество пустующих мест, ждущих своего применения.
Но может быть, замахнуться шире и после 120 лет небытия восстановить деревянный велотрек, когда-то бывший гордостью Курска. Ведь сохранили же туляки свой велотрек – несмотря на все исторические сложности. К слову, Россия находится далеко не впереди планеты всей по количеству велодромов. Не все же строить торговые центры.
Виктор КРЮКОВ,
двухколесный велосипедист с 4-х летнего возраста