Велоспорт - шоссе

ТАКТИКА В ШОССЕЙНОМ ВЕЛОСПОРТЕ

Неопытному зрителю может показаться, что велогонка — это просто много людей на велосипедах, которые очень долго и нудно крутят педали, но это не так.

Тактика шоссейных гонок сложна и интересна!

В таких видах спорта, как плавание, лыжи, бег, каждый участник мало зависит от других, тактика там тоже существует, но преследует одну цель — рациональное распределение своих возможностей на дистанции. Примерно так же обстоят дела в велосипедных гонках с раздельным стартом.Но в групповых шоссейных гонках всё по-другому. Велосипедист может быть объективно сильнее остальных участников соревнования, но проиграть. Попытки даже самого сильного из участников догнать активно, поочередно лидирующих в ведущей группе соперников почти всегда безрезультатны, потому что один спортсмен не в состоянии на длительном пути сохранить достаточно высокую скорость. Лидирование и умение сохранить силы в гонке за счет едущего впереди и порождает тактику групповых гонок.Поскольку групповая велогонка — это командный вид спорта, самым важным является сформировать слаженную команду.

Важнейшие принципы формирование команды:
1. В команде обязательно есть лидер. Победа всей команды заключается в том, что этот лидер приедет первым по итогам гонки. И при этом все премиальные распределяются среди всех участников.
2. Под лидера команды выстраивается вся стратегия с учетом способностей каждого члена команды. Есть спринтеры, которые хорошо и быстро идут на равнине, есть специалисты по прохождению горных участков. Они медленнее спринтеров, но достаточно сильны, чтоб во время трудного подъема вверх вытащить всю команду. Есть просто доставщики воды для лидирующей группы и их роль никто не уменьшает в командной работе. Но важное условие это чтоб каждый выкладывался на максимум в своей зоне ответственности.

Во время гонки гонщики собираются в группы различного размера, скорости и назначения.

Основная группа

Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии. Но, находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться в отвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющая значительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишком далеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованные в победе на этапе.Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытаться дезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимально возможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые из них также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.

Отрыв

Отрыв — группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшей маневренностью, и в нём легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.

Гонщики команд, не заинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимая участия в сменах.

Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежать от соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше его участники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.

Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.

Отвал

Отвал — группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедисты стремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется по принципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.

Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащить гонщика к пелотону.

Групетто

Групетто (итал. grupetto) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки в спокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, их единственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираются спринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.

Как мы уже говорили в прошлый раз, задачи гонщиков в команде различаются в зависимости от их способностей.

Правильное распределение ролей, позволяющее наиболее полно использовать таланты каждого спортсмена — очень важный компонент борьбы за победу.Специализации гонщиковКлассик — специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное время находиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельных этапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобы бороться за высокие места в генеральной классификации.

Спринтер — обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольших подъёмах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего велосипеда и финиш с колеса разгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет «взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать в небольшой подъём.

Раздельщик — за счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, но во время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое время находиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная их специализация — гонки с раздельным стартом.

Фабиан Канчеллара в майке чемпиона мира в разделке на Тур де Франс. При входе в поворот он вынужден положить руки на тормозные ручки, и хорошо видна рогатка с компьютером и лежаками

Лэнс Армстронг в прологе Тур де Франс. 7 раз подряд победив в общем зачёте гонки, он выиграл за это время 11 разделок

Горняк — легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваном ритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во время атаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, их выдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшим индивидуальным ходом, нежели раздельщики.

Мастер скоростного спуска — умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.

Универсал — велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу в общем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.

Генеральщик — гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.

Грегари -итал. gregario «стадный») или домести́к — шоссейный велогонщик, работающий на свою команду или её лидера. — выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передает воду и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие в команде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним из важнейших факторов для обеспечения победы её капитана.

Доместики Яна Ульриха из «T-Mobile Team» возглавляют погоню пелотона за отрывом

Грегари из «Fuerteventura-Canarias» набирает бачки с водой для партнёров

Telegram канал VelomaniaWW

Теперь, познакомившись с основными понятиями, можно рассматривать сам процесс гонки.

В групповой гонке никогда не получится просто на старте выйти вперёд и приехать первым. С большой вероятностью, ты даже до финиша не доберёшься, если попробуешь сделать так. Чтобы сэкономить силы, нужно кому-нибудь «сесть на колесо» – попасть в воздушный мешок, который образуется за спиной у другого велосипедиста. Работать будет первый, а тебе будет намного легче держать ту же скорость.

Итак, для того, чтобы понять, как это работает в гонке, представим себе борьбу на плоском, так называемом спринтерском этапе. Стартуют все гонщики вместе, и тут же сталкиваются с главной проблемой велосипедистов, чем быстрее ты едешь, тем сильнее тебя тормозит набегающий поток воздуха. Чтобы от него спрятаться, гонщики собираются в пелотон – в большой, плотной группе, едущие на первых позициях играют роль лезвия, разрезающего воздух. При этом в конце плотности такой нет, в хвосте мешок достаточно большой, для того, чтобы ехать довольно расслабленно.

Почти сразу после старта начинается борьба за возможность уехать в отрыв дня. Причин этому много, кто-то всерьёз рассчитывает постараться выиграть, а кого-то отправляет команда, чтобы, под предлогом того, что в отрыве есть их гонщик, не работать в голове пелотона. Так или иначе, за любым пытающимся убежать от группы рванёт кто-то из обороняющихся, чтобы сесть ему на колесо, продлив таким образом воздушный мешок. Если не догонит, то, по крайней мере, создаст мостик, который поможет остальным догнать беглеца.

Однако, может так получится, что к атаковавшему на колесо сядут другие желающие уехать в отрыв, и тогда у них вполне может получиться сбежать от пелотона. Чаще всего основная группа согласна успокоиться и отпустить их, если состав отрыва не угрожает капитанам команд. Пусть у нас отрыв будет состоять из пяти гонщиков.

В небольшой группе, с воздухом борется только самый первый, поэтому, он периодически уходит назад, подставляя под поток следующего. Если гонщики договорились, то это повторяется до бесконечности и формируется так называемая «вертушка».

Тем временем, постепенно поднялся мощный боковой ветер, он заставляет заметно перестроится и пелотон и отрыв. Когда ветер дует сбоку, воздушный мешок смещается вбок от гонщика, а значит и сидеть у него на колесе придётся сбоку и сзади.

Пелотон же не может так выстроиться и сильный ветер вполне может порвать его на небольшие группы. Они уже и начнут выстраиваться такими диагоналями – так называемыми эшелонами. Из-за этого, команды стараются держать своих капитанов ближе к голове, чтобы под ветром они не отвалились вместе с хвостами.

Наконец, ветер стих, пелотон собрался воедино и приближается финиш. В этот момент, там выходят вперёд те, кто совершенно не заинтересован в существовании отрыва – спринтерские команды. Они хотят, чтобы пелотон воедино приехал на финиш и начинают активно догонять пятёрку беглецов. Гонщики этих команд выходят вперёд, начинают диктовать темп и создают «вертушку» уже в голове пелотона.


По мере приближения пелотона, дружба в отрыве кончается, те у кого осталось больше сил, начинают атаковать. Чаще всего, атаковать стараются «с колеса» – со второй третьей позиции, так и воздушный мешок поможет, и противники, едущие впереди не увидят момент начала атаки.

Однако, эта атака не удаётся и пятёрка снова собирается вместе. После, ещё один гонщик пытается «просеять» отрыв и бросить уставших. Без рывков, не вставая из седла, он начинает диктовать остальным такой непомерный темп, который выдерживает только один из товарищей по отрыву.

Несмотря на все усилия, пелотон, ведомый спринтерскими командами, всё таки, добирает отрыв – в основной группе осталось больше свежих гонщиков. На последних километрах, две такие команды выстраивают свои «поезда». В «поезде» каждый работает уже на износ, они стараются вести пелотон с такой скоростью, чтобы никому даже в голову не пришла идея попробовать убежать в одиночку.

«Последним колесом» в таком поезде сидят спринтеры (с буквами «с»), их помощники же, сначала держат максимальную скорость, выдохнувшись, просто бросают работать и уходят из группы. Сами спринтеры, защищённые до последней сотни метров, перед финишной чертой выскакивают с колеса разгоняющих и выясняют, кто из них быстрее.

Telegram канал VelomaniaWW

Источники:
www.cyclosport.ru/taktika
ievgenosypchuk.blogspot.ru/2014/06/bl…
ru.wikipedia.org/wiki/Шоссе…

Велоклуб «Цепная Реакция»